03 декабря 2020 г. |
Дело N А21-15016/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Мунтян С.В., Соколовой С.В.,
при участии от Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области Казакова М.Ю. (доверенность от 03.09.2020 N 4286/01),
рассмотрев 02.12.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Гурьевский водоканал" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.03.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2020 по делу N А21-15016/2019,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Гурьевский водоканал", адрес: 238300, Калининградская обл., Гурьевский р-н, г. Гурьевск, Лесная ул., д. 13, ОГРН 1083925020024, ИНН 3917501998 (далее - Предприятие, МУП ЖКХ "Гурьевский водоканал"), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области, адрес: 236006, Калининград, Барнаульская ул., д. 4, ОГРН 1023901001552, ИНН 3905011090 (далее - Управление, УФАС), от 31.10.2019 N 150 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, а также определения УФАС от 31.10.2019 N 039/01/10-861/2019 о назначении к рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 18.03.2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2020, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение ими обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, у Управления отсутствовали правовые основания для возбуждения в отношении МУП ЖКХ "Гурьевский водоканал" дела о нарушении антимонопольного законодательства, принятые УФАС ненормативные правовые акты нарушают права и законные интересы Предприятия.
В судебном заседании представитель Управления возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Предприятие, надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя для участия в нем не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства N АМЗ-31/2018 Управление в адрес организаций, осуществляющих водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры на территории Калининградской области, направило запрос от 21.08.2019 N 3424/04 с требованием представления в срок до 16.09.2019 информации (надлежащим образом заверенных копий документов) следующего характера:
- информацию обо всех договорах холодного водоснабжения и водоотведения (кроме договоров в отношении собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах и индивидуальных жилых домов), в соответствии с которыми взималась плата за период с 01.01.2016 по 30.06.2019 включительно с приложением заверенных копий подтверждающих документов на бумажном носителе и в виде электронной таблицы в формате Excel по форме, приложенной к запросу;
- сведения о сетях холодного водоснабжения и водоотведения (с указанием населенных пунктов, муниципальных образований и протяженности);
- сведения за 2018 г. об общей выручке, а также о выручке от оказания услуг холодного водоснабжения и о выручке от оказания услуг и водоотведения.
Названный запрос направлен УФАС в адрес 41 хозяйствующего субъекта по представленному Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области списку организаций, осуществляющих водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем на территории Калининградской области.
Предприятие 18.09.2019 представило в УФАС акты выполненных работ и договоры на водоснабжение и водоотведение за 2016 - 2019 гг. на 2311 листах.
На основе анализа представленных Предприятием документов Управление выявило, что МУП ЖКХ "Гурьевский водоканал" производит взимание со своих абонентов платы за водопотребление сверх установленного гарантированного объема водоснабжения в пятикратном размере платы, рассчитанной за фактическое потребление ресурса.
Усмотрев в указанных действиях МУП ЖКХ "Гурьевский водоканал" признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), Управление издало приказ от 31.10.2019 N 150 о возбуждении в отношении Предприятия дела о нарушении антимонопольного законодательства N 039/01/10-861/2019.
Определением УФАС от 31.10.2019 N 039/01/10-861/2019 дело N 039/01/10-861/2019 назначено к рассмотрению на 26.11.2019.
Не согласившись с указанными приказом и определением УФАС, Предприятие обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций констатировали законность обжалуемых ненормативных правовых актов антимонопольного органа.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Предприятия не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Из материалов дела следует, что оспариваемые заявителем ненормативные правовые акты заключаются в возбуждении дела о нарушении требований антимонопольного законодательства и в назначении к рассмотрению указанного дела.
В силу пункта 10 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ запрещены действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 22 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган среди прочего обеспечивает государственный контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства; выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.
В целях осуществления данных функций антимонопольный орган наделен полномочиями возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства, проводить проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями (пункты 1 и 11 части 1 статьи 23 Закона N 135-ФЗ).
Согласно пункту 3 части 2 статьи 39 Закона N 135-ФЗ основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Таким образом, при возбуждении дела по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ антимонопольным органом должны быть установлены как факт доминирования хозяйствующего субъекта на товарном рынке, так и признаки совершения им действий (бездействия), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Управлением на основании отчета (обзора) от 31.10.2019 результатов анализа состояния конкуренции на рынке, функционирующем в условиях естественной монополии, установлен факт доминирования МУП ЖКХ "Гурьевский водоканал" на рынке водоснабжения с использованием централизованной системы водоснабжения, в связи с чем УФАС признало Предприятие хозяйствующим субъектом, на который распространяются запреты и ограничения, установленные частью 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
Проанализировав условия договоров холодного водоснабжения и водоотведения в отношении 174 абонентов Предприятия, Управление выявило, что в нарушение действующего нормативного правового регулирования в области водоснабжения МУП ЖКХ "Гурьевский водоканал" установило в указанных договорах лимиты водопотребления и ответственность за сверхлимитное водопотребление и производило взимание платы за превышение гарантированного объема подачи воды в пятикратном ее размере. Указанные действия Предприятия, влекущие дополнительные финансовые потери для его абонентов, были восприняты Управлением как ущемляющие интересы других лиц, что, как справедливо отмечено УФАС, может свидетельствовать о нарушении запретов и ограничений, установленных статьей 10 Закона N 135-ФЗ.
Таким образом, обнаружив по итогам рассмотрения поступивших от МУП ЖКХ "Гурьевский водоканал" документов наличие признаков нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, Управлением в рамках полномочий, представленных антимонопольному органу законодательством Российской Федерации, правомерно было принято решение о возбуждении в отношении Предприятия дела о нарушении антимонопольного законодательства, в связи с чем издан оспариваемый приказ и, как следствие, вынесен процедурный документ - определение о назначении антимонопольного дела к рассмотрению.
Принимая во внимание изложенное, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявления МУП ЖКХ "Гурьевский водоканал" о признании незаконными названных ненормативных правовых актов Управления.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах обеих инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, в связи с чем не подлежат переоценке судом кассационной инстанции.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.03.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2020 по делу N А21-15016/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Гурьевский водоканал" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.