17 февраля 2021 г. |
Дело N А56-132821/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А. и Толкунова В.М.,
при участии от Общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Приморского района" Дмитриевой Е.И. (доверенность от 11.01.2021), от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Лобынцевой А.А. (доверенность от 10.08.2020), от Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Сазонова Г.В. (доверенность от 11.01.2021),
рассмотрев 16.02.2021 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" и общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Приморского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербург и Ленинградской области от 10.07.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2020 по делу N А56-132821/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Приморского района", адрес: 197342, Санкт-Петербург, Торжовская улица, дом 13, корпус 2, ОГРН 1089847299090, ИНН 7814414349 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, адрес: 190000, Санкт-Петербург, Малая Морская улица, дом 12, литер А, ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - Инспекция), о признании незаконным и отмене предписания от 09.12.2019 N 04/888-р.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", адрес:190000, Санкт-Петербург, Малая Морская улица, дом 12, литера А, ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - Предприятие).
Решением суда первой инстанции от 10.07.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.11.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационных жалобах Общество и Предприятие, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты.
В отзыве на кассационные жалобы Инспекция возражает против их удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои позиции.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, 18.11.2019 в Инспекцию поступило обращение N ОБ-23754-1/19-0-0 о возможном нарушении Обществом лицензионных требований, выразившихся, в том числе в нарушении порядка расчета размера платы за отопление.
Управление многоквартирными домами по адресу: Санкт-Петербург, пр. Приморский, д. 53, д. 55. корп. 1, д. 55 корп. 2 (далее - МКД N 53, МКД N 55 к.1, МКД N 55 к.2) осуществляется Обществом на основании договоров управления и лицензии от 03.04.2015 N 78-000024.
Инспекцией на основании распоряжения от 05.12.2019 N 04/888-Р в отношении Общества проведена внеплановая документарная проверка за соблюдением лицензионных требований, установленных действующим законодательством, в МКД N 55 к.1.
В ходе проверки Инспекцией установлено, что расчет размера платы за отопление в МКД N 55 к.1 производится исходя из показаний прибора учета тепловой энергии, учитывающего объем тепловой энергии в 3-х многоквартирных домах (МКД N 53, МКД N 55 к.1 и МКД N 55 к.2).
В ходе проверки установлено, что МКД N 55 к.1 обратившегося гражданина не оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, в связи с чем применяемый Обществом порядок начисления платы за отопление исходя из показаний общедомового прибора учета, а не исходя из норматива потребления, противоречит требованиям пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
По результатам проверки составлен акт проверки от 09.12.2019 N 04/888-р.
Обществу выдано обязательное для исполнения предписание от 09.12.2019 N 04/888-р, согласно которому предписано в срок до 21.01.2020 устранить нарушение пункта 42 (1) Правил N 354, произвести расчет за коммунальную услугу по отоплению за ноябрь 2019 года в соответствии с пунктом 42 (1) Правил N 354 исходя из нормативов потребления.
Не согласившись с предписанием, Общество оспорило его в арбитражный суд.
Суды, рассмотрев дело по правилам главы 24 АПК РФ установили наличие совокупности предусмотренных процессуальным законом оснований, необходимых для удовлетворения заявления, в связи с чем признали Предписание Инспекции недействительным.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы кассационной жалобы и возражения в отношении нее, проверив законность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены или изменения.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги регулируют Правила N 354.
Расчет платы за отопление в многоквартирном доме, подключенном к системе централизованного теплоснабжения, производится в соответствии с положениями абзацев второго - пятого пункта 42(1) Правил N 354 и формулами, к которым эти положения отсылают.
При наличии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии порядок расчета платы за отопление зависит от оснащенности всех отдельных помещений в многоквартирном доме индивидуальными приборами учета тепловой энергии (абзацы 3-5 пункта 42(1)).
В силу абзаца 2 пункта 42(1) в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2(3) и 2(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что МКД N 53, N 55 к.1 и N 55 к.2 имеют последовательное соединение системы теплоснабжения, прибор учета тепловой энергии, учитывающий теплопотребление данных домов, установлен в индивидуальном тепловом пункте МКД N 53.
Судами также установлено, что указанный прибор учета тепловой энергии, расположенный в МКД N 53, не является общедомовым прибором учета для МКД N 55 к.1.
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание выдано Инспекцией при наличии достаточных фактических и правовых оснований.
Придя к выводу о законности оспариваемого предписания и отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя, суды, руководствуясь частью 3 статьи 201 АПК РФ, правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Несогласие Общества и Предприятия с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербург и Ленинградской области от 10.07.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2020 по делу N А56-132821/2019 оставить без изменения, а кассационные жалобы Государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" и общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Приморского района" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Расчет платы за отопление в многоквартирном доме, подключенном к системе централизованного теплоснабжения, производится в соответствии с положениями абзацев второго - пятого пункта 42(1) Правил N 354 и формулами, к которым эти положения отсылают.
...
Пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 февраля 2021 г. N Ф07-16896/20 по делу N А56-132821/2019