г. Санкт-Петербург |
|
29 июня 2021 г. |
Дело N А56-90656/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Третьяковой Н.О., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Пиецкой Н.С.
при участии:
от заявителя: Куликов И.И. по доверенности от 13.05.2021
от заинтересованного лица: Ефимчук Л.В. по доверенности от 11.01.2021
от 3-го лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14522/2021) Управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.01.2021 по делу N А56-90656/2020, принятое
по заявлению ООО "Всесветодиоды"
к Управлению Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу
3-е лицо: Балтийская таможня
об оспаривании решения
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Всесветодиоды" (ОГРН: 1147746460674, адрес: 121471, Москва, ул. Рябиновая, влд. 43а, стр. 9; далее - ООО "Всесветодиоды", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу (адрес: 191025, г. Санкт-Петербург, ул. Стремянная, д. 19; далее - Управление, административный орган) о признании незаконным решения от 14.07.2020 N 10216170/060720/0172011.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Балтийская таможня (ОГРН 1037811015879, адрес: 198184, Санкт-Петербург, Канонерский о., д. 32-А; далее - таможенный орган, таможня).
Решением от 22.01.2021 суд первой инстанции признал незаконными действия Управления по проведению санитарно-карантинного контроля в отношении товаров, задекларированных в ДТ N 10216170/060720/0172011; признал незаконным решение Управления от 14.07.2020 о запрете ввоза товаров; взыскал с Управления в пользу ООО "Всесветодиоды" 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Балтийская таможня, извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направила, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие третьего лица в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, в адрес ООО "Всесветодиоды" (далее -заявитель, общество, декларант) на территорию Евразийского экономического союза через пункт пропуска Большой порт Санкт-Петербург из КНР в контейнере OOCU8086629 прибыл товар - люстры и прочее электрическое осветительное оборудование подвесное потолочное, классификационный код ТН ВЭД ЕАЭС 9405104004.
06.07.2020 на данный товар в Балтийский таможенный пост (центр электронного декларирования) Балтийской таможни заявитель подал декларацию на товары N 10216170/060720/0172011.
После проведения таможенного контроля товар был помещен под процедуру "выпуск для внутреннего потребления", на ДТ N 10216170/060720/0172011 проставлен соответствующий штамп.
В то же время на коносаменте должностным лицом Балтийской таможни был проставлен штамп "Санитарно-карантинный контроль. Подлежит оценке СКК".
В соответствии с направляющей отметкой Балтийской таможни 30.06.2020 "Подлежит оценке СКК" должностными лицами Управления 14.07.2020 проведен санитарно-карантинный досмотр/осмотр контейнера N OOCU8086629 по коносаменту N 2639160820.
В ходе СКК должностными лицами Управления установлено несоответствие товаров требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования" (далее - TP ТС 004/2011), Технического регламента Таможенного союза "Электромагнитная совместимость технических средств" (далее -TP ТС 020/2011) в части требований к маркировке продукции, Технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности упаковки" (далее -TP ТС 005/211), составлен акт, после чего на коносаменте проставлен штамп "Ввоз запрещен".
Считая действия должностных лиц Управления Роспотребнадзора по проведению санитарно-карантинного контроля в отношении товаров, задекларированных по ДТ N 10216170/060720/0172011, и решение от 14.07.2020 о запрете ввоза товара незаконными, заявитель оспорил их в судебном порядке.
Суд первой инстанции, придя к выводу незаконности действий и решения Управления, заявленные Обществом требования удовлетворил в полном объеме.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары перемещаются через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - Союза) и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Подпунктом 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС регламентировано, что "запреты и ограничения" - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
Согласно пункту 3 статьи 7 ТК ЕАЭС соблюдение санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер и радиационных требований подтверждается по результатам осуществления санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, карантинного фитосанитарного, радиационного контроля (надзора) в порядке, установленном Договором о Союзе и принятыми в соответствии с ним актами Комиссии, и (или) в порядке, установленном законодательством государств-членов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 2 Правил осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 N 500 (далее -Правила) санитарно-карантинный контроль осуществляется: а)Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; б) таможенными органами.
Пунктом 3 Правил регламентировано, что санитарно-карантинному контролю подлежат подконтрольные товары, транспортные средства, а также лица при прибытии (убытии) на таможенную территорию (с территории) Евразийского экономического союза при наличии риска возникновения чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в таможенном союзе" утвержден Единый перечень продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Единый перечень продукции (товаров), Порядок проведения государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) на таможенной границе Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Порядок).
Согласно подпункту 4 пункта 3 Порядка "санитарно-карантинный контроль" -вид государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) в отношении лиц, транспортных средств и подконтрольной государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) продукции (товаров) в пунктах пропуска, на межгосударственных передаточных железнодорожных станциях или стыковых станциях в целях предотвращения ввоза потенциально опасной для здоровья человека продукции (товаров), завоза, возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).
"Подконтрольные товары" - подконтрольная государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) продукция (товары), включенная в
Единый перечень продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза (подпункт 5 пункта 3 Порядка).
Пунктом 5 Порядка регламентировано, что государственный санитарно-эпидемиологический надзор (контроль) за лицами, транспортными средствами, производством и реализацией подконтрольных товаров, осуществлением работ и услуг на территориях государств-членов проводится в соответствии с Порядком и законодательством государств-членов. В случае если в соответствии с законодательством государства-члена объектом такого надзора (контроля) является подконтрольный товар, являющийся объектом технического регулирования, государственный санитарно-эпидемиологический надзор (контроль) проводится органом государства-члена, уполномоченным на проведение государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля), в пределах его компетенции.
Единый перечень продукции (товаров) состоит из трех разделов:
- Перечень продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю);
- Перечень продукции (товаров), подлежащей государственной регистрации;
- Перечень продукции (товаров), на которую не требуется представления свидетельства о государственной регистрации вне зависимости от присвоения кода ТН ВЭД ЕАЭС в соответствии с Перечнем продукции (товаров), подлежащей государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 19 раздела I Перечня продукции (товаров) государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) подлежит продукция (товары), в отношении которой одним из государств-членов Евразийского экономического союза введены временные санитарные меры (из следующих групп ТН ВЭД ЕАЭС: 02 - 96).
Пунктом 18 Правил установлено, что должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека информируют должностных лиц таможенных органов о необходимости проведения оценки (осмотра, досмотра) подконтрольных товаров, определенных в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, в следующих случаях:
а) прибытие подконтрольных товаров из стран, неблагополучных в эпидемиологическом отношении, и (или) из зараженных в результате радиационных, химических и биологических аварий районов (при выявлении превышения допустимых значений мощности дозы излучения и поверхностного загрязнения радионуклидами при перевозке радиоактивных материалов, опасных грузов в поврежденной упаковке с признаками утечки содержимого), и (или) с признаками присутствия грызунов и насекомых;
б) поступление информации о прибытии подконтрольных товаров, не соответствующих Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденным Решением;
в) применение Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека системы управления рисками, в соответствии с которой ввозимые подконтрольные товары подлежат оценке (осмотру, досмотру).
В соответствии с пунктом 19 Правил Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека оперативно информирует Федеральную таможенную службу о применении временных медико-санитарных мер в отношении отдельных подконтрольных товаров и об определении конкретных специализированных пунктов пропуска, в которых будет проводиться оценка (осмотр, досмотр) этих подконтрольных товаров должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также о сроках применения указанных мер.
При введении временных медико-санитарных мер Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет оперативное согласование с Федеральной таможенной службой кодов единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза подконтрольных товаров, в отношении которых вводятся такие меры.
Согласно пункту 23 Правил при выявлении подконтрольных товаров, подлежащих оценке (осмотру, досмотру), должностное лицо таможенного органа принимает решение об их направлении в специально оборудованные и оснащенные места в специализированных пунктах пропуска для проведения оценки (осмотра, досмотра) подконтрольных товаров должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Решение о направлении подконтрольных товаров для проведения оценки (осмотра, досмотра) оформляется должностным лицом таможенного органа в электронном виде путем проставления в информационной системе таможенных органов отметки "Подлежит оценке. Санитарно-карантинный контроль". Указанное решение, заверенное усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица таможенных органов, направляется из информационной системы таможенных органов посредством системы взаимодействия в информационную систему Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, за исключением случаев, когда такое решение оформляется с использованием портала "Морской порт" либо такое взаимодействие в электронном виде невозможно. При этом решение таможенного органа направляется лицу, представившему документы и сведения в электронном виде, посредством личного кабинета или информационной системы такого лица, подключенной к информационной системе таможенных органов.
В случае представления документов на бумажном носителе решение о направлении подконтрольных товаров для проведения оценки (осмотра, досмотра) оформляется должностным лицом таможенного органа также путем проставления на транспортном (перевозочном) документе штампа "Подлежит оценке. Санитарно-карантинный контроль", заверенного подписью и личной номерной печатью с указанием даты.
По результатам проведенного санитарно-карантинного контроля и по результатам оценки (осмотра, досмотра) подконтрольных товаров, указанных в пункте 23 Правил, должностным лицом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека принимается решение о разрешении или запрещении ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза этих подконтрольных товаров (пункт 25 Правил).
Из пояснений таможенного органа следует, что решение о направлении товара, перемещаемого в контейнере N OOCU8086629 по коносаменту N 2639160820 для проведения оценки (осмотра, досмотра) принято таможенным органом - таможенным постом Гавань Балтийской таможни на основании информации, поступившей от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в рамках взаимодействия через портал "Морской порт", с учетом письма Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 30.03.2020 N 02/5440-2020-23 "О перечне временных санитарных мер, вводимых Роспотребнадзором, за период с 2013 по 2020 годы" (доведено до сведения таможенных органов письмом ФТС России от 03.04.2020 N 04-49/19158 "О направлении информации").
Согласно сведениям, отраженным в письме Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (п.26), в отношении товаров, представляющих собой "светильники бытовые настольные", изготовленные в Китае, классифицируемые в товарной позиции 9405 ТН ВЭД ЕАЭС, в связи с выявлением фактов несоответствия продукции требования TP ТС 004/2011 "О безопасности низковольтного оборудования", введены временные санитарные меры, товары подлежат оценке СКК.
Вместе с тем, ввезенные Обществом товары "люстры и прочее электрическое осветительное оборудование подвесное потолочное", классифицированные кодом 9405104004, не входят в Перечень подконтрольных товаров, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что указанные товары также не упомянуты в письме Роспотребнадзора от 30.03.2020, поскольку являются "подвесным потолочным оборудованием", а не "светильниками бытовыми настольными", как указано в письме.
Следовательно, данные товары не подлежали обязательному санитарно-карантинному контролю при ввозе как товары, включенные в Перечень.
В случае если должностным лицом таможенного органа при принятии решения о помещении прибывших морским транспортом товаров под ту или иную таможенную процедуру выявлено, что эти товары подлежат санитарно-карантинному контролю и при прибытии на таможенную территорию Евразийского экономического союза санитарно-карантинный контроль в их отношении не проводился, должностное лицо таможенного органа осуществляет действия по проведению санитарно-карантинного контроля в соответствии с Правилами (пункт 14(5) Правил N 500).
Как следует из документов, санитарно-карантинный контроль до подачи декларации и до выпуска товара не проводился.
По результатам осмотра товаров Управлением Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу был составлен акт санитарно-карантинного осмотра (досмотра) подконтрольных товаров N 723 от 14.07.2020, согласно которому должностными лицами Роспотребнадзора было выявлено несоответствие ввезенных товаров требованиям Технических регламентов TP ТС 005/2011, TP ТС 004/2011, TP ТС 020/2011 в части маркировки и упаковки продукции.
Учитывая, что на данный товар распространяются запреты и ограничения при ввозе товаров на территорию ЕАЭС, а именно товар должен соответствовать требованиям нескольких Технических регламентов ТС о безопасности товаров, все сертификаты соответствия TP ТС и декларации о соответствии Обществом были представлены при подаче ДТ.
Вместе с тем, согласно пункту 27 Правил N 500 при установлении несоответствия подконтрольных товаров, указанных в пункте 23 указанных Правил, санитарно-эпидемиологическим требованиям и (или) Единым санитарным требованиям должностное лицо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека принимает решение о запрете ввоза подконтрольных товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза.
Согласно Единым санитарным требованиям, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299, ввезенный товар с кодом 9405104004 не входит в перечень товаров, на которые распространяются данные санитарные требования.
Таким образом, в рассматриваемом случае санитарно-карантинный контроль не мог проводиться в отношении ввезенных товаров, поскольку они являются не подконтрольными по Перечню, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299, кроме того такой контроль мог проводиться только до помещения под таможенную процедуру.
Оспариваемыми действиями нарушены права и законные интересы заявителя в сфере внешнеэкономической предпринимательской деятельности, поскольку проведение санитарно-карантинного контроля в нарушение установленной процедуры повлекло запрет ввоза товаров после их выпуска.
В соответствии с Протоколом о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер (приложение N 12 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) государства-члены имеют право вводить временные санитарные меры и проводить санитарно- противоэпидемические мероприятия в перечисленных в протоколе случаях.
Государства-члены в возможно короткий срок уведомляют друг друга о введении ими санитарных мер, проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий и их изменении.
Согласно пункту 13 Порядка взаимодействия уполномоченных органов государств - членов Евразийского экономического союза при введении временных санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.05.2016 N 149 при введении временной санитарной меры (временных санитарных мер) уполномоченный орган государства-члена, принявшего соответствующего решение, без необоснованной задержки информирует об этом уполномоченные органы других государств-членов не позднее 1 рабочего дня с даты принятия решения о введении временной санитарной меры, а также Комиссию - не позднее 3 рабочих дней с даты принятия такого решения. Информация о введении временной санитарной меры включает в себя следующие сведения:
а) основание для введения меры;
б) обоснование необходимости введения меры (при наличии);
в) содержание (описание) вводимой меры;
г) дата введения меры.
В силу пункта 19 указанного Порядка информация о введении, изменении, отмене временной санитарной меры публикуется без необоснованной задержки, но не позднее 1 рабочего дня с даты принятия соответствующего решения, на государственном языке государства-члена и на русском языке на официальном сайте уполномоченного органа государства-члена и на официальном сайте Союза в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Вместе с тем, Управление не указало каким документом введена временная санитарная мера в отношении товаров "люстры и прочее электрическое осветительное оборудование подвесное потолочное", классификационный код ТН ВЭД ЕАЭС 9405104004, основание для ее введения, содержание меры, дата ее введения и срок действия.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно и обоснованно удовлетворил заявленные Обществом требования.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22 января 2021 года по делу N А56-90656/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Н.О. Третьякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-90656/2020
Истец: ООО "ВСЕСВЕТОДИОДЫ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ГОРОДУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
Третье лицо: Балтийская таможня