07 октября 2021 г. |
Дело N А21-10242/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Журавлевой О.Р., Соколовой С.В.,
при участии от Калининградской областной таможни представителя Кожевниковой И.Ю. (доверенность от 24.12.2020),
рассмотрев 30.09.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Калининградской областной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 08.02.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2021 по делу N А21-10242/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Блэк Рок Тайрс Рус", адрес: Калининград, ул. Фрунзе д. 6 пом. XVI/I, ОГРН 1203900001601, ИНН 3906388469, (далее - общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Калининградской областной таможне, адрес: 236016, Калининград, Артиллерийская ул., д. 26, стр. 1, ОГРН 1083925999992, ИНН 3906190003 (далее -таможня), о признании незаконными:
- действий в части требования лицензии Минпромторга России либо заключения (разрешительный документ) по форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.05.2012 N 45, в соответствии с пунктом 4 Положения о ввозе на территорию Евразийского экономического союза опасных отходов (приложение N 7), утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30, на товар "шины бывшие в употреблении, пригодные к эксплуатации (не являются отходами)"; а также в части недопущения к прохождению таможенной процедуры таможенного транзита и последующих таможенных процедур;
- решения о запрете ввоза на территорию Российской Федерации (Калининградской области) автошин бывших в употреблении, пригодных к эксплуатации, и возврате товара в Республику Польша (проставление отметок в международной товарно-транспортной накладной (CMR) от 17.09.2020 "Возврат в Республику Польша в соответствии со статьей 89, пункт 2 ТК ЕАЭС (отсутствие лицензии, оформленной РКЕЭК от 06.11.2014 N 199 или заключения (разрешительного документа) по форме, утвержденной РКЕЭК от 16.05.2012 N 45").
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 08.02.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2021, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе таможня, ссылаясь на несоответствие выводов судов двух инстанций фактическим обстоятельствам дела, а также нарушение ими норм материального права, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что общество не представило в отношении ввозимого товара лицензию Минпромторга России либо предусмотренное законом заключение (разрешительный документ), что исключает возможность ввоза на территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз).
В отзыве на кассационную жалобу общество, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не явилось препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 18.09.2020 на таможенный пост международного автомобильного пункта пропуска (МАПП) Багратионовск в зоне деятельности таможни прибыло транспортное средство с шинами, бывшими в употреблении, пригодными к эксплуатации (не являются отходами) по инвойсу от 17.09.2020 TR-801, международной товарно-транспортной накладной (CMR) от 17.09.2020, перевозчик - ООО "Логистик", продавец - компания "Trofinity Export LLP", в количестве 35 шт. по цене 3 евро за шт., высота протектора 4 - 8 мм, с целью ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и помещения товара под процедуру таможенного транзита до места таможенного оформления.
Таможенный орган зарегистрировал сообщение о прибытии транспортного средства на таможенную территорию ЕАЭС N 10012100/180920/0008198/001, а также запросил у общества лицензию Минпромторга России или заключение (разрешительный документ) по форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.05.2012 N 45, в соответствии с пунктом 4 Положения о ввозе на территорию Евразийского экономического союза опасных отходов (приложение N 7), утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30.
Ввиду непредставления запрошенных лицензии либо заключения таможня приняла решение о запрете ввоза товара на территорию Союза и его возврате в Республику Польша, проставив соответствующие отметки в CMR от 17.09.2020.
В соответствии с решением таможни товар вывезен обратно на территорию Республики Польша.
Посчитав требования таможни о предоставлении лицензии либо заключения неправомерным, а решение о запрете ввоза товара на территорию ЕАЭС незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу об отсутствии у таможни правовых и фактических оснований для запрета на ввоз в Российскую Федерацию бывших в употреблении автомобильных шин, в связи с чем удовлетворили заявленные требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
В соответствии со статьей 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС запреты и ограничения - это применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о ЕАЭС, подписанным Российской Федерацией в городе Астане 29.05.2014, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о ЕАЭС и (или) законодательством государств - членов ЕАЭС.
В силу пункта 1 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 (далее - Решение N 30) на таможенной территории ЕАЭС введен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС товаров по перечню согласно приложению 2.
Согласно пункту 3 Решения N 30 разрешительный порядок, указанный в его пункте 1, реализуется посредством лицензирования и (или) применения иных административных мер регулирования внешнеторговой деятельности, установленных в соответствии с Положением о ввозе на таможенную территорию ЕАЭС и вывозе с таможенной территории ЕАЭС опасных отходов согласно приложению N 7 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 4 Положения ввоз и (или) вывоз опасных отходов осуществляются при наличии лицензии, оформленной в соответствии с Инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.11.2014 N 199, или заключения (разрешительного документа), составленного по форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.05.2012 N 45, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 Положения.
Лицензия или заключение (разрешительный документ) представляется таможенным органам государств-членов при прибытии опасных отходов на таможенную территорию ЕАЭС.
В разделе 2.3 упомянутого выше Перечня поименованы опасные отходы, для ввоза которых на таможенную территорию ЕАЭС установлен разрешительный порядок.
В пункте 27 раздела 2.3 Перечня указаны шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении, классифицируемые в товарных подсубпозициях 4012 20 000 1, 4012 20 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС.
В примечании к разделу 2.3 Перечня указано, что для целей этого раздела необходимо руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием (физическими и химическими характеристиками) товара.
В соответствии с абзацем вторым статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Законом.
Как указано в абзаце втором пункта 2 Положения, понятия, используемые в нем, применяются в значениях, определенных Базельской конвенцией, Протоколом о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложением N 7 к Договору о ЕАЭС) и международными договорами, входящими в право ЕАЭС.
В пункте 1 статьи 2 Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (заключена в г. Базеле 22.03.1989; ратифицирована Федеральным законом от 25.11.1994 N 49-ФЗ "О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением") под отходами понимаются вещества или предметы, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с положениями национального законодательства.
Из приведенных положений следует, что к отходам могут быть отнесены ввозимые (вывозимые) товары, являющиеся остатками сырья, материалов, образовавшихся в процессе производства, предназначенные для удаления и не обладающие потребительскими свойствами.
Согласно представленному обществом в материалы дела экспертному заключению ООО "Соэкс-Балтия" N 0400784 "Т" ввезенные обществом бывшие в употреблении автомобильные шины в количестве 35 шт. пригодны для эксплуатации на территории ЕАЭС в соответствии с требованиями подпунктов 5.6.1 - 5.6.5 приложения N 8 к ТР ТС 018/2011 и не являются отходами по смыслу пункта 3 "ГОСТ Р 53691-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I - IV класса опасности. Основные требования", утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2009 N 1091-ст.
Экспертное заключение оценено судами по правилам статьи 71 АПК РФ и признано относимым, допустимым и надлежащим доказательством по делу.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что общество не осуществляло трансграничное перемещение отходов, не ввозило спорный товар в качестве отходов.
С учетом данных обстоятельств суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии безусловных доказательств отнесения спорного товара к отходам, поскольку шины, бывшие в употреблении, но не утратившие своих потребительских свойств и пригодные для дальнейшей эксплуатации на транспортных средствах по прямому назначению, являются товаром, предназначены для реализации в качестве такового.
При этом таможня в нарушение статьи 65 АПК РФ не представила достаточных и бесспорных доказательств, опровергающих данный вывод.
Как установили суды двух инстанций, таможня при рассмотрении представленных обществом товаросопроводительных документов не исследовала физические характеристики спорного товара, цели его ввоза, фактическое состояние и пригодность его использования по назначению. Заявление перевозчика (ООО "Логистик") о проведении экспертизы товаров, прибывших в адрес общества, для определения того, является ли товар отходом в соответствии с терминами и определениями ГОСТ, таможней проигнорировано.
Поскольку меры нетарифного регулирования распространяются на шины, бывшие в употреблении, в том случае, когда они ввозятся на территорию ЕАЭС в качестве отходов, в то время как ввезенные шины не являются отходами, поскольку не утратили свои потребительские свойства и пригодны для эксплуатации, что не опровергнуто таможней, суды сочли действия таможни по требованию лицензии либо разрешительного документа, а также решение о запрете ввоза бывших в употреблении автомобильных шин незаконными.
Таким образом, поскольку нормы материального и процессуального права судами применены правильно, а выводы по существу спора соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам, оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, у кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 08.02.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2021 по делу N А21-10242/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Калининградской областной таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.