18 мая 2021 г. |
Дело N А56-121526/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Горбунова П.Н. (доверенность от 24.07.2020),
рассмотрев 12.05.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.07.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2020 по делу N А56-121526/2019,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", адрес: 190000, Санкт-Петербург, ул. Малая Морская, д. 12, лит. А; ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - ГУП "ТЭК СПб", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., 13, лит. А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - Управление, УФАС) от 20.08.2029 по жалобе N Т02-512/19.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Глонасс-Сервис", адрес: 197022, Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, д. 23, лит. М, пом. 41Н; ОГРН 1147847438199, ИНН (далее - ООО "Глонасс-Сервис", Общество).
Решением суда от 30.07.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.12.2020, заявленные требования Предприятия удовлетворены.
В кассационной жалобе УФАС просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам. По мнению подателя жалобы, отклонение заявки ООО "Глонасс-Сервис" является незаконным и противоречащим принципам Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ, Закон о закупках), поскольку требования пункта 7.1.11 закупочной документации о предоставлении в составе заявки копии карточек об открытии счетов в банках с образцами подписей и оттиска печати, на которые по договору предполагается перечисление денежных средств (заверенная либо нотариально, либо уполномоченным сотрудником банка) является излишним.
Представители УФАС и ООО "Глонасс-Сервис", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Представитель Предприятия в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Предприятие (организатор торгов) разместило извещение о проведении в электронной форме открытого запроса предложений N 31908071045 на право заключения договора на выполнение работ по сопровождению и обслуживанию системы мониторинга автотранспорта (ГЛОНАСС/GPS) на базе установленных приборов слежения, включая документацию о запросе предложений (далее - Документация); начальная(максимальная) цена контракта 3 240 000 руб.
Закупка проводилась в соответствии с Законом N 223-ФЗ и Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГУП "ТЭК СПб" в редакции от 25.04.2019 (далее - Положение о закупках).
На участие в аукционе было подано четыре заявки, в том числе заявка ООО "Глонасс-Сервис". Решением аукционной комиссии Предприятия, оформленным протоколом от 07.08.2019, заявка названного участника признана не соответствующей требованиям, установленным в пункте 7.1.11 закупочной документации: в составе заявки отсутствуют копии карточек об открытии счетов в банках с образцами подписей и оттиска печати, на которые по договору предполагается перечисление денежных средств (заверенная либо нотариально, либо уполномоченным сотрудником банка).
Общество, не согласившись с отклонением заявки, обратилось в УФАС с жалобой (вх. N 379 от 09.08.2019) на действия аукционной комиссии организатора торгов.
По результатам рассмотрения жалобы ООО "Глонасс-Сервис" УФАС вынесено решение от 20.08.2019 по жалобе N Т02-512/19, которым жалоба Общества признана обоснованной; в действиях закупочной комиссии организатора торгов ГУП "ТЭК СПб" признано нарушение пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки: в установлении в закупочной документации неправомерных требований к составу заявки на участие в запросе предложений, а именно требования пункта 7.1.11 закупочной документации о предоставлении в составе заявки копии карточек об открытии счетов в банках с образцами подписей и оттиска печати, на которые по договору предполагается перечисление денежных средств (заверенная либо нотариально, либо уполномоченным сотрудником банка).
На основании указанного решения Управлением Предприятию выдано предписание от 20.08.2019 по делу N Т02-512/19 об отмене протокола подведения итогов запроса предложений и повторном рассмотрении заявок участников закупки без учета требования, установленного пунктом 7.1.11 Документации о запросе предложений.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, Предприятие обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на отсутствие в данном случае правовых и фактических оснований для принятия УФАС оспариваемых решения и предписания.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 АПК РФ).
При рассмотрении спора суды правомерно исходили из того, что ГУП "ТЭК СПб" относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Законом N 223-ФЗ.
Целями регулирования Закона N 223-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (часть 1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ).
В силу статьи 6 Закона N 223-ФЗ контроль за соблюдением требований названного Закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 4 части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).
Как указано в части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ).
Согласно пунктам 2 и 9 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к участникам такой закупки.
При этом согласно части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В силу части 4 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Судами установлены следующие значимые для рассмотрения настоящего дела обстоятельства.
Пунктом 7.1.11 Документации о запросе предложений предусмотрено, что участник закупки должен включить в состав заявки копии карточек об открытии счетов в банках с образцами подписей и оттиска печати, в которые по договору предполагается перечисление денежных средств (заверенная либо нотариально, либо уполномоченным сотрудником банка).
Управление при рассмотрении жалобы Общества пришло к выводу о том, что положения пункта 7.1.11 закупочной документации нарушают положения пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 2 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ.
Порядок открытия банковских счетов юридическим лицам, индивидуальным предпринимателями, установлен Инструкцией Банка России от 30.05.2014 N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов" (далее - Инструкция).
В соответствии с пунктом 4.1 Инструкции для открытия расчетного счета юридическому лицу, созданному в соответствии с законодательством Российской Федерации, в банк представляется, в том числе Карточка (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.12 Инструкции).
Анализ положений пункта 1.12 Инструкции (применительно к видам договоров) позволил судам сделать вывод о том, что любой участник закупки, имеющий банковский расчетный счет, открытый в соответствии с действующим законодательством в порядке, предусмотренном положениями Инструкции, имеет возможность оформить карточку образцов подписей и оттисков печати.
Соответственно, требование пункта 7.1.11 Документации о запросе предложений позволяет принять участие в закупке любому участнику, имеющему банковский расчетный счет.
В рассматриваемом случае, все требования, предъявленные к участникам закупки в Документации, являлись равнозначными для всех потенциальных участников, четко сформулированными и исполнимыми.
Таким образом, требование пункта 7.1.11 Документации установлено в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, не создает необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки и не нарушает принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации, закрепленные пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
Согласно пункту 8.1.6 Документации о запросе предложений заявка на участие в закупке, не соответствующая требованиям закупочной документации, может рассматриваться как не отвечающая требованиям документации о запросе предложений.
Пунктом 12.9 Документации о запросе предложений установлено, что по результатам рассмотрения заявок и проверки информации об участниках, проведенных заказчиком, комиссия вправе отклонить заявку на участие в запросе предложений в случае отсутствия документов, определенных документацией, либо наличия в таких документах недостоверных или неполных сведений об участнике или о закупаемых товарах (работах, услугах).
С учетом изложенного, в виду несоответствия заявки ООО "Глонасс- Сервис" требованиям, указанным в аукционной документации, Предприятие правомерно отклонило указанную заявку на основании пункта 12.9 Документации о запросе предложений.
У суда кассационной инстанции нет оснований к иной оценке существа спорных правоотношений, поскольку выводы судов отвечают требованиям материального и процессуального закона, критериям относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств в их совокупности и взаимной связи (статья 71 АПК РФ).
При изложенных обстоятельства и доказательствах, оспариваемые решение и предписание УФАС нельзя счесть обоснованными; они не соответствует закону, нарушают права и законные интересы Предприятия в экономической сфере.
Поскольку материалы дела исследованы судами полно и всесторонне, их выводы соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется (статьи 286 - 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.07.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2020 по делу N А56-121526/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 4.1 Инструкции для открытия расчетного счета юридическому лицу, созданному в соответствии с законодательством Российской Федерации, в банк представляется, в том числе Карточка (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.12 Инструкции).
Анализ положений пункта 1.12 Инструкции (применительно к видам договоров) позволил судам сделать вывод о том, что любой участник закупки, имеющий банковский расчетный счет, открытый в соответствии с действующим законодательством в порядке, предусмотренном положениями Инструкции, имеет возможность оформить карточку образцов подписей и оттисков печати.
...
В рассматриваемом случае, все требования, предъявленные к участникам закупки в Документации, являлись равнозначными для всех потенциальных участников, четко сформулированными и исполнимыми.
Таким образом, требование пункта 7.1.11 Документации установлено в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, не создает необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки и не нарушает принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации, закрепленные пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 мая 2021 г. N Ф07-2816/21 по делу N А56-121526/2019