05 апреля 2021 г. |
Дело N А26-1103/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Суоярвский леспромхоз" Одинокова С.Ю. (и.о. директора по приказу от 06.04.2020 N 5);
рассмотрев 31.03.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Суоярвский леспромхоз" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.08.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2020 по делу N А26-1103/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Суоярвский леспромхоз", адрес: 185002, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ватутина, д.32, 69, ОГРН 1111001005862, ИНН 1001014270 (далее - ООО "Суоярвский ЛПХ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д.2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - Министерство) об обязании с января 2017 года применять в расчетах по договору аренды лесного участка от 23.12.2011 N 146-з с кварталов 108, 109, 110 Хаутаваарского участкового лесничества Суоярвского центрального лесничества IV разряд такс; с кварталов 90, 91, 92, 95, 96, 97, 98, 99, 106, 107, 111 Хаутаваарского участкового лесничества Суоярвского центрального лесничества V разряд такс, с учетом корректирующего коэффициента 1,25, указанного в пункте 6 Примечания к таблице N 1 постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (в редакции от 18.04.2019) (далее - Постановление N 310).
Решением суда от 12.08.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.12.2020, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, обязав Министерство с 2017 года применять при расчетах с Обществом по спорному договору аренды IV и V разряды такс. Такими основаниями, по мнению подателя жалобы, является существенное изменение количественных и качественных характеристик насаждений (что подтверждено судебным актом по делу N А26-8588/2019) и изменение места заготовки на арендованном лесном участке, что привело не только к увеличению ежегодного объема использования с 32 700 куб.м до 43 100 куб.м, но и увеличению расстояний вывозки древесины до погрузочного пункта. В обоснование своей позиции ссылается на подпункт "в" пункта 5 Примечания к таблице 1 Постановления N 310. В качестве процессуального нарушения Общество указывает на невозможность участия 02.12.2020 в онлайн-заседании апелляционной инстанции в связи с отсутствием технической возможности.
Представители Министерства, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 АПК РФ); Министерство направило отзыв на жалобу в котором с позицией Общества не огласилось.
Представитель Общества в судебном заседании доводы кассационной жалобы поддержал.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, между Министерством и ООО "Суоярвский ЛПХ" (ранее ОООО "АльфаБОнитет") на основании протокола от 12.12.2011 N 1 о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, заключен договор от 23.12.2011 N 146-з аренды лесного участка общей площадью 32 921 га, находящегося в Суоярвском лесничестве, в целях заготовки древесины на срок 25 лет (государственная регистрация договора произведена в установленном порядке 03.02.2012, лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи).
В соответствии с пунктом 2.1.1 договора размер арендной платы составляет произведение ежегодного объема использования лесов на ставки платы за единицу объема лесных ресурсов с учетом коэффициента для расчета начальной цены предмета аукциона в размере 1,3 и коэффициента повышения начальной цены предмета аукциона в результате его проведения в размере 2,5.
Согласно приложению N 4 к договору ежегодный объем использования лесов составляет 32 700 куб.м., а ежегодная арендная плата - 10 039 650 руб.
Дополнительным соглашением от 17.03.2014 к договору аренды ежегодный объем использования лесов увеличен до 43 100 куб.м.
Общество 12.12.2019 обратилось в Министерство с претензией о неверном применении разрядов такс при расчете арендной платы, указав, что II разряд такс применяется Министерством с учетом определения расстояния вывозки в Хаутаваарском лесничестве, менее 25 км, тогда как фактическое расстояние составляет 60 км и более, следовательно, должны применяться IV и V разряды такс.
Отказ Министерства во внесении изменений в договор аренды лесного участка послужил основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на отсутствие правовых и фактических оснований для удовлетворения иска.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс, ЛК РФ) изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Согласно части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" судам следует учитывать, что по смыслу пункта 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов. Исходя из этого, в тех случаях, когда по результатам торгов определяется ставка арендных платежей, уплачиваемых периодически (торги на повышение ставки арендной платы), регулируемая арендная плата не применяется.
В рамках рассмотрения дела N А26-8588/2019 суд изложил пункт 6.2 договора от 23.12.2011 N 146-з в следующей редакции: "Внесение изменений в Договор, заключенный по результатам аукциона, на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Судами установлено, что изменения в договор аренды в части размера арендной платы в установленном законом порядке не вносились, доказательства обратного не представлены. В определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2015 N 301-ЭС14-6254 по делу N А31-4739/2013 поддержана позиция судов о возможности изменения размера арендной платы только в порядке и по основаниям, предусмотренным Лесным кодексом Российской Федерации.
Исходя из целей проведения аукциона и положений части 2 статьи 74 Лесного кодекса в редакции, действующей на момент проведения аукциона, и действующей редакции части 2 статьи 74.1 Лесного кодекса, недопустимо дальнейшее изменение арендной платы в сторону уменьшения, так как обратное приведет к нарушению прав иных участников аукциона, предлагавших меньшую сумму, чем победитель.
Подписав договор аренды, арендатор принял на себя обязательство вносить арендные платежи не по минимальным ставкам, а по условиям договора с учетом предложенной победителем (истцом) цены.
Как на основание необходимости изменения условий договора (применительно к разряду такс) Общество указывает на увеличение объема заготовки древесины на арендованном лесном участке и увеличения расстояний ее вывозки.
Как поясняет арендатор: в настоящее время при расчете арендной платы относительно спорных кварталов Хаутаваарского участкового лесничества применяется II разряд такс (с учетом определенного Министерством расстояния вывозки леса менее 25 км), тогда как фактическое расстояние вывозки составляет более 60 км, как следствие, ставка платы за единицу лесного ресурса должна исчисляться с применением 4 и 5 разрядов такс.
При отказе в удовлетворении исковых требований суды на основании положений части 1 статьи 78 Лесного кодекса правомерно исходили из того, что в случае изменения ставок платы за объем древесины либо корректировки их для арендатора путем изменения разрядов такс, изменяться может только регулируемая часть арендной платы.
Такой регулируемой частью является арендная плата, составляющая минимальный размер арендных платежей; она определяется по правилам статьи 73 Лесного кодекса и Постановления Правительства Российской Федерации N 310.
В силу статьи 73 Лесного кодекса размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи (часть 1). Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4). Размер арендной платы по договору аренды лесного участка, заключаемому в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 74 настоящего Кодекса, определяется в соответствии с методикой, установленной Правительством Российской Федерации (часть 5).
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением N 310.
Согласно пункту 3 примечания к таблице N 1 Постановления N 310 ставки дифференцированы по лесотаксовым районам, деловой и дровяной древесине (с делением деловой древесины по категориям крупности), а также в зависимости от расстояния вывозки древесины (по разрядам такс).
В соответствии с Примечанием 4 к таблице 1 постановления Правительства N 310 выбор разряда такс производится для каждого лесного квартала исходя из расстояния от центра лесного квартала до ближайшего пункта, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом, водным транспортом или сплав древесины (далее - погрузочный пункт).
Примечанием 6 к таблице N 1 Постановления N 310 установлено, что расстояние от центра лесного квартала до погрузочного пункта определяется по прямой с использованием карт и с применением следующих корректирующих коэффициентов:
а) 1,25 - в лесах с холмистым рельефом или в лесах, свыше 30 процентов территории которых занято болотами и озерами;
б) 1,5 - в лесах с горным рельефом.
Суды на основании информации, содержащейся в государственном лесном реестре, удостоверились в правильном определении Министерством процентного содержания территории, занятой болотами и озерами, которая относительно общей площади Суоярвского центрального лесничества составляет 29,4%, а Хуатаваарского участкового лесничества - 19,6%.
В кассационной жалобе, иной расчет, основанный на каких-либо данных имеющихся у Общества, суду не представлен, а поименованный выше не опровергнут.
Как следствие, у суда не имелось оснований для применения корректирующего коэффициента 1,25 в соответствии с примечанием 6 к таблице N 1 Постановления N 310.
Суд учли также правовую позицию Верховного суда Российской Федерации, изложенную в определении от 12.04.2016 N 307-ЭС15-16409 по делу N А05-13768/2014: если первоначальный договор аренды участка лесного фонда был заключен по результатам проведения конкурса, следовательно, условия конкурсного предложения должны сохраняться на протяжении всего срока действия договора во избежание нарушения прав тех лиц (участников конкурса), чьи предложения были хуже предложений победителя, а значит, коэффициент, указанный в конкурсном предложении, должен учитываться при расчете арендной платы, поскольку его наличие обеспечило заключение договора аренды именно будущему арендатору в числе прочих лиц.
Из содержания таблицы 1 Постановления N 310 следует, что чем больше расстояние вывозки древесины из лесного квартала, тем ставка платы за единицу объема древесины ниже; расстояние вывозки древесины, определяется "по прямой" от центра лесного квартала до погрузочного пункта (пункт 6 примечаний к таблице 1 Постановления N 310).
Согласно разъяснениям Федерального агентства лесного хозяйства от 18.04.2011 N НК-06-27/3343, определение разрядов такс производится для каждого лесного квартала, исходя из расстояния от центра лесного квартала, определяемого на основании картографических материалов, по прямой до ближайшего пункта, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом, водным транспортом или сплав древесины.
Материалами дела подтверждается, что первоначальная арендная плата по договору аренды лесного участка определена исходя из II разряда такс и рассчитывалась в полном соответствии с пунктом 6 примечаний к таблице 1 Постановления N 310 и вышеназванных разъяснений Федерального агентства лесного хозяйства: от центра лесного квартала "по прямой" до ближайшего пункта погрузки - ж.д. Сортавала.
Такое определение расстояния обусловлено тем, что при определении цены организатор торгов не может учесть маршрут, который в будущем изберет победитель торгов, в силу специфики дорожной сети по каждому предмету аукциона, а равно - возможном изменении траектории дороги самим арендодателем.
Следовательно, утверждение Общества о необходимости иного расчета траектории, а именно: по существующим лесным дорогам, с учетом их "спрямления", является ошибочным.
Таким образом, само по себе увеличение объема заготовки древесины (без изменения площади арендованного лесного участка), не будет являться значимым для определения расстояния от центра до пункта погрузки.
С учетом изложенного, суды обосновано сочли, что обстоятельства, которые могли бы повлечь изменение разрядов такс по сравнению с применяемыми при определении начальной цены аукциона, не возникли, как следствие, правовых оснований для внесения изменений в договор аренды лесного участка от 23.12.2011 N 146-з, не имеется.
Доводы участников спора получили правильную судебную оценку; обжалуемые выводы судов являются законными и обоснованными.
Доводы кассационной жалобы, аналогичные по смыслу и содержанию аргументам, приведенным в исковом заявлении и апелляционной жалобе, были предметом исследования арбитражных судов двух инстанций и получили надлежащую правовую оценку, с которой суд округа согласен. Иное толкование подателем жалобы норм материального права не свидетельствуют о неправильном их применении судами.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.08.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2020 по делу N А26-1103/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Суоярвский леспромхоз" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 73 Лесного кодекса размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи (часть 1). Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4). Размер арендной платы по договору аренды лесного участка, заключаемому в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 74 настоящего Кодекса, определяется в соответствии с методикой, установленной Правительством Российской Федерации (часть 5).
...
Суд учли также правовую позицию Верховного суда Российской Федерации, изложенную в определении от 12.04.2016 N 307-ЭС15-16409 по делу N А05-13768/2014: если первоначальный договор аренды участка лесного фонда был заключен по результатам проведения конкурса, следовательно, условия конкурсного предложения должны сохраняться на протяжении всего срока действия договора во избежание нарушения прав тех лиц (участников конкурса), чьи предложения были хуже предложений победителя, а значит, коэффициент, указанный в конкурсном предложении, должен учитываться при расчете арендной платы, поскольку его наличие обеспечило заключение договора аренды именно будущему арендатору в числе прочих лиц."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 апреля 2021 г. N Ф07-898/21 по делу N А26-1103/2020