08 сентября 2020 г. |
Дело N |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 07.09.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Ненецкого автономного округа Ненецкая коммунальная компания" на решение Арбитражного суда Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа от 04.02.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2020 по делу N А05П-550/2019,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Ненецкого автономного округа "Ненецкая коммунальная компания", адрес: 166700, Ненецкий автономный округ, Заполярный район, рабочий поселок Искателей, ул. Губкина, д. 15, ОГРН 1028301647120, ИНН 8301002408 (далее - Предприятие, ГУП НАО "НКК"), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа с заявлением к Печорскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, адрес: 167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Советская ул., д. 67, ОГРН 1021100813799, ИНН 1103001093 (далее - Управление, Ростехназдор), о признании недействительными пунктов 1 - 10, 32 предписания от 23.08.2019 N 29/19.
Решением суда первой инстанции от 04.02.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.05.2020, заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным оспариваемое предписание Управления в части пункта 5; пункта 7 в части, обязывающей предприятие внести в сведения, характеризующие опасный производственный объект (далее - ОПО) "Сеть газоснабжения п. Искателей", газопроводы среднего давления, относящиеся к сетям газопотребления, а также к сетям, не предназначенным для обеспечения безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии; пункта 8 в части, обязывающей предприятие переоформить лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, по адресам мест осуществления лицензируемого вида деятельности, не относящегося к обеспечению безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии; пункта 9 в части, обязывающей предприятие внести в сведения, характеризующие ОПО "Сеть газораспределения г. Нарьян-Мара", газопроводы высокого давления, относящиеся к сетям газопотребления, а также к сетям, не предназначенным для обеспечения безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии; пункта 10 в части, обязывающей предприятие переоформить лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, по адресам мест осуществления лицензируемого вида деятельности, не относящегося к обеспечению безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии. На Управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предприятия. В удовлетворении остальной части предъявленных требований отказано.
Не соглашаясь с принятыми судебными актами, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, ГУП НАО "НКК" обратилось в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительными пунктов 1, 2, 3, 4, 6, 32 предписания от 23.08.2019 N 29/19 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы Предприятие указывает, что при проведении внеплановой проверки с целью контроля хода подготовки к отопительному периоду теплосетевых и теплоснабжающих организаций в полномочия сотрудников отделов государственного энергетического надзора не входит контроль за опасными производственными объектами, к которым относятся сети газоснабжения. Податель жалобы также ссылается на отсутствие в п. Красное принадлежащих ему объектов теплоснабжения и обращает внимание на то, что эксплуатируя газовые сети, Предприятие осуществляет только транспортировку газа. Ссылаясь на заключение от 05.12.2014, Предприятие считает невозможным приведение котельной в исправное состояние, обеспечивающее длительное и надежное использование по назначению.
ГУП НАО "НКК" и Ростехнадзор, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда в сети Интернет, явки своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, с целью выполнения приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.07.2019 N 261 "О контроле хода подготовки объектов теплоснабжения к работе в осенне-зимний период 2019-2020 годов" (далее - Приказ N 261) на основании распоряжения от 17.07.2019 N 677 Управлением в период с 29.07.2019 по 23.08.2019 проведена внеплановая выездная проверка ГУП НАО "НКК".
По результатам проверки Ростехнадзор установил следующие оспариваемые Предприятием нарушения:
- в нарушение части 2 статьи 2, части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ), пункта 5 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов" (далее - Правила N 1371), части 1 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" (далее - Закон N 225-ФЗ) ОПО "Сеть газоснабжения п. Красное" не зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов;
- в нарушение части 4 статьи 8, части 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункта 1 части 2 статьи 11 Закона N 225-ФЗ на ОПО "Сеть газоснабжения п. Красное" отсутствует договор обязательного страхования гражданской ответственности;
- в нарушение абзаца второго части 1 статьи 10 Закона N 116-ФЗ на ОПО "Сеть газоснабжения п. Красное" отсутствует договор на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями;
- в нарушение абзаца десятого части 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ на ОПО "Сеть газоснабжения п. Красное" не организован и не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
- в нарушение части 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункта 12 части 1 статьи 12, статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), пункта 8 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 N 492 "О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности" (далее - Положение N 492) не переоформлена лицензия ГУП НАО "НКК" на "Эксплуатацию взрывопожароопасных химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности" N ВХ-25-000949 от 12.01.2016, а также не указаны адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности;
- в нарушение пункта 3.3.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" (далее - Правила N 115) по результату акта обследования технического состояния здания котельной N 1 по ул. Озерной в п. Искателей, производственное здание котельной N 1 находится в неисправном состоянии и не обеспечивает длительное и надежное использование по назначению.
На основании акта проверки от 23.08.2019 N 64/19 Предприятию выдано предписание от 23.08.2019 N 29/19 с требованием в установленные сроки устранить выявленные нарушения.
Не согласившись с указанным предписанием, ГУП НАО "НКК" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, учитывая, что работы по техническому обслуживанию, ремонту и аварийно-диспетчерскому обеспечению сетей газораспределения и газопотребления являются одним из видов эксплуатации таких сетей, а без должного функционирования спорных сетей теплоснабжение на территории г. Нарьян-Мара, п. Искателей и п. Красное не может быть признано надлежащим, пришел к выводу о наличии у Предприятия, осуществляющего данный вид эксплуатации, обязанности по соблюдению требований законодательства, в связи с чем заявление ГУП НАО "НКК" удовлетворил частично.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определены в Законе N 116-ФЗ. Указанный закон направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Согласно статье 1 Закона N 116-ФЗ под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В пункте 1 статьи 2 Закона N 116-ФЗ установлено, что опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к названному закону. К ним относятся газораспределительные станции, сети газораспределения и сети газопотребления.
В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 870 утвержден Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления (далее - Технический регламент), действие которого распространяется на сеть газораспределения и сеть газопотребления, а также на связанные с ними процессы проектирования (включая инженерные изыскания), строительства, реконструкции, монтажа, эксплуатации (включая техническое обслуживание, текущий ремонт), капитального ремонта, консервации и ликвидации.
Пунктом 9 Технического регламента определены понятия "эксплуатация сети газораспределения и сети газопотребления" и "эксплуатационная организация". Под эксплуатацией сети газораспределения и сети газопотребления понимается использование сети газораспределения и сети газопотребления по назначению, определенному в проектной документации; эксплуатационная организация - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию сети газораспределения и сети газопотребления и (или) оказывающее услуги по их техническому обслуживанию и ремонту на законных основаниях.
Поскольку техническое обслуживание и ремонт являются одним из элементов эксплуатации сети газораспределения и сети газопотребления, Предприятие, осуществляющее данный вид эксплуатации, обязано соблюдать положения Закона N 116-ФЗ, других федеральных законов, нормативных правовых актов, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе: соблюдать положения названного Закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 2 Закона N 116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Для регистрации объектов в государственном реестре организации и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие эти объекты, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют в установленном порядке на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения, характеризующие каждый объект (пункт 5 Правил).
На основании пункта 12 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ, пункта 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ подлежит лицензированию деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно- спасательные формирования из числа работников (часть 1 статьи 10 Закона N 116-ФЗ).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды двух инстанций установили, что Предприятие, осуществляя в том числе деятельность по газоснабжению населения, содержанию, ремонту и наладке инженерной инфраструктуры и являясь эксплуатационной организацией газораспределительных сетей, вышеназванные требования законодательства Российской Федерации не исполнило. Так, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 11.06.2019 по делу N А05П-66/2019 установлено, что отраженные в пункте 6 оспариваемого предписания газопроводы эксплуатируются Предприятием, и обеспечивают безаварийную работу объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии (газопровод от ГРС, потребление котельной детского сада, потребление котельной школы).
Принимая во внимание совокупность доказательств, свидетельствующих об отсутствии у ГУП НАО "НКК" законных оснований для неисполнения предписания в обжалуемой части, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемая часть предписания Ростехнадзора является правомерной, вынесенной уполномоченным на то органом, поскольку при осуществлении деятельности Предприятием допущены нарушения положений законодательства Российской Федерации в сфере промышленной безопасности.
Доводы Предприятия о неправильном применении судами положений Федерального закона от 26.12.2009 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) в части проведения федерального государственного энергетического надзора, поскольку в данном случае подлежат применению специальные нормы, регулирующие порядок и организацию проведения проверки готовности объектов теплоснабжения к работе в осенне-зимний период, были предметом рассмотрения судов и признаны несостоятельными.
Судами принято во внимание, что в рассматриваемом случае в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 19.06.2019 N ВМ-П9-5084 Федеральная служба по экологическому, техническому и атомному надзору издала приказ N 261 от 04.07.2019 "О контроле хода подготовки объектов теплоснабжения к работе в осенне-зимний период 2019-2020 годов", в соответствии с которым руководителям территориальных органов Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору в порядке пунктом 3 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ приказано организовать внеплановые проверки подготовки объектов теплоснабжения к работе в осенне-зимний период 2019-2020 годов.
Согласно подпункту 11 пункта 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 N 103 (далее - Правила N 103), в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии, а именно: готовность систем приема и разгрузки топлива, топливоприготовления и топливоподачи.
Поскольку на территории г. Нарьян-Мара, п. Искателей и п. Красное функционируют котельные, работающие на газовом топливе, суды пришли к обоснованному выводу о правомерности действий Управления по проверке сетей газоснабжения, что относится к обеспечению безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии, поскольку без должного функционирования этих сетей теплоснабжение не может быть признано надлежащим.
Судами также правомерно со ссылкой на подпункт 13 пункта 13 Правил N 103 не признана нарушением проверка Управлением ранее выданных предписаний, так как одним из элементов готовности к отопительному периоду является отсутствие не выполненных в установленные сроки предписаний, влияющих на надежность работы в отопительный период, выданных уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) органами государственной власти и уполномоченными на осуществление муниципального контроля органами местного самоуправления.
Исходя из отсутствия доказательств проведения ГУП НАО "НКК" мероприятий, направленных на приведение здания котельной в исправное состояние, обеспечивающее длительное, надежное использование его по назначению, с учетом требований санитарных норм и правил, правил безопасности труда, с учетом положений пункта 3.3.1 Правил N 115, суды пришли к выводу об обоснованности пункта 32 оспариваемого предписания.
Отклоняя довод Предприятия о неисполнимости данного пункта предписания из-за невозможности в силу технического состояния здания привести его в соответствие с предъявляемыми требованиями, суды указали, что определение способов устранения допущенных нарушений находится в исключительной компетенции хозяйствующего субъекта. Более того, как указано судами, срок для устранения нарушения определен с учетом пояснений представителя заявителя, данных в ходе проверки, о дате окончания строительства новой котельной, наличии у предприятия возможности прекратить использование этой котельной, обеспечив теплоснабжение посредством развертывания мобильной котельной, имеющейся в Ненецком автономном округе.
Несогласие подателя жалобы с выводами судов двух инстанций со ссылкой на иное толкование норм законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о нарушении судами норм материального и процессуального права, не позволившем всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 АПК РФ.
Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации ГУП НАО "НКК" подлежит возврату излишне уплаченная при подаче кассационной жалобы государственная пошлина в размере 1500 руб.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа от 04.02.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2020 по делу N А05П-550/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Ненецкого автономного округа "Ненецкая коммунальная компания" - без удовлетворения.
Возвратить государственному унитарному предприятию Ненецкого автономного округа "Ненецкая коммунальная компания", адрес: 166700, Ненецкий автономный округ, Заполярный район, рабочий поселок Искателей, ул. Губкина, д. 15, ОГРН 1028301647120, ИНН 8301002408, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 15.07.2020 N 1960.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.