г. Санкт-Петербург |
|
04 декабря 2020 г. |
Дело N А56-14351/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Поповой Н.М.
судей Жуковой Т.В., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Шалагиновой Д.С.
при участии:
от истца: Беляков А.А. (доверенность от 31.01.2020);
от ответчика: Жуков С.В. (доверенность от 01.12.2020);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30267/2020) открытого акционерного общества "Нефрит - керамика" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.09.2020 по делу N А56-14351/2020, принятое
по иску акционерного общества "Ленинградские областные коммунальные системы"
к открытому акционерному обществу "Нефрит - керамика"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Ленинградские областные коммунальные системы" (далее - АО "ЛОКС") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Нефрит - керамика" (далее - ОАО "Нефрит - керамика") о взыскании 726 847 руб. 20 коп. задолженности в виде фактически установленного залпового сброса в мае 2019 г., 53 227 руб. 58 коп. неустойки, начисленной с 03.07.2019 по 11.02.2020, а также неустойки, начисленной с 12.02.2020 по дату фактического исполнения основного обязательства.
Решением от 08.09.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "Нефрит - керамика" обратилось с апелляционной жалобой, просит решение отменить. В обоснование апелляционной жалобы ответчик ссылается на следующие обстоятельства. Судом нарушены нормы процессуального права, не определена достаточность доказательств, не выявлено мнение сторон по примирительной процедуре и т.д. Ответчик считает, что расчет задолженности необходимо производить по пункту 18.1 постановления Правительства Ленинградской области от 30.12.2014 N 326 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ленинградской области". Единственным документом, устанавливающим нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод для абонента по договору является декларация о составе и свойствах сточных вод на 2019 год.
От истца поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу с обоснованием своей правовой позиции, в котором он просит в ее удовлетворении отказать.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что 15.06.2017 АО "ЛОКС" (организация ВКХ) и ОАО "Нефрит - керамика" (абонент) заключили договор холодного водоснабжения и водоотведения N Т-356-О в редакции протокола разногласий от 25.09.2017. Согласно условиям договора организация ВКХ обязалась подавать абоненту холодную (питьевую) воду с режимом и в объемах, предусмотренных договором, осуществлять прием сточных вот от абонента в централизованную систему водоотведения, а абонент обязался соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены договором.
Тарифы на услуги в сфере водоотведения для АО "ЛОКС" на 2019-2023 годы утверждены в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации Приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 07.12.2018 N 354-п.
Согласно пункту 11 договора размер платы сточных вод за нарушение абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод рассчитывается в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В рамках контроля состава и свойств сточных вод 14.05.2019 представители АО "ЛОКС" в присутствии представителя ОАО "Нефрит - керамика" в контрольном колодце по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, город Никольское, Отрадненское шоссе, дом 5, канализационная насосная станция (КНС) отобрали и опломбировали пробы сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области, о чем составлен акты отбора проб от 14.05.2019 N Н/П/053-05. Указанный акт подписан со стороны ОАО "Нефрит - керамика" в лице энергетика Якимова С.А. без возражений, правом на параллельный отбор проб ОАО "Нефрит - керамика" не воспользовалось.
Протоколом от 20.05.2019 N 070-05 лабораторных исследований отобранных проб сточных вод установлено значительное превышение нормативных показателей допустимой концентрации загрязняющих веществ. Исследования проводились испытательной лабораторией качества воды филиала "Тосненский водоканал" АО"ЛОКС", имеющей действующий аттестат аккредитации от 30.08.2017 N RA.RU.21ВИ04.
По показателю "марганец" установлено превышение ОАО "Нефрит - керамика" сбросов загрязняющих веществ 0,45 мг/л. что является превышением установленный нормативов в 22,5 раза.
На основании пункта 20 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ АО "ЛОКС" рассчитало ОАО "Нефрит - керамика" размер платы за залповый сброс загрязняющих веществ в размере 726 847 руб. 20 коп., неоплата указанной задолженности послужила основанием для обращения истца в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с соответствующим иском.
Суд первой инстанции требования признал подлежащими удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения судебного акта в связи со следующим.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
Согласно пункту 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения (далее - Правила N 644).
Подпунктом "ж" пункта 35 Правил N 644 установлена обязанность абонента вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с названными Правилами.
Согласно пункту 113 Правил N 644 сточные воды, принимаемые (отводимые) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям:
а) запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению N 4;
б) значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения (далее - максимальные допустимые значения показателей и концентраций), по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Правил.
Судами установлено, что по результатам отборов проб сточных вод (основной, резервной и параллельной) зафиксировано превышение ОАО "Нефрит - керамика" максимально допустимых значений концентрации загрязняющих веществ, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с положениями раздела 7 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения осуществляется абонентом на основании формулы, приведенной в пункте 123 Правил N 644, учитывающей такие показатели как фактическая и допустимая концентрация загрязняющего вещества; тариф на водоотведение, действующий для абонента; объем сточных вод, отведенных абонентом за период от обнаружения превышения требований, установленных пунктом 113 названных Правил, до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение, но не более 3 календарных месяцев.
Объем сточных вод определяется за весь календарный месяц, в котором зафиксировано превышение максимальных допустимых значений показателей и концентраций.
Согласно положениям части 2 статьи 30.1 Закона N 416-ФЗ нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение.
Нормативы, устанавливаемые декларацией о составе и свойствах сточных вод на 2019 год (раздел 8 Правил N 644), вопреки доводам ответчика, не применимы к спору в рамках дела ввиду следующего.
В спорный период правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулировались Законом N 416-ФЗ, Правилами N 644, Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310, Постановлением N 326.
Пунктами 61 и 70 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, предусмотрено, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства. При этом расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как установлено пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ. Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ленинградской области, утвержден Постановлением Правительства Ленинградской области от 30.12.2004 N 326 (далее - Постановление N 326).
На дату залпового сброса одновременно действовали и подлежали применению два вида требований (нормативов) к составу и свойствам сточных вод абонентов:
- нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, которые устанавливались в соответствии с Правилами N 167;
- требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением N 5 к Правилам N 644.
Указанные требования к составу и свойствам сточных вод абонентов имели различную правовую природу и целевую направленность: нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод были направлены на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду (водные объекты), а требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением N 5 к Правилам N 644 - на предотвращение негативного воздействия на централизованные системы водоотведения. Экономическое стимулирование абонентов к соблюдению указанных требований (нормативов) обеспечивалось взиманием организациями водопроводно-канализационного хозяйства двух самостоятельных видов платы:
- платы за превышение нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, порядок исчисления и взимания которой в соответствии с Правилами N 167 и Постановлением N 1310 определялся нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
- платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, порядок расчета и взимания которой устанавливается Правилами N 644.
Данная позиция закреплена в Письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 09.10.2017 N 36109-АЧ/04.
Постановлением Администрации Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области (далее - Администрация) от 19.08.2008 N 77-па "Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему коммунальной канализации г. Никольское Тосненского района Ленинградской области" (в редакции Постановления Администрации Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области от 16.07.2009 N 77-па "О внесении изменений в постановление Администрации Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области от 19.08.2008 N 77-па "Об условиях приема сточных вод и загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему коммунальной канализации Никольского городского поселения Ленинградской области") установлены нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах для абонентов Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области. В частности, по загрязняющему веществу "марганец" установлен норматив допустимой концентрации 0,02 мг/л. Администрация письмом от 25.12.2019 N 559-1/61-06-0801 подтвердила, что указанные постановления опубликованы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и являются действующими.
Проверив произведенный АО "ЛОКС" расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, суд признал его соответствующим пункту 123 Правил N 644.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1038, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, является Минстрой России, который вправе давать разъяснения по вопросам применения Правил N 644 и иным нормативным актам в указанной сфере (Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 28.02.2018 N10-АПГ17-13).
В рамках дела истцом взыскана плата за превышение нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, порядок исчисления и взимания которой в соответствии с Правилами N 167 и Постановлением N 1310 определялся нормативными правовыми актами Ленинградской области - Порядком N 326 и Постановлением N 77-па.
Декларация о составе и свойствах сточных вод на 2019 год является основанием для расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, регулируемой Правилами N 644.
Ответчиком в материалы дела не представлена декларация, действующая в период залпового сброса - мае 2019 года. Согласно представленной Ответчиком декларации, срок её действия с 01.11.2019 по 01.11.2020, то есть не включающий май 2019 года.
Суд апелляционной инстанции отмечает также, что как указано в решении Верховного Суда Российской Федерации от 25.03.2015 N АКПИ15-167, плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения не направлена на регрессное взимание с нарушителей денежных средств, затраченных на конкретные восстановительные работы, а является, в том числе экономическим стимулом для соблюдения установленных требований.
Предусмотренный нормативными актами механизм компенсации организации водопроводно-канализационного хозяйства расходов, связанных с негативным воздействием на работу централизованной системы водоотведения, не только компенсирует организации водопроводно-канализационного хозяйства расходы, связанные с негативным воздействием загрязняющих веществ на работу централизованной системы водоотведения, но призван к тому, чтобы абонент, выполняя условия заключенного договора, воздерживался от сброса сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Поскольку обязанность абонента компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены Правилами N 644, предусмотрена пунктом 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ, пунктами 35 и 118 Правил N 644, условиями договора, взыскание с абонента платы в случае обнаружения в сточных водах загрязняющих веществ не может быть квалифицировано как злоупотребление организацией, осуществляющей водоотведение, своими правами.
Таким образом, поскольку факты превышения установленных нормативов допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах ответчика (залповые сбросы по показателю "марганец") доказаны представленным в материалы дела протоколом от 20.05.2019, надлежащих и достаточных доказательств обратного ОАО "Нефрит - керамика" в материалы дела не представлено, оснований для принятия во внимание позиции ответчика, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Ссылка ответчика на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права отклоняется апелляционным судом, поскольку нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения, апелляционным судом не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на его законность и обоснованность.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены нормы материального права, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.09.2020 по делу N А56-14351/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.М. Попова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-14351/2020
Истец: АО "ЛЕНИНГРАДСКИЕ ОБЛАСТНЫЕ КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ"
Ответчик: ОАО "НЕФРИТ - КЕРАМИКА"