г. Санкт-Петербург |
|
09 декабря 2020 г. |
Дело N А26-1103/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Галенкиной К.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Самсоновой Е.В.
при участии:
от истца: не явился, извещено.
от ответчика: не явился, извещено.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29656/2020) ООО "Суоярвский леспромхоз" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.08.2020 по делу N А26-1103/2020 (судья Шалапаева И.В.), принятое по иску ООО "Суоярвский леспромхоз" к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия об обязании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Суоярвский леспромхоз" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с исковым заявлением, с учетом принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ уточнений, к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее - ответчик, Министерство) об обязании с января 2017 года применять в расчетах по договору аренды лесного участка N 146-з от 23.12.2011 с кварталов 108, 109, 110 Хаутаваарского участкового лесничества Суоярвского центрального лесничества IV разряд такс; с кварталов 90, 91, 92, 95, 96, 97, 98, 99, 106, 107, 111 Хаутаваарского участкового лесничества Суоярвского центрального лесничества V разряд такс, с учетом корректирующего коэффициента 1,25, указанного в пункте 6 Примечания к таблице N 1 постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 (в редакции от 18.04.2019 года) (далее - Постановление N310).
Решением от 12.08.2020 в иске отказано.
Не согласившись с решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой об его отмене, сославшись на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и на неправильное применение судом норм материального права.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей не обеспечили, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, между Министерством и Обществом на основании протокола от 12.12.2011 N 1 о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности (л.д.66), заключен договор от 23.12.2011 N 146-з аренды лесного участка общей площадью 32 921 га, находящегося в Суоярвском лесничестве, в целях заготовки древесины на срок 25 лет (л.д.34).
Государственная регистрация договора произведена в установленном порядке 03.02.2012, лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи.
В соответствии с пунктом 2.1.1 договора размер арендной платы составляет произведение ежегодного объема использования лесов на ставки платы за единицу объема лесных ресурсов с учетом коэффициента для расчета начальной цены предмета аукциона в размере 1,3 и коэффициента повышения начальной цены предмета аукциона в результате его проведения в размере 2,5.
Согласно приложению N 4 к договору ежегодный объем использования лесов составляет 32 700 куб.м., а ежегодная арендная плата - 10 039 650 руб.
Дополнительным соглашением от 17.03.2014 к договору аренды ежегодный объем использования лесов увеличен до 43 100 куб.м.
12.12.2019 Общество обратилось в Министерство с претензией о неверном применении разрядов такс при расчёте арендной платы, указав, что второй разряд такс применяется Министерством с учётом определения расстояния вывозки в Хаутаваарском лесничестве, менее 25 км, тогда как фактическое расстояние составляет 60 км и более, следовательно, должны применяться 4 и 5 разряды такс.
Поскольку Министерство отказало в удовлетворении претензии, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент проведения аукциона, договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).
Договор аренды заключен по результатам аукциона, в материалы дела представлена аукционная документация, согласно которой начальная цена (начальный размер ежегодной арендной платы) - 4015860 рубля; цена, предложенная победителем - 1039650 рублей.
Судом правомерно указано на то, что сумма арендной платы в краевой бюджет является сверхминимальной, получена по результатам торгов, в связи с чем не подлежит регулированию, поскольку не связана с суммой платы, рассчитанной по минимальным ставкам, является выигранной участником конкурса.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда о том, что поскольку участник аукциона навал сумму большую, чем остальные участники, согласно действующему законодательству он обязан ее оплатить в указанном размере.
Часть арендной платы, составляющая минимальный размер арендных платежей, является регулируемой и определяется по правилам статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации N 310 от 22.05.2007.
Таким образом, в случае изменения ставок платы за объем древесины либо корректировки их для арендатора путем изменения разрядов такс, изменяться может только регулируемая часть арендной платы.
Согласно правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 12.04.2016 N 307-ЭС15-16409 по делу N А05-13768/2014, необходимо учитывать, что первоначальный договор аренды участка лесного фонда был заключен по результатам проведения конкурса и, следовательно, условия конкурсного предложения должны сохраняться на протяжении всего срока действия договора во избежание нарушения прав тех лиц (участников конкурса), чьи предложения были хуже предложений победителя, а значит, коэффициент, указанный в конкурсном предложении, должен учитываться при расчете арендной платы, поскольку его наличие обеспечило заключение договора аренды именно будущему арендатору в числе прочих лиц.
Заключенный сторонами договор содержит соответствующее закону условие о возможности изменения определенного по итогам аукциона размера арендной платы путем корректировки на установленный в нормативном акте соответствующим органом коэффициент к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, то есть пропорционально изменению минимальных ставок платы.
В силу статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи (часть 1). Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4). Размер арендной платы по договору аренды лесного участка, заключаемому в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 74 настоящего Кодекса, определяется в соответствии с методикой, установленной Правительством Российской Федерации (часть 5).
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310).
Согласно пункту 3 примечания к таблице N 1 Постановления N 310 ставки дифференцированы по лесотаксовым районам, деловой и дровяной древесине (с делением деловой древесины по категориям крупности), а также в зависимости от расстояния вывозки древесины (по разрядам такс).
В соответствии с Примечанием 4 к таблице 1 постановления Правительства РФ N 310 выбор разряда такс производится для каждого лесного квартала исходя из расстояния от центра лесного квартала до ближайшего пункта, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом, водным транспортом или сплав древесины (далее - погрузочный пункт).
Примечанием 6 к таблице N 1 постановления Правительства РФ N 310 установлено, что расстояние от центра лесного квартала до погрузочного пункта определяется по прямой с использованием карт и с применением следующих корректирующих коэффициентов:
а) 1,25 - в лесах с холмистым рельефом или в лесах, свыше 30 процентов территории которых занято болотами и озерами;
б) 1,5 - в лесах с горным рельефом.
В соответствии с информацией, содержащейся в государственном лесном реестре, общая площадь Суоярвского центрального лесничества составляет 1 351 682 га, площадь покрытая водой составляет 118 734 га, площадь болот составляет 279 203 га. Следовательно, территории, занятые болотами и озерами составляют: (118 734 + 279 682)/ 1 351 682 х 100 = 29,4%.
Кроме того, даже если исходить из Хуатаваарского участкового лесничества общая площадь его составляет 37 501 га, площадь покрытая водой составляет 1 737,2 га, площадь болот составляет 5 608,3 га. Следовательно, территории, занятые болотами и озерами составляют: (1 737,2 + 5 608,3)/37 501 х 100= 19,6%.
Следовательно, оснований для применения корректирующего коэффициента 1,25 в соответствии с примечанием 6 к таблице N 1 постановления Правительства РФ N 310, не имеется.
Таким образом, при определении начальной цены аукциона Министерство принимало расстояние от центра каждого квартала до погрузочного пункта исходя из буквального толкования пунктов 4 и 6 Примечаний постановления Правительства РФ N 310.
В соответствии с частью 2 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Согласно части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" судам следует учитывать, что по смыслу пункта 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов. Исходя из этого, в тех случаях, когда по результатам торгов определяется ставка арендных платежей, уплачиваемых периодически (торги на повышение ставки арендной платы), регулируемая арендная плата не применяется.
Изменения в договор аренды в части размера арендной платы в установленном законом порядке не вносились, доказательства обратного не представлены. В определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2015 N 301-ЭС14-6254 по делу N А31-4739/2013 поддержана позиция судов о возможности изменения размера арендной платы только в порядке и по основаниям, предусмотренным Лесным кодексом Российской Федерации.
Исходя из целей проведения аукциона и положений части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент проведения аукциона, и действующей редакции части 2 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации, недопустимо дальнейшее изменение арендной платы в сторону уменьшения, так как обратное приведет к нарушению прав иных участников аукциона, предлагавших меньшую сумму, чем победитель.
Подписав договор аренды, арендатор принял на себя обязательство вносить арендные платежи не по минимальным ставкам, а по условиям договора с учетом предложенной победителем (истцом) цены.
Обстоятельств, которые могли бы повлечь изменение разрядов такс по сравнению с применяемыми при определении начальной цены аукциона, не возникло, в связи с чем у Министерства не имеется правовых оснований для внесения изменений в договор аренды лесного участка от 23.12.2011 N 146-з.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.08.2020 по делу N А26-1103/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
К.В. Галенкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-1103/2020
Истец: ООО "Суоярвский леспромхоз"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия
Третье лицо: Тринадцатый арбитражный апелляционный суд