10 марта 2021 г. |
Дело N А26-591/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Соколовой С.В., Толкунова В.М.,
рассмотрев 03.03.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.08.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2020 по делу N А26-591/2020,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова (Центр р-н), 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада", адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 3, лит. А, пом. 16Н, ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751 (далее - Общество, ПАО "МРСК Северо-Запада"), о взыскании 147 руб. задолженности по договору аренды лесного участка от 05.05.2017 N 25, 32 руб. задолженности по договору аренды лесного участка от 16.05.2017 N 32, и 39 руб. задолженности по договору аренды лесного участка от 28.03.2018 N 18.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 26.08.2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2020, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение ими обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, у Общества отсутствует право на прекращение в одностороннем порядке обязательств по указанным договорам, поскольку оно продолжает фактическое пользование лесными участками ввиду нахождения на них возведенных объектов недвижимого имущества - линий электропередач (далее - ЛЭП), что свидетельствует о сохранении договорных отношений. Министерство считает, что действующее законодательство Российской Федерации, регулирующее использование лесных участков, в том числе статья 21 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), не позволяет осуществить прекращение арендных отношений лесных участков, в границах которых остаются объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры. В связи с этим, как считает Министерство, Общество обязано было произвести арендные платежи в соответствии с условиями договоров аренды лесных участков.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Министерством (арендодателем) и ПАО "МРСК Северо-Запада" (арендатором) были заключены следующие договоры аренды лесных участков:
- от 05.05.2017 N 25 со сроком действия до 04.04.2018, во исполнение которого Обществу передан в аренду лесной участок площадью 6150 кв. м, расположенный на территории Хелюльского участкового лесничества Сортавальского лесничества;
- от 16.05.2017 N 32 со сроком действия до 15.04.2018, во исполнение которого Обществу передан в аренду лесной участок площадью 1260 кв. м, расположенный на территории Ладожского участкового лесничества Сортавальского лесничества;
- от 28.03.2018 N 18 со сроком действия до 27.02.2019, во исполнение которого Обществу передан в аренду лесной участок площадью 1503 кв. м, расположенный на территории Ладожского участкового лесничества Сортавальского лесничества (далее - договоры).
Указанные участки были предоставлены Обществу в целях использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов в Сортавальском муниципальном районе Республики Карелия.
Согласно пункту 22 договоров они считаются возобновленным на неопределенный срок, но не более предельного срока, установленного лесным законодательством, если арендатором не исполнены обязанности, установленные подпунктами "с" и "у" пункта 11 договоров, и последний продолжает использовать лесные участки в порядке пункта 4 договоров.
В соответствии с пунктом 11 договоров арендатор обязан в день окончания срока действия договоров передать арендодателю лесные участки по акту приема-передачи лесного участка в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, с характеристиками лесного участка, установленными проектом освоения лесов на день окончания срока действия договоров (подпункт "с"), сообщить арендодателю в письменной форме не позднее чем за 90 дней о намерении расторгнуть договор (подпункт "т"), по истечении срока действия договоров или в случае досрочного прекращения срока действия освободить лесные участки от объектов недвижимого имущества, обеспечить снос объектов, созданных для освоения лесных участков, и выполнить рекультивацию лесных земель в соответствии с проектом освоения лесов (подпункт "у").
Пунктом 21 договоров предусмотрено, что арендатор вправе в одностороннем порядке расторгнуть договоры, известив об этом арендодателя в письменной форме за 90 дней до предполагаемой даты расторжения договоров, при условии отсутствия недоимки по арендной плате.
ПАО "МРСК Северо-Запада" письмами от 13.08.2019 N МР2/3-50/297-31/2426, N МР2/3/104-11/7189 и N МР2/3-50/297-31/2424 заявило об одностороннем отказе от исполнения договоров, приложив также акты приема-передачи (возврата) лесных участков.
Однако ввиду того, что на лесных участках находятся возведенные Обществом опоры ЛЭП, Министерство не признало факт освобождения лесных участков и отказалось от подписания актов приема-передачи (возврата) лесных участков.
Считая договоры действующими, Министерство направило ПАО "МРСК Северо-Запада" претензию от 18.12.2019 N 45 с требованием погасить образовавшуюся на 15.12.2019 задолженность по внесению арендной платы.
В связи с неисполнением ПАО "МРСК Северо-Запада" указанной претензии Министерство обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела иском.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и не усмотрели правовых и фактических оснований для удовлетворения иска.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Министерства не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Судами двух инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что на момент направления Обществом в адрес Министерства писем об одностороннем отказе от исполнения договоров все работы, связанные со строительством линейных объектов на лесных участках, были завершены; строительные материалы и техника вывезены; лесные участки готовы для возврата арендодателю в состоянии, обусловленном договорами. Данное обстоятельство не опровергается Министерством.
В данном случае разногласие сторон возникло по вопросу наличия у Общества права на расторжение договоров (возобновленных на неопределенный срок) в одностороннем порядке.
Министерство настаивает на том, что у Общества отсутствует такое право, поскольку арендатор продолжает пользоваться лесными участками ввиду нахождения на них возведенных опор ЛЭП. По мнению Министерства, законодательством Российской Федерации не предусмотрено право на использование лесного участка в целях эксплуатации линейных объектов без заключения договора аренды. Поэтому, как считает Министерство, договоры не могут быть расторгнуты и в соответствии с условиями этих договоров арендная плата подлежит расчету исходя из общей протяженности ЛЭП.
Согласно позиции Общества после завершения строительства линейного объекта арендатор имеет право расторгнуть договоры аренды лесных участков (возобновленные на неопределенный срок) на основании положений главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и использовать лесные участки под опорами ЛЭП без их предоставления на каком-либо праве в силу требований статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а также статьи 45 ЛК РФ.
Суды первой и апелляционной инстанций, поддерживая указанную позицию Общества, обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно пункту 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским и Земельным кодексами Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом.
Пунктом 2 статьи 610 ГК РФ предусмотрено право каждой из сторон договора аренды, заключенного на неопределенный срок, отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца.
В соответствии с пунктом 2 статьи 622 ГК РФ при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендатору имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Судами установлено и не оспаривается Министерством, что лесные участки освобождены Обществом от своего имущества за исключением опор ЛЭП.
Вместе с тем в силу вышеуказанных нормативных положений, а также положений подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ и частей 1, 5 статьи 45 ЛК РФ само по себе нахождение опор ЛЭП на лесных участках не лишает Общество права на отказ от договора аренды, возобновленного на неопределенный срок.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300.
Судами установлено и признано сторонами, что ЛЭП и ее опоры включены в указанный Перечень.
Положения статьи 39.33 ЗК РФ корреспондируются с положениями статьи 45 ЛК РФ, согласно части 1 которой использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка.
Пунктом 5 статьи 45 ЛК РФ определено, что правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223 утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов. Согласно пункту 4 названных Правил использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 ЛК РФ.
Пунктом 4 части 1 статьи 21 ЛК РФ предусмотрена возможность строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
Согласно пункту 13 части 1 статьи 25 ЛК РФ строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является одним из видов использования лесов.
Таким образом, в силу приведенных норм права Общество имеет право на использование лесных участков в целях эксплуатации ЛЭП (включая размещение опор ЛЭП) без предоставления указанных участков и установления сервитутов.
При этом оценка размера взыскиваемой задолженности правомерно произведена судом апелляционной инстанции с учетом принципа платности использования лесов (пункт 11 пункта 1 статьи 1 ЛК РФ). Апелляционная инстанция, определив сумму подлежащей платы (0,21 руб.) за фактическое использование лесных участков исходя из площади, занятой опорами ЛЭП, и убедившись в наличии со стороны Общества переплаты по спорным платежам (12,44 руб.), обоснованно поддержала решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных Министерством требований.
Фактические обстоятельства установлены судами первой и апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, в связи с этим суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.08.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2020 по делу N А26-591/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 4 части 1 статьи 21 ЛК РФ предусмотрена возможность строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
Согласно пункту 13 части 1 статьи 25 ЛК РФ строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является одним из видов использования лесов.
Таким образом, в силу приведенных норм права Общество имеет право на использование лесных участков в целях эксплуатации ЛЭП (включая размещение опор ЛЭП) без предоставления указанных участков и установления сервитутов.
При этом оценка размера взыскиваемой задолженности правомерно произведена судом апелляционной инстанции с учетом принципа платности использования лесов (пункт 11 пункта 1 статьи 1 ЛК РФ). Апелляционная инстанция, определив сумму подлежащей платы (0,21 руб.) за фактическое использование лесных участков исходя из площади, занятой опорами ЛЭП, и убедившись в наличии со стороны Общества переплаты по спорным платежам (12,44 руб.), обоснованно поддержала решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных Министерством требований."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 марта 2021 г. N Ф07-100/21 по делу N А26-591/2020