08 апреля 2021 г. |
Дело N А56-55406/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,
при участии от акционерного общества "Научно-производственное предприятие "Краснознаменец" Леутиной Е.В. (доверенность от 23.06.2020 N 34/2020), Теточкина Ю.В. (доверенность от 07.04.2021 N 25/2021), Кондратьева В.Н. (доверенность от 07.04.2021 N 24/2021), от Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Николаевой Ю.П. (доверенность от 03.12.2020 N Д-240-82),
рассмотрев 07.04.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.08.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2020 по делу N А56-55406/2020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Научно-производственное предприятие "Краснознаменец", адрес: 195043, Санкт-Петербург, ул. Челябинская, д. 95; ОГРН 1117847684041, ИНН 7806469104 (далее - АО "НПП "Краснознаменец", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору адрес: 191028, Санкт-Петербург, Моховая ул., д.3, ОГРН 5067847165018, ИНН 7841340833 (далее - Ростехнадзор, Управление) от 13.05.2020 N 05-06-07-09-10-11-13-15-18-1518-913/ПР и постановления от 19.06.2020 N 10-1518-1185/ПС.
Решением суда первой инстанции от 24.08.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.12.2020, заявленные Обществом требования удовлетворены частично: признан недействительным пункт 21 оспариваемого предписания; в удовлетворении остальной части заявленных требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить судебные акты в части признания недействительным пункта 21 предписания. Податель жалобы настаивает на том, что опасный производственный объект Общества - площадка производства специзделий "Центральная" относится к объектам спецхимии и подлежит учету в государственном реестре как производственный объект I класса опасности. В обоснование своих доводов Управление ссылается на акт проверки от 13.05.2020 N 00-05-06-07-09-10-11-3-15-18-1518/2002/А- дсп и приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторга России) от 03.07.2015 N 1828 "Об утверждении перечня организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса".
Представители Управления в судебном заседании поддержали доводы жалобы, а представитель Общества с доводами жалобы не согласился.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке (в обжалуемой части).
Как видно из материалов дела и установлено судами, на основании поручения Правительства Российской Федерации от 14.08.2019 N ДК-П7-6928 по распоряжениям от 28.02.2020 N 10-05-15-11-18-09-13-07-1518/Рк, от 19.03.2020 N 10-1876/Рк-И, от 27.03.2020 N 10-05-15-11-18-09-13-07-2083/Рк-И, от 03.04.2020 N 10-2131/Рк-И, от 30.04.2020 N 10-05-15-11-18-09-13-07-2192/Рк-И Управлением Ростехнадзора в период с 11.03.2020 по 13.05.2020 проведена внеплановая выездная проверка в отношении АО "НПП "Краснознаменец" с целью осуществления федерального государственного энергетического надзора и надзора в области промышленной безопасности.
В ходе проверки Управлением Ростехнадзора установлены нарушения Обществом обязательных требований промышленной безопасности при эксплуатации одиннадцати опасных производственных объектов, в том числе: III класса опасности - 7 объектов, IV класса опасности - 4 объекта, что зафиксировано в акте проверки от 13.05.2020 N 00-05-06-07-09-10-11-13-15-18-1518-2002/А-дсп.
По результатам проверки Обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 13.05.2020 N 05-06-07-09-10-11-13-15-18-1518-913/ПР, пунктом 21 которого Обществу предписано в срок до 10.12.2020 устранить нарушение требований промышленной безопасности, а именно: статьи 2, статьи 9, пункта 2 Приложения 3 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее- Закон N 116-ФЗ), раздела II, пункта 19 Приложения N 1 "Опасные производственные объекты спецхимии" Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 N 495 (далее - Требования), поскольку Обществом неверно проведена идентификация опасного производственного объекта: не установлен I класс опасности опасного производственного объекта "Площадка производства специзделий "Центральная", эксплуатируемого организацией оборонно-промышленного комплекса, на котором получаются, используются, хранятся, транспортируются взрывчатые вещества и материалы, в том числе инициирующие (например, азид свинца, тринитрорезорцинат свинца, тетразен и др.) и бризантные (например, октоген, гексоген и др.) взрывчатые вещества, пороха (например, порох бездымный, порох ТПКМ-66К и др.), а также взрывчатые и пиротехнические составы (например, замедляющие, зажигательные составы, воспламенительные составы и др.) и изделия их содержащие (например, капсюли-воспламенители, втулки капсюльные, электрокапсюльные втулки, электродетонаторы, электровоспламенители, пиропатроны, капсюли-детонаторы и др.).
Кроме того, постановлением Управления Ростехнадзора от 19.06.2020 N 10-1518-1185/ПС Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 220 000 руб. штрафа.
Посчитав предписание и постановление Управления Ростехнадзора незаконными, нарушающими его права, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции исследовал и оценил доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установил обстоятельства дела и указал на наличие у Управления Ростехнадзора в данном случае значимых контрольных полномочий, а равно отсутствие правовых и фактических оснований для выдачи оспариваемого предписания применительно к 21 пункту.
Каждый пункт оспариваемого предписания (по фактическому содержанию и правовому обоснованию) получил детальную судебную оценку; законность, обоснованность и исполнимость оспариваемых пунктов предписания Управления проверены судом первой инстанции в условиях состязательной судебной процедуры (статья 9 АПК РФ).
Апелляционный суд, повторно рассматривая дело в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ (только в обжалуемой Управлением части), согласился с выводами суда первой инстанции.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 АПК РФ).
При рассмотрении спора по существу суды правомерно исходили из следующего.
Согласно пункту 21 оспариваемого предписания на Общество возложена обязанность в срок до 10.12.2020 устранить нарушение требований промышленной безопасности, выразившееся в неверном проведении идентификации опасного производственного объекта "Площадка производства специзделий "Центральная", которому не установлен I класс опасности.
Поддерживая доводы Общества по данному пункту предписания, суды учли, что правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определены Законом N 116-ФЗ. Закон направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности лиц, организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Опасными производственными объектами в соответствии с Законом N 116-ФЗ являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к Закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 2 Закона N 116-ФЗ).
Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к этому Закону, на четыре класса опасности:
I класс опасности - опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности;
II класс опасности - опасные производственные объекты высокой опасности;
III класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности;
IV класс опасности - опасные производственные объекты низкой опасности.
При этом присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1371 утверждены Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, подпунктом "з" пункта 10 которых установлено, что Ростехнадзор в пределах своих полномочий обеспечивает в том числе утверждение требований к регистрации объектов в государственном реестре и к ведению этого реестра, а также формы свидетельства о регистрации объектов в государственном реестре.
Пунктами 6, 7 Требований установлено, что отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации в соответствии с этими Требованиями; при осуществлении идентификации эксплуатирующей организацией должны быть выявлены все признаки опасности на объекте, учтены их количественные и качественные характеристики, а также учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, позволяющие отнести такой объект к категории опасных производственных объектов.
В соответствии с пунктом 15 Требований при осуществлении регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре регистрирующий орган:
- проверяет полноту и правильность проведенной идентификации опасного производственного объекта, наличие признаков опасности у опасного производственного объекта, а также соответствие класса его опасности требованиям, установленным приложениями 1, 2 к Закону N 116-ФЗ;
- вносит сведения об объекте и эксплуатирующей его организации в государственный реестр, присваивает ему регистрационный номер, а также выдает свидетельство о регистрации и 1 экземпляр сведений, характеризующих опасный производственный объект.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) основным видом деятельности Общества является производство оружия и боеприпасов (код ОКВЭД 25.40).
Обществом в установленном порядке зарегистрировано 11 опасных производственных объектов, в том числе площадка производства специзделий "Центральная" с присвоением III класса опасности (рег. N А19-00919-0005).
Согласно пункту 1 Приложения 2 к Закону N 116-ФЗ классы опасности опасных производственных объектов, указанных в пункте 1 приложения 1 к этому Закону (за исключением объектов, указанных в пунктах 2, 3 и 4 приложения 2), устанавливаются исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте, в соответствии с таблицами 1 и 2 приложения 2. Классы опасности опасных производственных объектов, указанных в пунктах 2, 3 и 4 приложения 2, устанавливаются в соответствии с критериями, указанными в пунктах 2, 3 и 4 приложения 2.
В соответствии с подпунктом "г" Приложения 1 к Закону N 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах опасные вещества следующих видов:
- взрывчатые вещества - вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов.
В таблице 2 Приложения 2 к Закону N 116-ФЗ установлено, что взрывчатые вещества, в которых количество опасных веществ менее 50 т, относятся к III классу опасности.
Пунктом 2 Приложения 2 к Закону N 116-ФЗ установлено, что для объектов по хранению химического оружия, объектов по уничтожению химического оружия и опасных производственных объектов спецхимии устанавливается I класс опасности.
Согласно разделу 19 Приложения N 1 Требований к опасным производственным объектам спецхимии относится площадка (участок) производства (испытаний, расснаряжения, утилизации) ракетных топлив, порохов, пиротехнических средств инициирования. Данные объекты идентифицируются по признаку получения, использования, испытания, применения, переработки, образования, хранения, транспортирования, утилизации и уничтожения взрывчатых веществ и материалов, других опасных веществ, в количествах и границах объекта согласно проектной документации.
В сноске <65> к разделу 19 Приложения N 1 Требований указано, что учитываются объекты спецхимии организаций оборонно-промышленного комплекса, на которых получаются, используются, испытываются, перерабатываются, хранятся, уничтожаются (утилизируются) и транспортируются взрывчатые вещества и материалы, в том числе инициирующие и бризантные взрывчатые вещества, пороха, ракетные топлива и их компоненты, а также взрывчатые и пиротехнические составы и изделия, их содержащие.
В то же время в разделе 3 Приложения N 1 Требований указано, что к опасным производственным объектам относятся те, на которых хранятся, получаются, используются и транспортируются взрывчатые вещества.
При этом Закон N 116-ФЗ не содержит определение понятия "опасный производственный объект спецхимии".
В рассматриваемом случае Управление Ростехнадзора не представило убедительных доказательств того, что площадка производства специзделий "Центральная", на которой осуществляются технологические процессы, связанные со взрывчатыми веществами, относится именно к объектам, указанным в разделе 19 Приложения N 1 Требований (объекты спецхимии), а не к указанным в разделе 3 Приложения N 1 к Требованиям.
Из письма Ростехнадзора от 27.06.2017 N 08-00-15/265 "Об объектах спецхимии" также не следует обязательность отнесения к объектам спецхимии площадок (полигонов), на которых осуществляются технологические процессы, связанные со взрывчатыми веществами.
Более того, в названом письме указано, что составление и ведение перечня предприятий (организаций) спецхимии осуществляется Минпромторгом России, которое в установленном порядке, по отдельным запросам, может при надлежащих обоснованиях информировать в части, касающейся объектов конкретных предприятий (по сфере ведения и в рамках возможных ограничений).
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2004 Минпромторг России приказом от 03.07.2015 N 1828 утвердил Перечень организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса (далее - Перечень N 1828), включив АО "НПП "Краснознаменец" в указанный перечень в раздел "Промышленность боеприпасов и спецхимии".
Вместе с тем, Перечень N 1828 содержит расширенный список предприятий и из него невозможно установить, какие из 46 предприятий относятся исключительно к предприятиям боеприпасов, какие - к предприятиям спецхимии, а какие являются предприятиями и боеприпасов, и спецхимии.
Поскольку, документы, подтверждающие обращение Управления в адрес Минпромторга России с запросом об отнесении Общества к предприятиям спецхимии, в материалы настоящего дела не представлены, а основным видом деятельности Общества согласно выписке из ЕГРЮЛ является "Производство оружия и боеприпасов" (код ОКВЭД 25.40), это позволяет допустить, что Общество включено в указанный Перечень в раздел "Промышленность боеприпасов и спецхимии" не как предприятие спецхимии, а как предприятие боеприпасов.
Ранее в рамках рассмотрения дел N А56-26948/2019 и N А56-33850/2019, Обществом обжаловались предписания Управления Ростехнадзора от 10.12.2018 N 11-8112-3935/ПР, от 11.03.2019 N 11-1094-525/ПР (выданные по тем же основаниям), в означенных судебных актах изложена аналогичная правовая позиция.
Так например, суды удостоверились в том, что Минпромторг России письмами от 08.10.2018 N 64702/16 и от 18.10.2017 N МА-68277/16 от 18.10.2017 проинформировал Ростехнадзор о необходимости внесения изменений в приложение N 1 "Список предприятий спецхимии" (к распоряжению Ростехнадзора от 26.06.2017 N 245-рп), для чего направил актуализированный перечень предприятий (организаций) спецхимии в котором поименованы 13 предприятий спецхимии среди которых АО "НПП "Краснознаменец" не значится. Дополнительно заключением эксперта инженерно-технического центра независимой экспертизы безопасности и сертификации взрывчатых материалов от 25.02.2019 N ВИ-03/19-П, подтверждено отсутствие доказательств безусловно подтверждающих, что спорная площадка производства специзделий "Центральная" относится к объектам спецхимии
Таким образом, собранные по делу материалы не позволяют однозначно признать, что опасный производственный объект Общества - площадка производства специзделий "Центральная" относится к объектам спецхимии и подлежит учету в государственном реестре как производственный объект I класса опасности. Должного опровержения этому доводу компетентный надзорный орган в ходе судебного разбирательства не представил.
В данном случае Ростехнадзор в нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ не обосновал законность пункта 21 оспариваемого предписания.
Выводы судов по существу спора являются законными и обоснованными.
Оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов не имеется (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.08.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2020 по делу N А56-55406/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, а кассационную жалобу Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В сноске <65> к разделу 19 Приложения N 1 Требований указано, что учитываются объекты спецхимии организаций оборонно-промышленного комплекса, на которых получаются, используются, испытываются, перерабатываются, хранятся, уничтожаются (утилизируются) и транспортируются взрывчатые вещества и материалы, в том числе инициирующие и бризантные взрывчатые вещества, пороха, ракетные топлива и их компоненты, а также взрывчатые и пиротехнические составы и изделия, их содержащие.
В то же время в разделе 3 Приложения N 1 Требований указано, что к опасным производственным объектам относятся те, на которых хранятся, получаются, используются и транспортируются взрывчатые вещества.
При этом Закон N 116-ФЗ не содержит определение понятия "опасный производственный объект спецхимии".
...
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2004 Минпромторг России приказом от 03.07.2015 N 1828 утвердил Перечень организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса (далее - Перечень N 1828), включив АО "НПП "Краснознаменец" в указанный перечень в раздел "Промышленность боеприпасов и спецхимии"."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 апреля 2021 г. N Ф07-2309/21 по делу N А56-55406/2020