г. Вологда |
|
13 июля 2021 г. |
Дело N А44-1008/2021 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Мурахиной Н.В., рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Боровичском районе Новгородской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Новгородской области от 20 апреля 2021 года по делу N А44-1008/2021,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Боровичском районе Новгородской области (межрайонное) (ОГРН 1025300989570, ИНН 5320015380; адрес: 174401, Новгородская область, город Боровичи, улица Софьи Перовской, дом 78; далее - управление, УПФ) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области к индивидуальному предпринимателю Холмуродову Абдужаббору Мухторовичу (ОГРНИП 311530212400022, ИНН 531103718165; адрес: 174363, Новгородская область, Окуловский район, Новгородская область) о взыскании финансовой санкции в сумме 7 000 руб., примененной в связи с решениями от 18.12.2020 N 063S19200004590, от 24.12.2020 N 063S19200004766, 063S19200004767, 063S19200004768.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление учреждения рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 20 апреля 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Учреждение с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
От предпринимателя отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, предпринимателем Холмуродовым А.М. 17 августа, 15 сентября, 14 октября 2020 года представлены сведения по форме СЗВ-М "исходная" за июль, август и сентябрь 2020 года соответственно (листы дела 29-30, 33-34, 37-38).
В связи с предъявлением 06 и 13 ноября 2020 года предпринимателем в УПФ дополнительных сведения по форме СЗВ-М "доп" за июль, август и сентябрь 2020 года (листы дела 31-32, 35-36, 41-42), управление 11 и 16 ноября 2020 года составлены акты (листы дела 11-16), в которых УПФ сделало вывод о нарушении предпринимателем сроков представления сведений по форме СЗВ-М "доп", поскольку представление дополняющей формы отчетности за пределами срока в отношении застрахованного лица, ранее не указанного в сведениях по форме СЗВ-М, по его мнению, свидетельствует о нарушении положений статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном учете) в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
В связи с выявлением такого нарушения управлением 18 и 24 декабря 2020 года вынесены решения N 063S19200004590, 063S19200004766, 063S19200004767, 063S19200004768, которыми к предпринимателю на основании абзаца третьего статьи 17 Закона N 27-ФЗ применены финансовые санкции, составляющие в общем размере 7 000 руб. (листы дела 17-22).
Так как направленные во исполнение этих решений требования предпринимателем не исполнены в установленный в них срок (листы дела 23-28), управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Согласно статье 16 Закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Пунктом 2.2 статьи 11 указанного Закона определено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Непредставление плательщиком страховых взносов либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений в установленный частью 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срок влечет взыскание штрафа в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица (абзац третий статьи 17 этого Закона).
В соответствии со статьей 15 названного Закона страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах, в том числе информацию о страховом номере индивидуального лицевого счета, по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
При этом, как верно отметил суд, статьями 15 и 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Самостоятельное выявление ошибок и предоставление уточняющих сведений позволяет не привлекать страхователя к ответственности.
Данный правоприменительный подход определен Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700, от 30.10.2018 N 307-КГ18-6769, в которых также отмечено, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым; любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
В соответствии с пунктом 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н (далее - Инструкция), действующей с 27.07.2020, страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Таким образом, в силу положений Закона N 27-ФЗ и Инструкции страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
Действительно, согласно пункту 40 Инструкции в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.
Вместе с тем, как отмечалось ранее срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в орган Пенсионного фонда сведениях исходя из конструкции нормы статьи 17 названного Закона, не установлен.
С учетом того, что страхователем поданы сведения по форме "дополняющая" до момента обнаружения ошибки УПФ, суд апелляционной инстанции полагает, что в рассматриваемом случае данные обстоятельства нельзя квалифицировать как несвоевременное представление страхователем сведений в отношении застрахованных лиц.
Кроме того, проверка, по результатам которой установлено нарушение предпринимателем требований Закона N 27-ФЗ и приняты решения о привлечении страхователя к ответственности, проведена УПФ только после получения от предпринимателя дополнительно представленных сведений.
Из анализа норм действующего пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных страхователей и освобождение их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы
О том, что самостоятельное исправление страхователем ошибки в первоначально представленных в пенсионный орган сведениях о застрахованных лицах по форме СЗВ-М до истечения срока, установленного в уведомлении пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений, не влечет привлечение страхователя к ответственности в форме взыскания финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ, отмечено и в пункте 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2018.
Помимо того, как верно отметил суд, в силу статьи 19 Закона N 27-ФЗ уполномоченному федеральной органу исполнительной власти предоставлено право установить именно порядок ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, а не ответственность за несоблюдение положений Закона N 27-ФЗ.
В связи с этим оснований для взыскания с предпринимателя финансовых санкций у суда первой инстанции не имелось.
Доводы, приведенные УПФ в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка.
Выводы суда, изложенные в решении от 20.04.2021, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 20 апреля 2021 года по делу N А44-1008/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Боровичском районе Новгородской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-1008/2021
Истец: УПФР в Боровичском районе Новгородской области (межрайонное)
Ответчик: ИП Холмуродов Абдужаббор Мухторович