г. Санкт-Петербург |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 мая 2021 г. N Ф07-3072/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
09 февраля 2021 г. |
Дело N А56-73036/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей Н. О. Третьяковой, Е. И. Трощенко
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Т. Э. Борисенко
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-37628/2020) ГУ-СПб РО ФСС РФ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.11.2020 по делу N А56-73036/2020 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению ООО "Рэдслай"
к ГУ-СПб РО ФСС РФ
о признании недействительными решений
при участии:
от заявителя: Вершинин Д. О. (паспорт)
от ответчика: Казаченко С. Б. (доверенность от 11.01.2021)
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Рэдслай" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решений Государственного учреждения - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд) от 04.03.2020 N 12058 и N 15 о взыскании недоимки по страховым взносам, пени и штрафа в сумме 318 658 руб. 62 коп. и обязании фонда возвратить излишне взысканные денежные средства в сумме 318 658 руб. 62 коп. на расчетный счет общества.
Решением суда от 23.11.2020 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе фонд просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также нарушение норм материального права. В обоснование апелляционной жалобы фонд указывает, что судом не учтено, что камеральная проверка за период с 01.07.2019 по 30.09.2019 проводилась Филиалом N 19, за период с 01.10.2019 по 31.2.2019 - Филиалом N 30, в котором заявитель поставлен на учет с 05.12.2019; Филиал N 30 не вправе был изменять вынесенное Филиалом N 19 решение и уведомление о размере страховых взносов от 24.04.2019, в соответствии с которым страховые взносы должны начисляться по страховому тарифу 1,7%.
В судебном заседании представитель фонда поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с 02.10.2017 общество зарегистрировано в качестве страховщика в Филиале N 19 Государственного учреждения - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Филиал N 19).
Общество не представило в срок до 15.04.2019 заявление и справку-подтверждение основного вида экономической деятельности (далее - ОВЭД) за 2018 год на основании пункта 5 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок N 55).
С января 2019 года обществу присвоен наиболее высокий класс профессионального риска, в соответствии с Классификацией, который соответствует виду экономической деятельности "Производство прочих текстильных изделий, не включенных в другие группировки" (ОКВЭД 13.99). Указанный вид деятельности относится к 15 классу профессионального риска и соответствует страховому тарифу 1,70%.
В адрес страхователя направлено уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 24.04.2019.
На основании предоставленного страхователем расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за третий квартал 2019 года (форма 4-ФСС) Филиалом N 19 проведена камеральная проверка в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
По результатам проверки составлен акт от 05.11.2019 N 12058дв и вынесено решение от 12.12.2019 N 12058 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Указанным решением общество привлечено к ответственности в соответствии со статьей 26.29 Закона N125-ФЗ в виде штрафа в сумме 24 717 руб. 50 коп., заявитель доначислены пени в сумме 542 руб. 79 коп. и предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 123 587 руб. 47 коп., образовавшуюся за период с 01.07.2019 по 30.09.2019 из-за неверного применения страхователем размера страхового тарифа (вместо 1, 70% применен 0,2%).
05.12.2019 страхователь поставлен на учет в Филиал N 30 фонда.
11.12.2019 по акту приема-передачи Филиал N 19 передал страхователя в Филиал N 30.
В акте приема-передачи переданы данные страхователя по состоянию на 01.01.2019, в том числе по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
На основании предоставленного 27.01.2020 страхователем расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2019 год (форме 4-ФСС) Филиал N 30 выявил, что страховые взносы произведены по старому страховому тарифу 0, 2%, без учета уведомления о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 24.04.2019.
Филиалом N 30 проведена камеральная проверка общества за период с 01.10.2019 по 31.12.2019, по результатам которой выявлена задолженность по страховым взносам в сумме 177 685 руб. 47 коп. (произведено доначисление страховых взносов по тарифу 1, 70%), о чем составлена справка о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов от 30.01.2020 N 15.
На основании справки о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов от 30.01.2020 N 15 страхователю выставлено требование от 03.02.2020 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в срок до 25.02.2020.
В связи с неуплатой страховщиком недоимки по страховым взносам в сроки, указанные в требовании, Филиалом N 30 вынесены;
- решение N 12058 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в сумме 148 847 руб. 78 коп. за счет денежных средств, находящихся на счетах страхователя (решение направлено обществу почтой 06.03.2020);
- решение N 15 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в сумме 179 713 руб. 23 коп. за счет денежных средств, находящихся на счетах страхователя.
На основании инкассовых поручений от 05.03.2020 со счета страхователя списано 318 658 руб. 62 коп., в том числе 123 587 руб. 49 коп. - по инкассовому поручению N 786, 542 руб. 79 коп. - по инкассовому поручению N 787, 24 717 руб. 50 коп. - по инкассовому поручению N 788, 167 783 руб. 08 коп. - по инкассовому поручению N 736, 2 027 руб. 76 коп. - по инкассовому поручению - N 737.
Не согласившись с законностью вынесенных фондом решений от 04.03.2020 N 12058 и N 15, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд удовлетворил заявление.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно статье 17 Закона N 125-ФЗ страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
В соответствии со статьями 20.1, 21, 22 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. Страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом.
В соответствии со ст. 26.1 Закона N 125-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке определенном данным законом.
Взыскание недоимки по страховым взносам с юридического лица или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 26.6 и 26.7 настоящего Федерального закона.
В случае, предусмотренном пунктом 22 статьи 26.6 Закона N 125-ФЗ, территориальный орган страховщика вправе взыскать страховые взносы за счет имущества страхователя - юридического лица или индивидуального предпринимателя, в том числе за счет наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании (требованиях) об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 26.6 Закона 125-ФЗ.
До принятия решения о взыскании территориальный орган страховщика направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 26.9 Закона N 125-ФЗ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила N 713).
Пунктом 8 Правил N 713 предусмотрено, что экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Согласно пункту 9 названных Правил основной вид экономической деятельности коммерческой организации - это тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
Основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем.
На основании положений пункта 11 Правил N 713 Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердило Порядок N 55.
В силу пункта 2 Порядка N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил N 713.
Пунктом 3 Порядка N 55 предусмотрено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку; копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства). Документы, указанные в настоящем пункте, представляются на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 55 в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Аналогичные положения содержит и пункт 13 Правил N 713, согласно которым если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по ОКВЭД, указанными в отношении этого страхователя в ЕГРЮЛ.
При этом предусмотренное пунктом 5 Порядка N 55 право фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности, и аналогичные положения пункта 13 Правил N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О). Виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют. Право фонда, установленное в пункте 5 Порядка N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей Фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Правомерность такого подхода соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926, от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969, от 19.02.2019 по делу N 302-КГ18-9260.
Таким образом, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 Порядка N 55, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; фонд должен оценить эти документы и учесть их при определении размера страхового тарифа. Иной подход противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что в 2018 году страхователь осуществлял деятельность согласно основному коду ОКВЭД 46.41 - торговля оптовая текстильными товарами, деятельность в соответствии с кодом ОКВЭД 13.99 (производство прочих текстильных изделий, не включенных в другие группировки) отсутствовала ввиду отсутствия экономической необходимости и производственных мощностей.
Поскольку страхователь не представил в срок до 15.04.2019 заявление и справку-подтверждение основного вида экономической деятельности за 2018 год, в адрес страхователя направлено уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 24.04.2019.
Обществу присвоен наиболее высокий класс профессионального риска в соответствии с классификацией, который соответствует виду экономической деятельности "Производство прочих текстильных изделий, не включенных в другие группировки" (ОКВЭД 13.99), что соответствует страховому тарифу 1,70%.
Обращаясь в суд с настоящим заявлением, общество сослалось на отсутствие возможности своевременно представить заявление и справку-подтверждение основного вида экономической деятельности в связи со сменой руководства юридического лица, а также изменением юридического и фактического адреса общества (изменен адрес места нахождения организации с г. Москва на г.Санкт-Петербург).
Согласно части 1 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в порядке, аналогичном порядку, установленному Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 26.15 Закона N 125-ФЗ, если территориальный орган страховщика установит факт нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, должностные лица территориального органа страховщика обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 26.20 названного Закона.
На основании пункта 2 статьи 26.20 Закона N 125-ФЗ руководитель (заместитель руководителя) территориального органа страховщика извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) территориального органа страховщика обязательным при рассмотрении таких материалов (пункт 3 статьи 26.20 Закона N 125-ФЗ).
Согласно ответу фонда от 25.06.2020 N 09-24/7809-12651, на рассмотрение материалов проверки, назначенное Филиалом N 19 на 12.12.2019, представитель общества не явился.
Между тем, судом установлено, что представитель общества не имел возможности явиться на рассмотрение материалов проверки, поскольку с 05.12.2019 заявитель зарегистрирован по юридическому адресу в городе Санкт-Петербурге.
В свою очередь, Филиалом N 19 не было достоверно установлено местоположение общества.
Филиал N 19 рассмотрел материалы проверки и принял оспариваемые решения при отсутствии у него сведений о надлежащем извещении общества о времени и месте рассмотрения материалов проверки, что привело к несоблюдению требования о предоставлении страхователю возможности присутствовать в процессе рассмотрения материалов проверки, а также предоставить свои возражения и пояснения.
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждено, что 27.01.2020 общество предоставляло в Филиал N 30 фонда форму 4-ФСС, в которой указан код ОКВЭД 73.11, по которому заявитель осуществляет свою деятельность в 2019 году.
Решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по городу Санкт-Петербургу от 31.12.2019 код ОКВЭД 13.99, в связи с наличием которого обществу назначен размер страхового тарифа с учетом коэффициента 1.70%, доначислены страховые взносы, пени и штраф в сумме 318 658 руб. 62 коп., исключен из списка ОКВЭД общества.
Таким образом, Филиал N 30 должен был принять во внимание представленную обществом форму 4-ФСС (отчет за 2019 год), согласно которой общество не осуществляло деятельность по ОКВЭД 13.99.
По мнению подателя жалобы, судом не учтено, что камеральная проверка за период с 01.07.2019 по 30.09.2019 проводилась Филиалом N 19, за период с 01.10.2019 по 31.2.2019 - Филиалом N 30, в котором заявитель поставлен на учет с 05.12.2019; Филиал N 30 не вправе был изменять вынесенное Филиалом N 19 решение и уведомления о размере страховых взносов.
Указанные доводы отклонены апелляционным судом.
Филиал N 30 фонда без достаточных правовых оснований и установления фактических обстоятельств определил основной вид деятельности общества, что привело к незаконному доначислению страховых взносов, начислению пеней и применению штрафа по результатам камеральной проверки.
Поскольку уполномоченный орган должен отнести к виду экономической деятельности с наиболее высоким классом профессионального риска только фактически осуществляемую организацией деятельность, суд пришел к правильному выводу об отсутствии у фонда правовых оснований для установления заявителю страхового тарифа 1,70% по ОКВЭД 13.99.
Доводы фонда, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.11.2020 по делу N А56-73036/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
Н.О. Третьякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-73036/2020
Истец: ООО "РЭДСЛАЙ"
Ответчик: ГУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ