19 мая 2021 г. |
Дело N А56-73036/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Александровой Е.Н., Васильевой Е.С.,
при участии от государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Казаченко С.Б. (доверенность от 11.01.2021 N 8),
рассмотрев 19.05.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.11.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2021 по делу N А56-73036/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Рэдслай", адрес: 193149, Санкт-Петербург, Русановская ул., д. 19, корп. 3, лит. А, кв. 404, ОГРН 5177746016245, ИНН 7734406920 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решений государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, адрес: 197046, Санкт-Петербург, Большая Посадская ул., д. 10А, ОГРН 1027806860707, ИНН 7812014120 (далее - Фонд), от 04.03.2020 N 12058 и N 15 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах страхователя - юридического лица в банках (иных кредитных организациях) в сумме 318 658 руб. 62 коп. и обязании Фонд возвратить излишне взысканные денежные средства в сумме 318 658 руб. 62 коп. на расчетный счет Общества.
Решением суда первой инстанции от 23.11.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.02.2021, заявление Общества удовлетворено в полном объеме.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 23.11.2020 и постановление от 09.02.2021 и принять по делу новый судебный акт, которым полностью отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, судами не принято во внимание, что камеральная проверка за период с 01.07.2019 по 30.09.2019 в отношении Общества проводилась Филиалом N 19 государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Филиал N 19), а за период с 01.10.2019 по 31.12.2019 - Филиалом N 30 государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Филиал N 30), в котором заявитель поставлен на учет с 05.12.2019. Податель жалобы указывает, что Филиал N 30 не вправе был изменять ранее вынесенное Филиалом N 19 решение о привлечении страхователя к ответственности и уведомление о размере страховых взносов от 24.04.2019, в соответствии с которым страхователю установлен размер страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на 2019 год в размере 1,7%.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы кассационной жалобы.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте слушания дела, своих представителей в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество в соответствии со статьями 3 и 6 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) является страхователем по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и плательщиком соответствующих страховых взносов.
Поскольку Общество в установленный в указанном Законе срок не представило Фонду заявление и справку-подтверждение основного вида экономической деятельности с соблюдением установленного законом срока на подачу данных документов, Филиал N 19 направил в адрес Общества уведомление от 24.04.2019 (том 1 л.д. 55) о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, установив ему с января 2019 года размер страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев в размере 1,7%., исходя из указанного в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) дополнительного вида экономической деятельности Общества "Производство прочих текстильных изделий, не включенных в другие группировки" код ОКВЭД 13.99, 15 класс профессионального риска.
На основании предоставленного страхователем расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за III квартал 2019 года (форма 4-ФСС) Филиалом N 19 проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) Обществом страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по установленному законодательством Российской Федерации тарифу с учетом установленной территориальным органом страховщика скидки (надбавки), а также правомерности произведенных расходов страхователем на выплату страхового обеспечения.
По результатам проверки Филиалом N 19 составлен акт от 05.11.2019 N 12058дв и принято решение от 12.12.2019 N 12058 о привлечении Общества к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Указанным решением Общество привлечено к ответственности на основании статьи 26.29 Закона N 125-ФЗ в виде наложения штрафа в размере 24 717 руб. 50 коп. Обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 123 587 руб. 47 коп., образовавшуюся за период с 01.07.2019 по 30.09.2019 из-за неверного применения страхователем размера страхового тарифа (вместо 1, 7% применен 0,2%), а также пени в сумме 542 руб. 79 коп.
Поскольку Общество с 05.12.2019 поставлено на учет в Филиал N 30 в связи с изменением места нахождения, Филиал N 19 по акту приема-передачи от 11.12.2019 передал страхователя в Филиал N 30 (том 1 л.д. 78-79).
В акте приема-передачи содержались данные страхователя по состоянию на 01.01.2019, в том числе по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В результате проверки представленного Обществом 27.01.2020 расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за период с 01.10.2019 по 31.12.2019 Филиалом N 30 выявлено у страхователя наличие недоимки в размере 177 685 руб. 47 коп., в связи с применением Обществом страхового тарифа в размере 0,2% без учета уведомления Филиала N 19 от 24.04.2019 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, где указано на необходимость применения тарифа в размере 1,7%.
Филиалом N 30 составлена 30.01.2020 справка о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов N 15 (том 1 л.д. 70), на основании которой страхователю выставлено требование от 03.02.2020 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в срок до 25.02.2020.
В связи с неуплатой Обществом в добровольном порядке недоимки по страховым взносам в сроки, указанные в требовании, Филиалом N 30 вынесены 04.03.2020 решения:
- N 12058 о взыскании 123 587 руб. 49 коп. недоимки по страховым взносам, 542 руб. 79 коп. пеней и штрафа в размере 24 717 руб. 50 коп. за счет денежных средств, находящихся на счетах страхователя - юридического лица в банках (иных кредитных организациях) (том 1 л.д. 6);
- N 15 о взыскании 177 685 руб. 47 коп. недоимки по страховым взносам, 2 027 руб. 76 коп. пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах страхователя - юридического лица в банках (иных кредитных организациях) (том 1 л.д. 7).
На основании инкассовых поручений от 05.03.2020 со счета страхователя списано 318 658 руб. 62 коп., в том числе 123 587 руб. 49 коп. - по инкассовому поручению N 786, 542 руб. 79 коп. - по инкассовому поручению N 787, 24 717 руб. 50 коп. - по инкассовому поручению N 788, 167 783 руб. 08 коп. - по инкассовому поручению N 736, 2 027 руб. 76 коп. - по инкассовому поручению - N 737.
Не согласившись с указанными решениями Филиала N 30 Фонда, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Суды первой и апелляционной инстанций, признавая решения Фонда недействительными, исходили из того, что у последнего отсутствовало право произвольно выбирать имеющий наивысший класс профессионального риска из указанных в отношении конкретного страхователя в ЕГРЮЛ видов экономической деятельности, которые Общество фактически не осуществляло.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Согласно статье 17 Закона N 125-ФЗ страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
В соответствии со статьями 20.1, 21, 22 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. Страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом.
В силу статьи 26.1 Закона N 125-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке определенном данным Законом.
Взыскание недоимки по страховым взносам с юридического лица или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 26.6 и 26.7 Закона N 125-ФЗ.
Согласно пункту 2 статьи 26.6.указанного Закона взыскание страховых взносов производится по решению территориального органа страховщика о взыскании страховых взносов (далее - решение о взыскании) путем направления в банк (иную кредитную организацию), в котором открыты счета страхователя - юридического лица или индивидуального предпринимателя, поручения территориального органа страховщика на списание и перечисление в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов страхователя - юридического лица или индивидуального предпринимателя.
До принятия решения о взыскании территориальный орган страховщика направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 26.9 Закона N 125-ФЗ.
Страховые тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска; страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком (статьи 21, 22 Закона N 125-ФЗ).
На основании статьи 21 указанного Закона страховые тарифы дифференцируются по классам профессионального риска, под которым в силу статьи 3 названного Закона понимается вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Законом случаях.
Статьей 1 Федерального закона от 22.12.2005 N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год" (далее - Закон N 179-ФЗ) определено, что для страхователей страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливаются в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях - к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска.
Страховой тариф зависит от основного вида экономической деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила N 713), которыми установлен порядок отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска.
В пункте 8 Правил N 713 указано, что экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами. Основной вид экономической деятельности коммерческой организации - это тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг (пункт 9).
Согласно пункту 11 Правил N 713 основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок N 55).
В силу пункта 2 Порядка N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно.
Пунктом 5 Порядка N 55 предусмотрено, что в случае если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по ОКВЭД, указанными в отношении этого страхователя в ЕГРЮЛ, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Аналогичные положения содержатся в пункте 13 Правил N 713, согласно которым если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по ОКВЭД, указанными в отношении этого страхователя в ЕГРЮЛ.
При этом предусмотренное пунктом 5 Порядка N 55 право фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности, и аналогичные положения пункта 13 Правил N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
В рассматриваемом случае из материалов дела видно, что Общество не представило в установленный срок соответствующие документы для подтверждения основного вида экономической деятельности за 2018 год, в связи с чем Филиал N 19 Фонда определил основной вид экономической деятельности Общества в соответствии с данными его выписки из ЕГРЮЛ, имеющий наивысший класс профессионального риска из видов экономической деятельности, присвоенных заявителю в соответствии с ОКВЭД (код ОКВЭД 13.99 "Производство прочих текстильных изделий, не включенных в другие группировки", что соответствует страховому тарифу 1,7%).
Между тем согласно пункту 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе определений от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О). Виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют. Право фонда, установленное в пункте 5 Порядка N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969, по смыслу указанной нормы страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 Порядка N 55, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом. Отказ фонда может быть обжалован в суд; бремя доказывания в суде обоснованности заявленного тарифа, в силу части 1 статьи 65 АПК РФ, лежит на заинтересованном лице - на страхователе. Иной подход противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности.
В данном случае, как установлено судами и не опровергнуто Фондом, в 2018 году основным видом осуществляемой Обществом деятельности являлась "Торговля оптовая текстильными товарами" (код ОКВЭД 46.41).
Доказательства того, что Общество осуществляло свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, в том числе по такому виду деятельности как "Производство прочих текстильных изделий, не включенных в другие группировки" (код ОКВЭД 13.99), Фондом не представлены.
Из представленных в материалы дела документов следует, что Общество 27.01.2020 направило в Филиал N 30 Фонда форму 4-ФСС, указав в качестве осуществляемого в 2019 году вида экономической деятельности деятельность по ОКВЭД 73.11.
Между тем Филиал N 30 не принял во внимание представленную Обществом форму 4-ФСС, согласно которой Общество в 2019 году не осуществляло деятельность по ОКВЭД 13.99.
Более того, код ОКВЭД 13.99, в связи с наличием которого в ЕГРЮЛ Обществу назначен размер страхового тарифа с учетом коэффициента 1,7% и доначислены страховые взносы, пени и штраф в сумме 318 658 руб. 62 коп., исключен из списка ОКВЭД Общества решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по городу Санкт-Петербургу от 31.12.2019.
Ссылка Фонда на то, что оспариваемые решения от 04.03.2020 были вынесены в связи с неисполнением Обществом требования от 03.02.2020 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, выставленного по результатам проведения Филиалом N 19 камеральной проверки Общества, оформленным решением от 12.12.2019 N 12058, изменять которое Филиал N 30 не вправе, равно как и направленное Филиалом N 19 уведомление от 29.04.2019 о размере страховых взносов на 2019 год, была предметом исследования судов и правомерно ими отклонена.
В данном случае Общество помимо оспаривания решений Фонда от 04.03.2020 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов в своем заявлении инициировало процедуру истребования страховых вносов, взысканных, по мнению страхователя, в излишней сумме на основании незаконных ненормативных правовых актов Фонда.
В данном случае суд вправе решить вопрос о законности ненормативного правового акта, послужившего основанием для начисления указанных обязательных платежей, и по результатам его разрешения обязать Фонд возвратить излишне уплаченные суммы страховых взносов, пеней и штрафов и без его признания недействительным.
В пункте 65 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении исков налогоплательщиков о возврате (возмещении) сумм налогов, пеней, штрафа, а также о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений или постановлений о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, вынесенных налоговыми органами в соответствии со статьями 46 и 47 НК РФ, судам необходимо исходить из того, что положения Налогового кодекса Российской Федерации не содержат специальных требований об обязательной досудебной процедуре урегулирования таких споров. Поэтому названные имущественные требования налогоплательщик может предъявить в суд независимо от оспаривания ненормативных правовых актов налоговых органов и по основаниям в том числе необоснованности начисления сумм налога, пеней, штрафа.
Данное разъяснение следует учитывать и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Поскольку в спорный период Общество занималось исключительно осуществлением деятельности "Торговля оптовая текстильными товарами", суды обоснованно признали, что установление ему Фондом тарифа страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по виду деятельности "Производство прочих текстильных изделий, не включенных в другие группировки" (код ОКВЭД 13.99), относящемуся к 15 классу страхования профессионального риска с размером страхового тарифа - 1,7%, который фактически Обществом не осуществлялся, является неправомерным.
Как правильно отметили суды, вид фактически осуществляемой организацией деятельности не может быть определен на основании только тех документов, в которых приведены сведения о возможных видах осуществления экономической деятельности предприятия. Фонд должен представить доказательства, при наличии которых он приходит к выводу о фактически осуществляемых страхователем видов деятельности, позволяющие назначить страхователю размер страхового тарифа, соответствующий определенному классу профессионального риска.
Поскольку Фондом указанные доказательства не представлены, доводы Общества не опровергнуты, суды правомерно удовлетворили заявленные Обществом требования.
Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы Фонда и отмены принятых по делу судебных актов.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.11.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2021 по делу N А56-73036/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 65 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении исков налогоплательщиков о возврате (возмещении) сумм налогов, пеней, штрафа, а также о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений или постановлений о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, вынесенных налоговыми органами в соответствии со статьями 46 и 47 НК РФ, судам необходимо исходить из того, что положения Налогового кодекса Российской Федерации не содержат специальных требований об обязательной досудебной процедуре урегулирования таких споров. Поэтому названные имущественные требования налогоплательщик может предъявить в суд независимо от оспаривания ненормативных правовых актов налоговых органов и по основаниям в том числе необоснованности начисления сумм налога, пеней, штрафа."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 мая 2021 г. N Ф07-3072/21 по делу N А56-73036/2020