03 сентября 2020 г. |
Дело N А26-10512/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
рассмотрев 02.09.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Гутыро Геннадия Дмитриевича на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.03.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2020 по делу N А26-10512/2019,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Гутыро Геннадий Дмитриевич, место жительства: Республика Карелия, Кондопожский р-н, пос. Янишполе, ОГРНИП 304100304000026 (далее - Предприниматель), обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - Министерство), от 30.09.2019 N 2.3-22/13905 об отказе в проведении аукционов на право заключения договоров аренды лесных участков и понуждении устранить нарушения земельного и лесного законодательства Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия, адрес: 183006, г. Мурманск, Пушкинская ул., д. 12.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 18.03.2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2020, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Предприниматель, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение ими обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования.
Как указывает Предприниматель, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт расположения испрашиваемых лесных участков в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе Онежского озера, что, по мнению подателя жалобы, исключает отказ в удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Северо-Западным территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству и Предпринимателем на основании статьи 21 Федерального закона от 02.07.2013 N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 07.08.2014 N 305 был заключен договор от 14.08.2015 N 089-РК/РВ-п пользования рыбоводным участком с рыбоводным хозяйством, на основании которого Предпринимателю был предоставлен рыбопромысловый участок площадью 8,3 га, местоположение: Республика Карелия, Онежское озеро, Кондопожская губа, Тулгуба, для осуществления товарного рыбоводства на основании договора о предоставлении рыбопромыслового участка от 26.08.2010 N 57-009-РВ (на основании протокола аукциона от 12.04.2018 N 58).
Впоследствии между теми же лицами был заключен договор от 04.05.2018 N 111-РК/РВ-а пользования рыбоводным участком площадью 3,1 га, местоположение: Республика Карелия, Кондопожский р-н, Онежское озеро, Мережнаволок, для осуществления индустриальной аквакультуры (рыбоводства).
Предприниматель 16.09.2019 обратился в Министерство с заявлениями о проведении аукциона на заключение договоров аренды лесных участков с кадастровыми номерами 10:09:0060225 (площадью 14 065 кв. м) и 10:09:0060201 (площадью 20 438 кв. м) для ведения сельского хозяйства с целью осуществления товарной аквакультуры (размещение объектов, необходимых для обслуживания расположенного рядом с участком форелевого хозяйства).
Письмом от 30.09.2019 N 2.3-22/13905 Министерство на основании пункта 3 части 6 статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) отказало в утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане указанной территории и организации аукционов на право заключения договора аренды лесных участков для ведения сельского хозяйства (товарной аквакультуры).
В этом же письме Министерство сослалось на расположение лесных участков в лесных кварталах N 156 (лесотаксационный выдел 6) и N 176 (лесотаксационный выдел 4) Кондопожского участкового лесничества (Березовского лесничества по лесоустройству) Кондопожского лесничества Кондопожского муниципального района Республики Карелия (острова в Онежском озере) и отметило, что леса водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы вокруг Онежского озера относятся к защитным лесам.
Не согласившись с указанным отказом, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, и приводимые ими доводы, установили обстоятельства дела и пришли к выводу о законности оспариваемого отказа Министерства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Предпринимателя не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован нормами главы 6 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно частям 1, 4 статьи 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются заинтересованным лицам на основании договоров аренды, к которым применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом.
При этом объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет (часть 2 статьи 72 ЛК РФ).
В силу части 1 статьи 73.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 указанной статьи, частью 1 статьи 74 названного Кодекса.
Порядок заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения такого договора, устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом (часть 6 статьи 73.1 ЛК РФ).
Согласно части 1 статьи 78 ЛК РФ решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений (далее также - аукцион) принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 названного Кодекса, в том числе по заявлениям граждан и юридических лиц о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины или договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого в соответствии с частью 4 статьи 29.1 названного Кодекса.
В случаях, когда заявление о проведении аукциона подано в отношении лесного участка, который не может быть предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду в соответствии с законодательством Российской Федерации, уполномоченным органом принимается решение об отказе в проведении аукциона (пункт 3 части 6 статьи 78 ЛК РФ).
Статьей 63 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) установлено, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в водоохранных зонах, осуществляются в соответствии с лесным законодательством.
Водоохранной зоной в соответствии со статьей 65 ВК РФ являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной или иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиливания указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (пункт 2 статьи 65 ВК РФ).
В лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещается ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства (подпункт 2 пункта 2 статьи 113 ЛК РФ).
Запрет на ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства, установлен также в отношении особо защитных участков лесов (пункт 2 части 4 статьи 119 ЛК РФ).
Установив, что в соответствии с Государственным лесным реестром испрашиваемые лесные участки расположены в границах водоохранных зон и относятся к особо защитным участкам лесов, руководствуясь вышеприведенными нормативными положениями, суды пришли к обоснованному выводу о наличии прямого запрета на предоставление этих участков в аренду для ведения сельского хозяйства.
Вопреки утверждению Предпринимателя, факт нахождения испрашиваемых лесных участков в границах указанных зон подтверждается представленными Министерством в дело доказательствами, в том числе картами-схемами их расположения. Отсутствие сведений об указанных зонах в Едином государственном реестре недвижимости не опровергает их наличие в границах, установленных частью 6 статьи 65 ВК РФ.
Доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были проверены и учтены судами при рассмотрении дела и могли повлиять на обоснованность и законность принятых по делу судебных актов, либо опровергнуть выводы судов первой и апелляционной инстанций. Несогласие Предпринимателя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судами неправильно применены нормы материального права к конкретным установленным фактическим обстоятельствам дела и (или) нарушены требования процессуального законодательства.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, их выводы основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного, руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.03.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2020 по делу N А26-10512/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Гутыро Геннадия Дмитриевича - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.