21 мая 2020 г. |
Дело N А42-6457/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Аникиной Е.А., Соколовой С.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" Потапова Д.Е. (доверенность от 07.09.2019 N 4160), от Военной прокуратуры - войсковой части 56186 Папина С.А. (доверенность от 20.05.2020),
рассмотрев 20.05.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.09.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2019 по делу N А42-6457/2019,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Перспектива", адрес: 173000, Великий Новгород, Славная ул., д. 46, пом. 7, ОГРН 1145321007193, ИНН 5321172547 (далее - Общество, ООО "Перспектива"), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий Военной прокуратуры - войсковой части 56186, адрес: 184650, Мурманская обл., г. Полярный, ул. Фисановича, д. 4 (далее - Прокуратура), по организации и проведению прокурорской проверки от 18.04.2019 деятельности Общества по оказанию услуг по организации питания военнослужащих, осуществляемой по адресам: Мурманская обл., г. Гаджиево, тер. военного городка N 1, продовольственный склад столовой N 33/11-1 (войсковая часть 77360-В); Мурманская обл., н.п. Видяево, продовольственный склад столовой 33/38 (войсковая часть 77360-Б).
К участию в деле в качестве соответчика привлечена Военная прокуратура Северного флота, адрес: 184606, Мурманская обл., г. Североморск, ул. Сивко, д. 9, ОГРН 1125110000685, ИНН 5110003853, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Мурманской области, адрес: 183038, г. Мурманск, Пушкинская ул., д. 7, ОГРН 1055100161313, ИНН 5190133622 (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 24.09.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2019, в удовлетворении заявления Обществу отказано.
В кассационной жалобе ООО "Перспектива", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение ими обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, действия Прокуратуры по организации и проведению проверки нарушают права Общества. При этом Общество обращает внимание, что не оспаривало действия Прокуратуры по направлению запроса в Управление от 16.04.2019 N 1335.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.04.2020 дата рассмотрения кассационной жалобы изменена на 20.05.2020.
В судебном заседании представитель Общества поддержал приведенные в кассационной жалобе доводы, а представитель Прокуратуры возражал против удовлетворения данной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, ходатайство об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании решений военного прокурора от 17.04.2019 N 160 и N 161 в войсковых частях 77360-Б и 77360-В в период с 17.04.2019 по 15.05.2019 в целях обеспечения законности в поднадзорном органе при организации питания военнослужащих проведены проверки.
В ходе данных проверок Прокуратурой установлено, что организация питания военнослужащих в проверяемых войсковых частях обеспечивается ООО "Перспектива" на основании договора на оказание услуг по организации питания для нужд Министерства обороны Российской Федерации от 30.01.2019 N ОП-19-41, заключенного с акционерным обществом "Военторг".
Названный договор заключен в целях исполнения государственного контракта от 30.01.2019 N 300119/ВП на оказание услуг по организации питания для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2019 - 2021 годах.
Прокуратурой с привлечением специалистов Управления 18.04.2019 проведены надзорные мероприятия в названных войсковых частях, в том числе осуществлены осмотры столовых, складов, по результатам которых Управлением составлены справки от 22.04.2019 N 51/07-15/229 и N 51/07-15/230 о допущенных Обществом нарушениях при организации питания военнослужащих.
По факту выявленных нарушений должностным лицом Прокуратуры в порядке статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) возбуждены дела об административных правонарушениях.
Постановлениями Управления от 17.06.2019 Общество признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.18 и 10.1 КоАП РФ.
Не согласившись с действиями Прокуратуры по организации и проведению проверки, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций исследовали и оценили доказательства и доводы, представленные участниками спора, установили обстоятельства дела и не усмотрели правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон N 2202-1) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 21 Закона N 2202-1 при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки (пункт 3 статьи 21 Закона N 2202-1).
В силу пункта 1 статьи 27 Закона N 2202-1 прокурор при осуществлении возложенных на него функций рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, использует полномочия, предусмотренные статьей 22 названного Закона.
Полномочия, возложенные на военных прокуроров, приведены в пункте 6 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.05.2008 N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур", к числу которых относится в том числе надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, органами военного управления и должностными лицами воинских частей.
Судами двух инстанций установлено, что спорные проверки проводились в отношении должностных лиц войсковых частей 77360-В и 77360-Б на основании решений Военной прокуратуры Северного флота от 17.04.2019 N 160 и N 161, содержащих информацию о нарушениях закона, о чем 17.04.2019 были уведомлены командиры частей. Данные решения соответствуют типовой форме, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17.03.2017 N 172; предмет проверки - исполнение требований законодательства о материально-бытовом обеспечении военнослужащих, сохранности жизни и здоровья военнослужащих, в том числе об их санитарно-эпидемиологическом благополучии.
Учитывая, что проверке подлежала деятельность должностных лиц указанных воинских частей по осуществлению ими контроля за оказанием услуг по организации питания военнослужащих Гаджиевского и Видяевского гарнизонов, фактическое оказание которых осуществляется ООО "Перспектива", перед началом проверки уведомления также вручены работникам Общества.
В рамках проверочных мероприятий установлено, что организация питания военнослужащих в названных войсковых частях обеспечивается Обществом на основании договора на оказание услуг по организации питания для нужд Министерства обороны Российской Федерации от 30.01.2019 N ОП-19-41, и в связи с этим Прокуратурой с привлечением в порядке пункта 13 статьи 21 Закона N 2202-1 специалистов Управления проведены соответствующие надзорные мероприятия в войсковых частях, в том числе осуществлены осмотры столовых, складов.
Судами особо отмечено, что надзорные мероприятия проводились в отношении должностных лиц названных войсковых частей с последующим осуществлением прокурорского реагирования в целях устранения нарушений закона, допущенных воинскими должностными лицами, а не в отношении Общества.
Исходя из установленных обстоятельств, суды пришли к правильному выводу, что действия Прокуратуры, совершенные в рамках проверок, соответствуют требованиям Закона N 2202-1 и не нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств, отличных от тех, которые были установлены судами, по причине несогласия заявителя жалобы с результатами указанной оценки судов, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, перечисленных в статьях 286, 287 АПК РФ.
Выводы судов основаны на правильном применении ими норм права к установленным обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.09.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2019 по делу N А42-6457/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.