г. Санкт-Петербург |
|
17 декабря 2020 г. |
Дело N А56-55406/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Новоселовой В.В.
при участии:
от истца (заявителя): Михайлова И.В. по доверенности от 23.06.2020
от ответчика (должника): Хомутова Е.П. по доверенности от 12.12.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27670/2020) Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.08.2020 по делу N А56-55406/2020 (судья Соколова Н.Г.), принятое
по заявлению акционерного общества "Научно-производственное предприятие "Краснознамёнец"
к Северо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
об оспаривании предписания от 13.05.2020 N 05-06-07-09-10-11-13-15-18-1518-913/ПР и постановления от 19.06.2020 N 10-1518-1185/ПС
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Научно-производственное предприятие "Краснознамёнец" (ОГРН: 1117847684041, адрес: 195043, Санкт-Петербург, ул. Челябинская, д. 95; далее - АО "НПП "Краснознамёнец", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании вынесенных Северо-Западным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 5067847165018, адрес: 191028, Санкт-Петербург, Моховая ул., д. 3; далее - Управление Ростехнадзора) предписания от 13.05.2020 N 05-06-07-09-10-11-13-15-18-1518-913/ПР и постановления от 19.06.2020 N 10-1518-1185/ПС.
Решением суда от 24.08.2020 заявленные Обществом требования удовлетворены частично; суд признал недействительным пункт 21 предписания от 13.05.2020 N 05-06-07-09-10-11-13-15-18-1518-913/ПР; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказал.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции в части признания недействительным пункта 21 предписания от 13.05.2020 N 05-06-07-09-10-11-13-15-18-1518-913/ПР, Управление Ростехнадзора направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 24.08.2020 в указанной части, оставить заявление Общества без удовлетворения. Податель жалобы ссылается на то, что опасный производственный объект Общества - площадка производства специзделий "Центральная" относится к объектам спецхимии и подлежит учету в государственном реестре как производственный объект I класса опасности. В обоснование своих доводов Управление ссылается на то, что в акте проверки от 13.05.2020 N 00-05-06-07-09-10-11-3-15-18-1518/2002/А-дсп установлено, что на опасном производственном объекте "Площадка производства специзделий "Центральная" получаются, используются, хранятся и транспортируются взрывчатые вещества и материалы, в том числе инициирующие и бризантные взрывчатые вещества, пиротехнические составы и изделия их содержащие, а также осуществляется следующий технологический процесс: изготовление детонирующих удлиненных снарядов различного использования, изготовление продуктов капсюльных и других составов, изготовление электрических и неэлектрических средств воспламенения и детонации, изготовление специальных изделий, детонирующих шнуров; основным видом деятельности Общества является деятельность, связанная с обеспечением военной безопасности (код ОКВЭД 84.22). Податель жалобы также ссылается на то, что приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторга России) от 03.07.2015 N 1828 "Об утверждении перечня организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса" Общество, отнесенное к организациям, подведомственным и находящимся в сфере ведения Минпромторга России, является объектом промышленности боеприпасов и спецхимии.
В судебном заседании представитель Управления Ростехнадзора поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве, не настаивал на пересмотре решения суда от 24.08.2020 в части отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда от 24.08.2020 проверена в апелляционном порядке в обжалуемой Управлением части.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании распоряжений от 28.02.2020 N 10-05-15-11-18-09-13-07-1518/Рк, от 19.03.2020 N 10-1876/Рк-И, от 27.03.2020 N 10-05-15- 11-18-09-13-07-2083/Рк-И, от 03.04.2020 N 10-2131/Рк-И, от 30.04.2020 N 10-05-15-11-18-09- 13-07-2192/Рк-И Управлением Ростехнадзора в период с 11.03.2020 по 13.05.2020 проведена внеплановая выездная проверка в отношении Общества с целью осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, федерального государственного энергетического надзора на основании поручения Правительства Российской Федерации от 14.08.2019 N ДК-П7-6928.
В ходе проверки должностным лицом Управления Ростехнадзора установлены нарушения Обществом обязательных требований промышленной безопасности при эксплуатации 11 (одиннадцати) опасных производственных объектов, в том числе: III класса опасности - 7 объектов, IV класса опасности - 4 объекта, что зафиксировано в акте проверки от 13.05.2020 N 00-05-06-07-09-10-11-13-15-18-1518-2002/А-дсп.
По результатам проверки Управлением Ростехнадзора Обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 13.05.2020 N 05-06-07-09-10-11-13-15-18-1518-913/ПР, пунктом 21 которого Обществу предписано в срок по 10.12.2020 устранить нарушение требований промышленной безопасности, а именно: статьи 2, статьи 9, пункта 2 Приложения 3 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов, раздела II, пункта 19 Приложения N 1 "Опасные производственные объекты спецхимии" Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 N 495:
- неверно проведена идентификация опасного производственного объекта: не установлен I класс опасности опасного производственного объекта "Площадка производства специзделий "Центральная", эксплуатируемого организацией оборонно-промышленного комплекса, на котором получаются, используются, хранятся, транспортируются взрывчатые вещества и материалы, в том числе инициирующие (например, азид свинца, тринитрорезорцинат свинца, тетразен и др.) и бризантные (например, октоген, гексоген и др.) взрывчатые вещества, пороха (например, порох бездымный, порох ТПКМ-66К и др.), а также взрывчатые и пиротехнические составы (например, замедляющие, зажигательные составы, воспламенительные составы и др.) и изделия их содержащие (например, капсюли-воспламенители, втулки капсюльные, электрокапсюльные втулки, электродетонаторы, электровоспламенители, пиропатроны, капсбли-детонаторы и др.).
Кроме того, постановлением Управления Ростехнадзора от 19.06.2020 N 10-1518-1185/ПС Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с вышеуказанными предписанием и постановлением Управления Ростехнадзора, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции признал недействительным пункт 21 предписания Управления Ростехнадзора от 13.05.2020 N 05-06-07-09-10-11-13-15-18-1518-913/ПР; в удовлетворении остальной части заявленных Обществом требований отказал.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления и отмены решения суда от 24.08.2020 в обжалуемой Управлением части в связи со следующим.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
В соответствии со статьей 2 Закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к этому Закону, на четыре класса опасности:
I класс опасности - опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности;
II класс опасности - опасные производственные объекты высокой опасности;
III класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности;
IV класс опасности - опасные производственные объекты низкой опасности.
При этом присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1371 утверждены Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, подпунктом "з" пункта 10 которых установлено, что Ростехнадзор в пределах своих полномочий обеспечивает в том числе утверждение требований к регистрации объектов в государственном реестре и к ведению этого реестра, а также формы свидетельства о регистрации объектов в государственном реестре.
Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 N 495 утверждены Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов (далее - Требования).
Пунктами 6, 7 Требований установлено, что отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации в соответствии с этими Требованиями; при осуществлении идентификации эксплуатирующей организацией должны быть выявлены все признаки опасности на объекте, учтены их количественные и качественные характеристики, а также учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, позволяющие отнести такой объект к категории опасных производственных объектов.
В соответствии с пунктом 15 Требований при осуществлении регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре регистрирующий орган:
- проверяет полноту и правильность проведенной идентификации опасного производственного объекта, наличие признаков опасности у опасного производственного объекта, а также соответствие класса его опасности требованиям, установленным приложениями 1, 2 к Закону N 115-ФЗ;
- вносит сведения об объекте и эксплуатирующей его организации в государственный реестр, присваивает ему регистрационный номер, а также выдает свидетельство о регистрации и 1 экземпляр сведений, характеризующих опасный производственный объект.
Как установлено судом первой инстанции, согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) основным видом деятельности Общества является производство оружия и боеприпасов (код ОКВЭД 25.40).
Обществом в установленном порядке зарегистрировано 11 опасных производственных объектов, в том числе площадка производства специзделий "Центральная" с присвоением III класса опасности (рег. N А19-00919-0005).
Согласно пункту 1 Приложения 2 к Закону N 116-ФЗ классы опасности опасных производственных объектов, указанных в пункте 1 приложения 1 к этому Закону (за исключением объектов, указанных в пунктах 2, 3 и 4 приложения 2), устанавливаются исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте, в соответствии с таблицами 1 и 2 приложения 2. Классы опасности опасных производственных объектов, указанных в пунктах 2, 3 и 4 приложения 2, устанавливаются в соответствии с критериями, указанными в пунктах 2, 3 и 4 приложения 2.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 Приложения 1 к Закону N 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах опасные вещества следующих видов:
- взрывчатые вещества - вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов.
В таблице 2 Приложения 2 к Закону N 116-ФЗ установлено, что взрывчатые вещества, в которых количество опасных веществ менее 50 т, относятся к III классу опасности.
Пунктом 2 Приложения 2 к Закону N 116-ФЗ установлено, что для объектов по хранению химического оружия, объектов по уничтожению химического оружия и опасных производственных объектов спецхимии устанавливается I класс опасности.
Согласно разделу 19 Приложения N 1 Требований к опасным производственным объектам спецхимии относится площадка (участок) производства (испытаний, расснаряжения, утилизации) ракетных топлив, порохов, пиротехнических средств инициирования. Данные объекты идентифицируются по признаку получения, использования, использования, испытания, применения, переработки, образования, хранения, транспортирования, утилизации и уничтожения взрывчатых веществ и материалов, других опасных веществ, в количествах и границах объекта согласно проектной документации.
В сноске <65> к разделу 19 Приложения N 1 Требований указано, что учитываются объекты спецхимии организаций оборонно-промышленного комплекса, на которых получаются, используются, испытываются, перерабатываются, хранятся, уничтожаются (утилизируются) и транспортируются взрывчатые вещества и материалы, в том числе инициирующие и бризантные взрывчатые вещества, пороха, ракетные топлива и их компоненты, а также взрывчатые и пиротехнические составы и изделия, их содержащие.
В то же время в разделе 3 Приложения N 1 Требований указано, что к опасным производственным объектам относятся те, на которых хранятся, получаются, используются и транспортируются взрывчатые вещества.
При этом Закон N 116-ФЗ не содержит определение понятия "опасный производственный объект спецхимии".
Как обоснованно указал суд первой инстанции, в рассматриваемом случае Управление Ростехнадзора не представило надлежащих доказательств в обоснование вывода о том, что площадка производства специзделий "Центральная", на которой осуществляются технологические процессы, связанные со взрывчатыми веществами, относится именно к объектам, указанным в разделе 19 Приложения N 1 Требований (объекты спецхимии), а не к указанным в разделе 3 Приложения N 1 к Требованиям.
В письме Ростехнадзора от 27.06.2017 N 08-00-15/265 "Об объектах спецхимии" указано, что к опасным производственным объектам спецхимии могут быть отнесены предприятия, цеха, участки, площадки (полигоны), категорируемые как опасные производственные объекты, эксплуатируемые для специальных задач и целей, на которых осуществляются технологические процессы, связанные с получением, переработкой и уничтожением (утилизацией) взрывчатых веществ, исключая объекты, на которых производятся промышленные взрывчатые вещества, в том числе создаваемые из невзрывчатых материалов и компонентов, ведутся взрывные работы в мирных целях в различных сферах деятельности, эксплуатируемые организациями, имеющими лицензии на осуществление деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения.
Таким образом, из данного письма не следует обязательность отнесения к объектам спецхимии площадок (полигонов), на которых осуществляются технологические процессы, связанные со взрывчатыми веществами.
При этом в данном письме Ростехнадзора от 27.06.2017 N 08-00-15/265 также указано, что составление и ведение перечня предприятий (организаций) спецхимии осуществляется Минпромторгом России, которое в установленном порядке, по отдельным запросам, может при надлежащих обоснованиях информировать в части, касающейся объектов конкретных предприятий (по сфере ведения и в рамках возможных ограничений).
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2004 Минпромторг России приказом от 03.07.2015 N 1828 утвердил Перечень организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса (далее - Перечень N 1828). АО "НПП "Краснознамёнец" включено в указанный перечень в раздел "Промышленность боеприпасов и спецхимии".
Вместе с тем, Перечень N 1828 содержит расширенный список предприятий и из него невозможно установить, какие из 46 предприятий относятся исключительно к предприятиям боеприпасов, какие - к предприятиям спецхимии, а какие являются предприятиями и боеприпасов, и спецхимии. Как уже указывалось выше, основным видом деятельности Общества согласно выписке из ЕГРЮЛ является "Производство оружия и боеприпасов" (код ОКВЭД 25.40), соответственно, как указывает заявитель, Общество включено в указанный Перечень в раздел "Промышленность боеприпасов и спецхимии" не как предприятие спецхимии, а как предприятие боеприпасов, обратное Управлением не доказано.
Из письма Ростехнадзора от 27.06.2017 N 08-00-15/265 следует, что за разъяснениями о том, относится ли конкретное предприятие к предприятиям спецхимии, необходимо обращаться в Минпромторг России как к органу, который составляет и ведет перечень предприятий (организаций) спецхимии и только данный орган может информировать о том, относится ли конкретное предприятие к предприятиям спецхимии, либо какие-либо объекты - к объектам спецхимии. Документы, подтверждающие обращение Управления в адрес Минпромторга России с запросом относительно отнесения Общества к предприятиям спецхимии, в материалы настоящего дела не представлены.
Аналогичная правовая позиция изложена судами по делу N А56-26948/2019 и по делу NА56-33850/2019, в рамках которых Обществом обжаловались предписания Управления Ростехнадзора от 10.12.2018 N 11-8112-3935/ПР, от 11.03.2019 N 11-1094-525/ПР, выданные ранее по тем же основаниям.
Более того, в рамках рассмотрения дел N А56-26948/2019 и N А56-33850/2019 судами было установлено, что Минпромторг России письмами от 08.10.2018 N 64702/16, и от 18.10.2017 N МА-68277/16 от 18.10.2017 проинформировал Ростехнадзор о необходимости внесения изменений в приложение N 1 "Список предприятий спецхимии" к распоряжению Ростехнадзора от 26.06.2017 N 245-рп в связи с тем, что Минпромторг России провел работу по выявлению предприятий (организаций), опасным производственным объектам которых присвоен 1 класс опасности, и направил актуализированный перечень предприятий (организаций) спецхимии. В данном перечне указаны 13 предприятий спецхимии среди которых АО "НПП "Краснознамёнец" не значится.
В рамках рассмотрения дел N А56-26948/2019 и N А56-33850/2019 судами трех инстанций с учетом, в том числе, заключения эксперта инженерно-технического центра независимой экспертизы безопасности и сертификации взрывчатых материалов от 25.02.2019 N ВИ-03/19-П, установлено, что Управление Ростехнадзора не представило доказательств безусловно подтверждающих, что спорная площадка производства специзделий "Центральная" относится к объектам спецхимии либо Минпромторг России отнес именно ее к объектам спецхимии. Каких-либо новых доказательств отнесения спорного объекта к объекту I класса опасности Управлением Ростехнадзора в материалы настоящего дела не представлено.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно признал недействительным пункт 21 предписания Управления Ростехнадзора от 13.05.2020 N 05-06-07-09-10-11-13-15-18-1518-913/ПР.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления Ростехнадзора и отмены решения суда от 24.08.2020 в обжалуемой части не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24 августа 2020 года по делу N А56-55406/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-55406/2020
Истец: АО "НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "КРАСНОЗНАМЁНЕЦ"
Ответчик: Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Третье лицо: Ростехнадзор