03 августа 2021 г. |
Дело N А05-8768/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
рассмотрев 03.08.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вулкан" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 03.11.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2021 по делу N А05-8768/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Вулкан" (адрес: 165150, Архангельская обл., г. Вельск, ул. Кирова, д. 38, оф. 1; ОГРН 1102907000558; ИНН 2907013848; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (адрес: 163069, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18; ОГРН 1102901001356; ИНН 2901200111; далее - Министерство) от 30.04.2020 N 510р об отказе в предоставлении лесного участка в аренду для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых.
Решением суда первой инстанции от 03.11.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 20.02.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, заявленные требования обоснованны и подлежат удовлетворению.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Министерством и Обществом заключен договор от 19.04.2017 N 2063 аренды лесного участка площадью 10,5 га, находящегося в квартале N 99 ч (участок Вельское) Вельского участкового лесничества, включающего в себя лесные участки с кадастровыми номерами 29:01:000000:4299/1 и 29:01:150202:3/1, в целях использования для разработки месторождения полезных ископаемых (разработки и добычи песка на участке недр Аргуновский) на срок до 29.10.2019.
По окончании срока действия договора Общество обратилось в Министерство с заявлениями от 29.10.2019 N 29, от 05.12.2019 N 29а, от 14.04.2020 N 1 о предоставлении указанного лесного участка в аренду для использования в целях геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых.
Министерство, сославшись на то, что по данным государственного лесного реестра указанный лесной участок расположен в особо защитных участках лесов, предусмотренных лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.03.2018 N 122, и осуществление заявленного вида использования лесов на нем противоречит действующему законодательству, отказало в предоставлении лесного участка в аренду распоряжениями от 21.11.2019 N 1410р, от 27.12.2019 N 1644р, от 30.04.2020 N 510р.
Общество, не согласившись с распоряжением Министерства от 30.04.2020 N 510р, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, исходя из законности и обоснованности оспариваемого распоряжения, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Согласно частям 1 и 2 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности, с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
В соответствии с частью 4 статьи 12 ЛК РФ защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
В силу части 1 статьи 43 ЛК РФ использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута.
В статье 21 ЛК РФ указано, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых (пункт 1 части 1); перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов (часть 7).
Согласно части 1 статьи 119 ЛК РФ особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах.
Как предусмотрено частью 6 статьи 119 ЛК РФ, на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р утвержден Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, согласно пункту 2 которого карьеры включены в состав объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для осуществления работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых в защитных лесах, относящихся к категории защитных полос лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, в эксплуатационных лесах и в резервных лесах, за исключением особо защитных участков лесов.
В соответствии с подпунктом "г" подпункта 1 пункта 27 Административного регламента предоставления государственной услуги по предоставлению гражданам и юридическим лицам лесных участков, распоряжение которыми относится к компетенции органов государственной власти Архангельской области, в аренду без проведения торгов, утвержденного указом Губернатора Архангельской области от 25.05.2012 N 64-у, основанием для отказа в заключении договора аренды лесного участка без проведения торгов является запрещение в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществления заявленного вида использования лесов на данном лесном участке.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что согласно данным государственного лесного реестра и информации о лесном участке от 23.10.2020 N 204-04/10478, представленной Министерством (л.д. 76), указанный лесной участок сформирован по материалам лесоустройства 2001 года и относится к особо защитным участкам лесов (участки леса вокруг населенных пунктов).
Судами так же установлено, что согласно таксационному описанию лесного участка в лесном квартале 99 лесотаксационных выделах 18 и 24 находятся особо защитные участки - участки леса вокруг населенных пунктов (л.д. 65).
Аналогичная информация содержалась в разделе 5 "Особо защитные участки лесов" приложения N 5 к ранее действовавшему договору аренды лесного участка от 19.04.2017 N 2063 (л.д. 25).
Поскольку указанный лесной участок отнесён к особо защитным участкам леса, суд первой инстанции пришел к выводу о недопустимости осуществления на нём добычи полезных ископаемых и разработки песчаного карьера, о соответствии оспариваемого распоряжения Министерства упомянутым нормам, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.
При этом суды отклонили довод Общества о том, что с ним был заключён договор аренды указанного лесного участка для разработки месторождения полезных ископаемых и по заключению государственной экспертизы от 14.07.2017 N 95 проект освоения лесов соответствовал лесному законодательству, указав, что данные обстоятельства не свидетельствуют о соответствии заявленного вида использования лесов на этом лесном участке законодательству Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации Обществу следует возвратить 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 03.11.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2021 по делу N А05-8768/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вулкан" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Вулкан" (адрес: 165150, Архангельская обл., г. Вельск, ул. Кирова, д. 38, оф. 1; ОГРН 1102907000558; ИНН 2907013848) из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 09.04.2021 N 8.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 119 ЛК РФ особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах.
Как предусмотрено частью 6 статьи 119 ЛК РФ, на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р утвержден Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, согласно пункту 2 которого карьеры включены в состав объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для осуществления работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых в защитных лесах, относящихся к категории защитных полос лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, в эксплуатационных лесах и в резервных лесах, за исключением особо защитных участков лесов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 августа 2021 г. N Ф07-7027/21 по делу N А05-8768/2020
Хронология рассмотрения дела:
03.08.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7027/2021
03.08.2021 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-10847/20
20.02.2021 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-10847/20
03.11.2020 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-8768/20