28 сентября 2021 г. |
Дело N А44-1008/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Журавлевой О.Р.,
рассмотрев 28.09.2021 без вызова сторон кассационную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Боровичском районе Новгородской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Новгородской области от 20.04.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2021 по делу N А44-1008/2021,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Боровичском районе Новгородской области (межрайонное), адрес: 174401, Новгородская обл., Боровичский р-н, г. Боровичи, ул. Софьи Перовской, д. 78, ОГРН 1025300989570, ИНН 5320015380 (далее - Фонд), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Холмуродова Абдужаббора Мухторовича, ОГРНИП 311530212400022 (далее - Предприниматель), 7 000 руб. финансовых санкций за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за июль - сентябрь 2020 года, примененных в связи с решениями Фонда от 18.12.2020 N 063S19200004590, от 24.12.2020 N 063S19200004766, 063S19200004767, 063S19200004768.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 20.04.2021, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права, просит принятые судебные акты отменить и удовлетворить исковые требования в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, финансовые санкции не применяются лишь в том случае, если корректируются именно ранее представленные сведения на конкретное застрахованное лицо; представление страхователем дополняющих форм на лиц, в отношении которых за отчетный период ранее сведения не представлялись, является основанием для применения финансовых санкций.
Согласно части 2 статьи 288.2 АПК РФ кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприниматель 17.08.2020, 15.09.2020 и 14.10.2020 представил Фонду сведения по форме СЗВ-М "исходная" за июль, август и сентябрь 2020 года соответственно.
В связи с предъявлением 06.11.2020 и 13.11.2020 Предпринимателем в Фонд сведения по форме СЗВ-М "доп" за июль, август и сентябрь 2020 года, Фонд 11.11.2020 и 16.11.2020 составил акты о нарушении Предпринимателем сроков представления сведений по форме СЗВ-М, поскольку представление дополняющей формы отчетности за пределами срока в отношении застрахованного лица, ранее не указанного в сведениях по форме СЗВ-М, по мнению Фонда, свидетельствует о нарушении положений статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном учете) в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
В связи с выявлением нарушения Фонд 18.12.2020 и 24.12.2020 вынес решения N 063S19200004590, 063S19200004766, 063S19200004767, 063S19200004768, которыми к Предпринимателю на основании абзаца третьего статьи 17 Закона N 27-ФЗ применены финансовые санкции в размере 7 000 руб.
В связи с неисполнением Предпринимателем требований об уплате финансовых санкций Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды обеих инстанций не установили основания для взыскания с Предпринимателя финансовых санкций, в связи с чем отказали Фонду в удовлетворении заявления.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Исходя из положений Закона N 27-ФЗ и Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в Пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц. При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Фондом, Предприниматель реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за июль, август, сентябрь 2020 года, откорректировав их путем представления в Пенсионный фонд дополнительных сведений за этот же период.
Таким образом, проверка, по результатам которой установлено нарушение Предпринимателем требований Закона N 27-ФЗ и принято решение о привлечении страхователя к ответственности, проведена Фондом только после получения от Предпринимателя дополнительно представленных сведений.
Согласно правоприменительному подходу, сформулированному в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 по делу N А73-910/2017, допускается не применять финансовые санкции в отношении страхователя, который самостоятельно выявил ошибку до ее обнаружения Фондом, реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за определенный период и откорректировал их путем представления в Фонд дополнительных сведений за этот же период.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований Фонда и применения к Предпринимателю финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, у судов не имелось.
Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Доводы подателя жалобы выражают несогласие с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела, что не свидетельствует о наличии предусмотренных частью 3 статьи 288.2 АПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 20.04.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2021 по делу N А44-1008/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Боровичском районе Новгородской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Судья |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Фондом, Предприниматель реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за июль, август, сентябрь 2020 года, откорректировав их путем представления в Пенсионный фонд дополнительных сведений за этот же период.
Таким образом, проверка, по результатам которой установлено нарушение Предпринимателем требований Закона N 27-ФЗ и принято решение о привлечении страхователя к ответственности, проведена Фондом только после получения от Предпринимателя дополнительно представленных сведений.
Согласно правоприменительному подходу, сформулированному в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 по делу N А73-910/2017, допускается не применять финансовые санкции в отношении страхователя, который самостоятельно выявил ошибку до ее обнаружения Фондом, реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за определенный период и откорректировал их путем представления в Фонд дополнительных сведений за этот же период.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований Фонда и применения к Предпринимателю финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, у судов не имелось."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 сентября 2021 г. N Ф07-12611/21 по делу N А44-1008/2021