27 октября 2021 г. |
Дело N А56-90656/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А. и Мунтян Л.Б.,
при участии от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу Ефимчук Л.В. (доверенность от 11.01.2021),
рассмотрев 26.10.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.01.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2021 по делу N А56-90656/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Всесветодиоды", адрес: 121471, город Москва, Рябиновая улица, влд. 43а, строение 9, ОГРН 1147746460674, ИНН 7729770787 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу (адрес: 191025, Санкт-Петербург, Стремянная улица, дом 19, литер А, ОГРН 1057810212503, ИНН 7801378679 (далее - Управление), о признании незаконным решения от 14.07.2020 N 10216170/060720/0172011.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Балтийская таможня, адрес: 198184, Санкт-Петербург, Канонерский остров, дом 32-А, ОГРН 1037811015879, ИНН 7830002014 (далее - Таможня).
Решением суда первой инстанции от 22.01.2021 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 29.06.2021 решение суда первой инстанции отставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение ими обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить решение и постановление, принять новый судебный акт - удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без его участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, в адрес Общества на территорию Евразийского экономического союза через пункт пропуска Большой порт Санкт-Петербург из КНР в контейнере OOCU8086629 прибыл товар - люстры и прочее электрическое осветительное оборудование подвесное потолочное, классификационный код ТН ВЭД ЕАЭС 9405104004.
На данный товар 06.07.2020 в Балтийский таможенный пост (центр электронного декларирования) Томожни Общество подало декларацию на товары N 10216170/060720/0172011.
После проведения таможенного контроля товар был помещен под процедуру "выпуск для внутреннего потребления", на ДТ N 10216170/060720/0172011 проставлен соответствующий штамп.
В то же время на коносаменте должностным лицом Таможни был проставлен штамп "Санитарно-карантинный контроль. Подлежит оценке санитарно-карантинного контролю".
В соответствии с направляющей отметкой Таможни 30.06.2020 "Подлежит оценке санитарно-карантинного контролю" должностными лицами Управления 14.07.2020 проведен санитарно-карантинный досмотр/осмотр контейнера N OOCU8086629 по коносаменту N 2639160820.
В ходе санитарно-карантинного контроля должностными лицами Управления установлено несоответствие товаров требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования" (далее - ТР ТС 004/2011), Технического регламента Таможенного союза "Электромагнитная совместимость технических средств" (далее - ТР ТС 020/2011) в части требований к маркировке продукции, Технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности упаковки" (далее - ТР ТС 005/211), составлен акт N 723, после чего на коносаменте проставлен штамп "Ввоз запрещен".
Считая действия должностных лиц Управления по проведению санитарно-карантинного контроля в отношении товаров, задекларированных по ДТ N 10216170/060720/0172011, и решение от 14.07.2020 о запрете ввоза товара незаконными, заявитель оспорил их в судебном порядке.
Суд первой инстанции, придя к выводу незаконности действий и решения Управления, заявленные Обществом требования удовлетворил в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) запреты и ограничения - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о ЕАЭС, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов.
В силу пункта 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Соблюдение санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер и радиационных требований подтверждается по результатам осуществления санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, карантинного фитосанитарного, радиационного контроля (надзора) в порядке, установленном Договором о Союзе и принятыми в соответствии с ним актами Комиссии, и (или) в порядке, установленном законодательством государств-членов (пункт 3 статьи 7 ТК ЕАЭС).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 N 500 утверждены "Правила осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации" (далее - Правила N 500).
Пунктом 2 данных Правил N 500 предусмотрено, что санитарно-карантинный контроль осуществляется: Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в отношении товаров, включенных в Единый перечень продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденный Решением (подпункт а).
Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе" утвержден Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Единый перечень).
Единый перечень продукции (товаров) состоит из трех разделов: Перечень продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю); Перечень продукции (товаров), подлежащей государственной регистрации; Перечень продукции (товаров), на которую не требуется представления свидетельства о государственной регистрации вне зависимости от присвоения кода ТН ВЭД ЕАЭС в соответствии с Перечнем продукции (товаров), подлежащей государственной регистрации.
Пунктом 19 раздела I Перечня продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), включена иная продукция (товары), в отношении которой одним из государств - членов Евразийского экономического союза введены временные санитарные меры (из следующих групп ТН ВЭД ЕАЭС: 02 - 96).
Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 30.03.2020 N 02/5440-2020-23 "О перечне временных санитарных мер, вводимых Роспотребнадзором, за период с 2013 по 2020 годы", в отношении товаров, представляющих собой "светильники бытовые настольные", изготовленные в Китае, классифицируемые в товарной позиции 9405 ТН ВЭД ЕАЭС, в связи с выявлением фактов несоответствия продукции требования ТР ТС 004/2011 "О безопасности низковольтного оборудования", введены временные санитарные меры, товары подлежат оценке СКК.
В рассматриваемом случае судами двух инстанций установлено, что ввезенные Обществом товары "люстры и прочее электрическое осветительное оборудование подвесное потолочное", классифицированные кодом 9405104004, не входят в Перечень подконтрольных товаров, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299.
При этом суды двух инстанций правомерно указали на то что, данные товары также не упомянуты в указанном письме, поскольку являются "подвесным потолочным оборудованием", а не "светильниками бытовыми настольными". Следовательно, данные товары не подлежали обязательному санитарно-карантинному контролю при ввозе как товары, включенные в Перечень.
Как установили суды двух инстанций, что на данный товар распространяются запреты и ограничения при ввозе товаров на территорию ЕАЭС, а именно товар должен соответствовать требованиям нескольких Технических регламентов ТС о безопасности товаров, все сертификаты соответствия ТР ТС и декларации о соответствии Обществом были представлены при подаче ДТ.
Согласно пункту 27 Правил N 500 при установлении несоответствия подконтрольных товаров, указанных в пункте 23 настоящих Правил, санитарно-эпидемиологическим требованиям и (или) Единым санитарным требованиям должностное лицо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека принимает решение о запрете ввоза подконтрольных товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза.
При этом судами установлено, что ввезенный товар с кодом 9405104004 не входит в перечень товаров, на которые распространяются данные санитарные требования.
Таким образом, в рассматриваемом случае санитарно-карантинный контроль не мог проводиться в отношении ввезенных товаров, поскольку они являются не подконтрольными по Перечню, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, приняв во внимание изложенное, оспариваемыми действиями нарушены права и законные интересы заявителя в сфере внешнеэкономической предпринимательской деятельности, поскольку проведение санитарно-карантинного контроля в нарушение установленной процедуры повлекло запрет ввоза товаров после их выпуска.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявленные требования, признав оспариваемые действия по проведению санитарно-карантинного контроля в отношении товаров, задекларированных по ДТ N 10216170/060720/0172011, и решение от 14.07.2020 о запрете ввоза товара недействительными.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о нарушении ими норм процессуального права, в связи с чем основания для ее удовлетворения отсутствуют.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся доказательствам, нормы процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа.
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.01.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2021 по делу N А56-90656/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.