03 марта 2021 г. |
Дело N А42-3945/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
при участии от индивидуального предпринимателя Высоцкого Александра Валерьевича Решеткина К.М. (доверенность от 16.06.2020), от Министерства инвестиций, развития предпринимательства и рыбного хозяйства Мурманской области Кожевникова В.Ю. (доверенность от 29.12.2020),
рассмотрев 01.03.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Высоцкого Александра Валерьевича на решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.07.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2020 по делу N А42-3945/2020,
УСТАНОВИЛ:
Министерство инвестиций, развития предпринимательства и рыбного хозяйства Мурманской области, адрес: 183006, г. Мурманск, пр. Ленина, д. 75, ОГРН 1135190006225, ИНН 5190021206 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Высоцкого Александра Валерьевича, ОГРНИП 314511831500014, ИНН 510106556662 (далее - Предприниматель), к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 14.07.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 20.11.2020, Предприниматель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб. и направлением изъятой алкогольной продукции на уничтожение.
В кассационной жалобе Предприниматель просит отменить состоявшиеся судебные акты, производство по делу - прекратить, ссылаясь на то, что проведение проверки и составление протокола об административном правонарушении Министерством, являющимся лицензионным органом, противоречит законодательству, то есть Министерство не имело полномочий составлять такой протокол и направлять его на рассмотрение в суд.
В судебном заседании представитель Предпринимателя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Министерства против доводов жалобы возразил.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по факту поступившего в Министерство обращения о круглосуточной розничной продаже крепкой алкогольной продукции Министерство 12.03.2020 вынесло определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. 12.03.2020 сотрудниками Министерства в присутствии Предпринимателя проведен осмотр торгового объекта, находящегося по адресу: Мурманская обл., г. Апатиты, Жемчужная ул., д. 19Б, в ходе которого установлено, что торговый объект, расположенный на первом этаже жилого дома, представляет собой магазин с открытой выкладкой товара. В магазине реализуются продукты питания, а также алкогольная продукция, которая выставлена на стеллажах в доступном для ознакомления месте с оформленными ценниками. На имеющуюся алкогольную продукцию не представлены документы, подтверждающие легальность ее оборота, в реестре лицензий торговый объект не содержится, розничная торговля данной продукции осуществлялась в отсутствие соответствующей лицензии. Продукция с признаками подделки федеральных специальных марок. Факт осмотра зафиксирован в протоколе осмотра от 12.03.2020, составлена фототаблица.
Алкогольная продукция: водка "Талка", дата розлива не указана, емкостью 0,5 л в количестве 14 бутылок, водка "Мерседес Бенц", емкостью 0,5 л, дата розлива не указана, в количестве 1 бутылки, водка "Тойота", дата розлива не указана, емкостью 0,5 л, в количестве 1 бутылки, водка "Золото славян", дата розлива не указана, емкостью 0,25 л в количестве 14 бутылок, водка "Стольная", дата розлива не указана, емкостью 0,5 л в количестве 11 бутылок, водка "Столичная", дата розлива не указана, 3 емкостью 0,5 л в количестве 7 бутылок, водка "Зеленая марка традиционная", дата розлива не указана, емкостью 0,5 л в количестве 15 бутылок, водка "Залповая", дата розлива 17.03.2018, емкостью 0,5 л в количестве 55 бутылок изъята на основании протокола от 12.03.2020 N 1. Также на основании протокола от 12.03.2020 N 2 изъята следующая алкогольная продукция: водка "Белый лед", дата розлива 01.11.2019, емкостью 0,5 л, в количестве 11 бутылок, вино "Монтекрус", дата розлива 30.11.2016, емкостью 0,75 л, в количестве 8 бутылок, водка "Князь Рюрик", дата розлива 25.01.2017, емкостью 0,5 л, в количестве 4 бутылок.
Усмотрев в действиях Предпринимателя состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, 07.05.2020 Министерство составило протокол об административном правонарушении N 67.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ протокол и иные материалы проверки направлены Министерством в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Предпринимателя к административной ответственности.
Суд первой инстанции, изменив правовую квалификацию выявленного правонарушения, привлек Предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150 000 руб., а обозначенную изъятую алкогольную продукцию направил на уничтожение.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Часть 3 статьи 14.17 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.
Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) установлен запрет на оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии и сопроводительных документов (абзацы седьмой и восьмой пункта 1 статьи 26 названного Закона).
В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом соответствующей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие данного Закона.
В силу пункта 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ лицензии выдаются на осуществление, в том числе, розничной продажи алкогольной продукции.
При этом частью 1 статьи 11 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями при наличии соответствующих лицензий.
Как установлено судами по материалам дела, выявленная алкогольная продукция выставлена на стеллажах в доступном для покупателей месте, на продукцию оформлены ценники, что позволяет признать факт нахождения алкогольной продукции с целью ее дальнейшей розничной реализации.
Учитывая, что после внесения изменений в Закон N 171-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 278-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") индивидуальные предприниматели утратили право на реализацию алкогольной продукции, за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, Федеральным законом от 29.07.2017 N 265-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за незаконную продажу алкогольной продукции" КоАП РФ дополнен новой статьей - 14.17.1, предусматривающей наказание для физических лиц и индивидуальных предпринимателей за незаконную реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за незаконную розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем) (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальным предпринимателем, либо розничной продажи произведенного сельскохозяйственным товаропроизводителем вина, игристого вина (шампанского), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Таким образом, с учетом установленной в ходе осмотра и не отрицаемой Предпринимателем розничной продажи алкогольной продукции выявленное правонарушение в конкретном случае правомерно переквалифицировано судом первой инстанции на часть 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.
Довод подателя жалобы о том, что Министерство было не вправе осуществлять проверку, составлять протокол об административном правонарушении и направлять материалы на рассмотрение в суд, подлежит отклонению.
Согласно пункту 64 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.17, 14.17.1 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно статьям 5 и 6 Закона N 171-ФЗ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относятся, в том числе, организация и проведение федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 23 Закона N 171-ФЗ государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции включает в себя региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. В силу подпункта 12 пункта 2 статьи 16, статьи 26 Закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции без соответствующей лицензии запрещена. Региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции включает в себя лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции (часть 1.2 статьи 23 Закона N 171-ФЗ).
Указанные полномочия Министерства закреплены также в Положении о Министерстве инвестиций, развития предпринимательства и рыбного хозяйства Мурманской области, утвержденном постановлением правительства Мурманской области от 05.11.2019 N 504-ПП.
Нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности не установлено. Назначенный штраф в размере 150 000 руб. соответствует тяжести правонарушения, степени вины, принципам соразмерности и индивидуализации административного наказания.
Судебные акты в части направления изъятой продукции на уничтожение (статья 29.10 КоАП РФ) не обжалуются и соответствуют приведенным в них нормам законодательства.
Выводы судов соответствуют установленным ими обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судами не допущено. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.07.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2020 по делу N А42-3945/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Высоцкого Александра Валерьевича - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статьям 5 и 6 Закона N 171-ФЗ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относятся, в том числе, организация и проведение федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 23 Закона N 171-ФЗ государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции включает в себя региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. В силу подпункта 12 пункта 2 статьи 16, статьи 26 Закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции без соответствующей лицензии запрещена. Региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции включает в себя лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции (часть 1.2 статьи 23 Закона N 171-ФЗ).
...
Судебные акты в части направления изъятой продукции на уничтожение (статья 29.10 КоАП РФ) не обжалуются и соответствуют приведенным в них нормам законодательства."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 марта 2021 г. N Ф07-17260/20 по делу N А42-3945/2020