31 марта 2021 г. |
Дело N А56-14351/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 марта 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Боглачевой Е.В., Кустова А.А.,
при участии от акционерного общества "Ленинградские областные коммунальные системы"Белякова А.А. (доверенность от 14.01.2021), от открытого акционерного общества "Нефрит - керамика" Жукова С.В. (доверенность от 09.03.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Нефрит - керамика" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2020 по делу N А56-14351/2020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Ленинградские областные коммунальные системы", адрес: 188354, Ленинградская обл., Гатчинский р-н, территория промышленной зоны Орловские ключи, д. 1, ОГРН 1054700272219, ИНН 4705029366 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Нефрит - керамика", адрес: 187026, Ленинградская обл., Тосненский р-н, 16 километр (автодорога п. Ульяновка - г. Отрадное, здание площадка N 1), ОГРН 1024701892786, ИНН 4716001468 (далее - Общество), о взыскании 726 847 руб. 20 коп. платы за залповый сброс сточных вод с превышением допустимой концентрации загрязняющих веществ в мае 2019 года, 53 227 руб. 58 коп. неустойки, начисленной с 03.07.2019 по 11.02.2020, а также неустойки, начисленной с 12.02.2020 по дату фактического исполнения основного обязательства (с учетом уточнения иска).
Решением от 08.09.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.12.2020, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 08.09.2020 и постановление апелляционного суда от 04.12.2020, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции не завершил предварительное заседание, не перешел в основное заседание, не заслушал объяснения лиц, участвующих в деле. не провел судебные прения и не объявил о завершении рассмотрения дела по существу и о том, что суд удаляется для принятия решения. Пункт 20 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ленинградской области, утвержденного постановления Правительства Ленинградской области от 30.12.2004 N 326 (далее - Порядок N 326) к спорным правоотношениям не применим, поскольку он не соответствует федеральному законодательству, а именно, пункту 113 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644). Расчет платы за сверхнормативный сброс необходимо производить на основании пункта 18.1 Порядка N 326. В настоящее время единственным документом, устанавливающим нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод для абонента по договору, является декларация о составе и свойствах сточных вод на 2019 год. Требования к составу и свойству сточных вод и допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на водный объект по марганцу не нарушены.
В отзыве на кассационную жалобу Компания просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Компании возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Компания (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и Общество (абонент) заключили договор холодного водоснабжения и водоотведения от 15.06.2017 N Т-356-О (в редакции протокола разногласий от 25.09.2017; далее - Договор), по которому организация водопроводно-канализационного хозяйства обязалась подавать абоненту холодную (питьевую) воду с режимом и в объемах, предусмотренных Договором, осуществлять прием сточных вот от абонента в централизованную систему водоотведения, а абонент - соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены Договором.
Согласно пункту 11 Договора размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и размер платы за сброс сточных вод в связи с нарушение абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод рассчитывается в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 61 Договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения абонентом обязательств по оплате настоящего Договора организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе потребовать от абонента уплаты пеней в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Тарифы на услуги в сфере водоотведения для Компании на 2019-2023 годы утверждены приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 07.12.2018 N 354-п.
Компания в присутствии представителя Общества в рамках контроля состава и свойств сточных вод 14.05.2019 произвела отбор проб сточных вод, отводимых абонентом в центральную систему водоотведения, из канализационного колодца, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Тосненский р-н, г. Никольское, Отрадненское шоссе, д. 5, канализационная насосная станция (КНС), о чем составлен акта отбора проб от 14.05.2019 N Н/П/053-05.
Отобранные пробы сточных вод переданы Компанией для исследования в испытательную лабораторию качества воды филиала "Тосненский водоканал" Общества.
В соответствии с протоколом лабораторных исследований отобранных проб сточных вод от 20.05.2019 N 070-05 по показателю "марганец" установлено превышение сброса загрязняющих веществ (0,45 мг/л), что является превышением установленного норматива в 22,5 раза.
На основании пункта 20 Порядка N 326 Компания начислила Обществу плату за залповый сброс сточных вод с превышением допустимой концентрации загрязняющих веществ в систему канализации в размере 726 847 руб. 20 коп.
Поскольку Общество не внесло плату за залповый сброс сточных вод с превышением допустимой концентрации загрязняющих веществ, Компания обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, признав его обоснованным по праву и размеру.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правила N 644 и Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 в редакции, действующей в спорный период (далее - Правила N 167).
В силу пункта 118 Правил N 644 в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 названных Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены названными Правилами.
Согласно пункту 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В пунукте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310) указано, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
В соответствии с пунктом 61 Правил N 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
В спорный период нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод были установлены постановлением администрации Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области от 19.08.2008 N 77-па "Об условиях приема сточных вод и загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему коммунальной канализации Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области" в редакции постановления администрации Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области от 16.07.2009 N 77-па (далее - Постановление N 77-па).
Таким образом, в спорный период одновременно действовали и подлежали применению два вида требований (нормативов) к составу и свойствам сточных вод абонентов:
- нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, устанавливаемые в соответствии с Правилами N 167;
- требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением N 5 к Правилам N 644.
Указанные требования к составу и свойствам сточных вод абонентов имеют различную правовую природу и целевую направленность: нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод были направлены на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду (водные объекты), а требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением N 5 к Правилам N 644 - на предотвращение негативного воздействия на централизованные системы водоотведения. Экономическое стимулирование абонентов к соблюдению указанных требований (нормативов) обеспечивается взиманием организациями водопроводно-канализационного хозяйства двух самостоятельных видов платы:
- платы за превышение нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, порядок исчисления и взимания которой в соответствии с Правилами N 167 и Постановлением N 1310 определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
- платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, порядок расчета и взимания которой устанавливается Правилами N 644.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что в рассматриваемом деле Компания взыскивает с Общества плату за превышение нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, порядок исчисления и взимания которой в соответствии с Правилами N 167 и Постановлением N 1310 определяется нормативными правовыми актами Ленинградской области - Порядком N 326 и Постановлением N 77-па.
Допустимая концентрация марганца в сточных водах абонента, установленная Постановлением N 77-па, составляет 0,02 мг/л.
Согласно пункту 2 Порядка N 326 залповым сбросом считается сброс сточных вод с превышением более чем в 20 раз допустимой концентрации загрязняющих веществ по любому виду загрязнений.
Исследовав и оценив материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что в мае 2019 года Общество допустило залповый сброс сточных вод с превышением допустимой концентрации загрязняющих веществ по марганцу. Данные обстоятельства подтверждаются актом отбора проб от 14.05.2019 N Н/П/053-05, протоколом лабораторных исследований отобранных проб сточных вод от 20.05.2019 N 070-05.
Суды проверили расчет платы, произведенный истцом, и признали его соответствующим пункту 20 Правил N 326 и Постановлению N 77-па.
Ошибочная ссылка апелляционного суда на Правила N 644 не привела к приятию неправильного судебного акта.
Установив, что Общество своевременно не внесло плату за залповый сброс загрязняющих веществ, и руководствуясь пунктом 61 Договора, суды признали обоснованным требование Компании о взыскании с ответчика 53 227 руб. 58 коп. неустойки, начисленной с 03.07.2019 по 11.02.2020, а также неустойки, начисленной с 12.02.2020 по дату фактического исполнения основного обязательства.
Кассационная инстанция отклоняет ссылку подателя жалобы на апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2019 N 8-АПА19-5, поскольку выводы по указанному делу сделаны применительно к иным обстоятельствам, существенного отличающихся от обстоятельств настоящего спора.
Кассационная инстанция считает несостоятельным довод Общества о неприменении пункта 20 Порядка N 326 к спорным правоотношениям, поскольку он основан на неправильном толковании действующего законодательства, в том числе Правил N 644.
Апелляционный суд правомерно отклонил ссылку Общества на процессуальные нарушения, допущенные судом первой инстанции. Нарушения, перечисленные в части 4 статьи 288 АПК РФ, которые могли являться безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом первой инстанции не допущены. Из аудиозаписи судебного заседания от 05.08.2020, в котором принято решение, следует, что суд объявил о завершении исследования материалов дела, а также об удалении суда для принятия решения. Из содержания кассационной жалобы следует, что ответчик не оспаривает факт удаления суда в совещательную комнату.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили иск.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2020 по делу N А56-14351/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Нефрит - керамика" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В спорный период нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод были установлены постановлением администрации Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области от 19.08.2008 N 77-па "Об условиях приема сточных вод и загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему коммунальной канализации Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области" в редакции постановления администрации Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области от 16.07.2009 N 77-па (далее - Постановление N 77-па).
Таким образом, в спорный период одновременно действовали и подлежали применению два вида требований (нормативов) к составу и свойствам сточных вод абонентов:
- нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, устанавливаемые в соответствии с Правилами N 167;
- требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением N 5 к Правилам N 644.
Указанные требования к составу и свойствам сточных вод абонентов имеют различную правовую природу и целевую направленность: нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод были направлены на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду (водные объекты), а требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением N 5 к Правилам N 644 - на предотвращение негативного воздействия на централизованные системы водоотведения. Экономическое стимулирование абонентов к соблюдению указанных требований (нормативов) обеспечивается взиманием организациями водопроводно-канализационного хозяйства двух самостоятельных видов платы:
- платы за превышение нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, порядок исчисления и взимания которой в соответствии с Правилами N 167 и Постановлением N 1310 определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
...
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что в рассматриваемом деле Компания взыскивает с Общества плату за превышение нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, порядок исчисления и взимания которой в соответствии с Правилами N 167 и Постановлением N 1310 определяется нормативными правовыми актами Ленинградской области - Порядком N 326 и Постановлением N 77-па.
...
Кассационная инстанция отклоняет ссылку подателя жалобы на апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2019 N 8-АПА19-5, поскольку выводы по указанному делу сделаны применительно к иным обстоятельствам, существенного отличающихся от обстоятельств настоящего спора."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 марта 2021 г. N Ф07-2295/21 по делу N А56-14351/2020