21 декабря 2021 г. |
Дело N А56-93474/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Серовой В.К., Щуриновой С.Ю.
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Ивангородский водоканал" Гамаенко О.Б. (доверенность от 11.01.2021 N 89), от акционерного общества "Газпром теплоэнерго" Скворцова Ю.В. (доверенность от 01.09.2021 N 147-ф),
рассмотрев 14.12.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ивангородский водоканал" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.04.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2021 по делу N А56-93474/2018,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ивангородский водоканал", адрес: 188490, Ленинградская область, Кингисеппский район, Ивангород, улица Механическая, дом 3, литера А, ОГРН 1084707000069, ИНН 4707026586 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к акционерному обществу "Газпром теплоэнерго", адрес: 119526, Москва, проспект Вернадского, дом 101, корпус 3, ОГРН 1035000920855, ИНН 50030046281 (далее - Общество), о взыскании 6 832 096 руб. 46 коп. задолженности за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ за период с декабря 2016 года по март 2018 года, 571 333 руб. 25 коп. неустойки, начисленной с 10.01.2017 по 19.07.2018.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Российские железные дороги", адрес: 107174, Москва, улица Новая Басманная, дом 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - ОАО "РЖД").
Решением суда от 05.04.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 27.09.2019, иск удовлетворен.
Постановлением суда кассационной инстанции от 22.06.2020 названные судебные акты отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Направляя дело на новое рассмотрение, суд округа указал, что суды признали тождественными и влекущими одинаковые правовые последствия сброс загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих предельно допустимые концентрации, согласованные сторонами договора, и сброс запрещенных загрязняющих веществ, что нельзя признать правильным. Суды признали правильным произведенный Компанией расчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ, основанный на пункте 5.3 решения Совета депутатов муниципального образования "Город Ивангород" от 17.04.2013 N 8 "Об утверждении Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему хозбытовой канализации города Ивангород в новой редакции" (далее - Решение N 8). Однако решением Ленинградского областного суда от 15.02.2018 по делу N 3а-12/2018 (далее - решение суда N 3а-12/2018), оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 14.06.2018 N 33-АПГ18-7, по административному иску Общества признан недействующим с даты вступления решения суда в законную силу пункт 1 Решения N 8 в части утверждения пунктов 3.1, 4.2, 4.4, 4.11, 5.1, 5.2, 5.3, 5.4, 6, таблицы NN 1, 2, 3 Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентом в систему хозбытовой канализации города Ивангорода и соответствующие пункты названных Условий.
При новом рассмотрении дела Компания на основании статьи 49 АПК РФ уточнила исковые требования и просила взыскать с Общества 6 832 096 руб. 46 коп. задолженности за период с декабря 2016 года по март 2018 года, 719 469 руб. 91 коп. неустойки за неоплату в срок начислений за спорный период, рассчитанной по состоянию на 19.07.2018.
Решением суда первой инстанции от 16.04.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 13.08.2021, иск удовлетворен частично. С Общества в пользу Компании взыскано 457 062 руб. 99 коп. задолженности и 71 993 руб. 75 коп. неустойки.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Компания, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт или направить дело на новое рассмотрение. Как указывает податель жалобы, расчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ должен производиться на основании решения N 8 (в части, оставленной в силе решением суда N 3а-12/2018) и постановления правительства Ленинградской области от 30.12.2004 N 326 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ленинградской области" (далее - Постановление N 326).
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Представитель ОАО "РЖД", извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, для участия в нем не явился, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Компании поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против её удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Компания (организация водопроводно-канализационного хозяйства, далее - организация ВКХ) и Общество (абонент) 01.09.2014 заключили договор N 71 (в редакции протокола окончательного урегулирования разногласий от 01.12.2014; далее - договор), по условиям которого организация ВКХ обязалась подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду и осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, а абонент - оплачивать принятую холодную воду и услуги по водоотведению в установленные договором сроки, порядке и размере; соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения; соблюдать иные требования нормативно-правовых актов.
Объектом, к которому подается холодная вода и осуществляется отведение сточных вод по договору, являются: БМК-21 по адресу: 188491, Ленинградская обл., Ивангород, ул. Пасторова; БМК-27, 64 по адресу: 188490, Ленинградская обл., Ивангород, перекресток ул. Комсомола и ул. Наровская.
В соответствии с пунктом 3.2 договора абонент обязан оплачивать полученную холодную воду и отведенные сточные воды в течение 10 дней после получения счетов, выставляемых к оплате организацией ВКХ не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным.
Пунктом 3.5 договора предусмотрено, что помимо платы за услуги по приему сточных вод, устанавливаемой в соответствии с утвержденными тарифами, взимается дополнительная плата за сброс загрязняющих веществ с превышением допустимых концентраций. Размер платы за сброс устанавливается с учетом Решения N 8, а также с учетом постановления правительства Ленинградской области от 31.05.2012 N 189 "О внесении изменений в постановление правительства Ленинградской области от 30.12.2004 N 326 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы населенных пунктов Ленинградской области".
Согласно пункту 9.2 договора сведения о нормативах допустимых сбросов и требованиях к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонента, приведены в приложении N 8 к договору.
В этом приложении стороны согласовали перечень подлежащих отведению в централизованную систему водоотведения загрязняющих веществ и показатель их допустимых концентраций.
В соответствии с пунктом 5.3 Решения N 8 плата за сброс загрязняющих веществ, превышающих по своим показателям допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, устанавливается из расчета пятикратного тарифа за услуги по приему сточных вод, умноженного на объем фактически сброшенных сточных вод за расчетный период, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб.
Компанией в 2016 - 2017 годах производились отборы проб сточных вод, отводимых Обществом в централизованную систему водоотведения, с составлением соответствующих актов. По результатам произведенных лабораторных исследований в ряде случаев было выявлено, что сточная вода не соответствует требованиям Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему хозбытовой канализации Ивангорода: обнаружено превышение допустимой концентрацией загрязняющего вещества по следующим показателям: ион аммония (азот аммонийный), нитрит - ион (азот нитритный), фосфат-ион (фосфаты по Р), хлориды, железо общее, медь.
На основании указанных результатов Компания, руководствуясь пунктом 5.3 Решения N 8, рассчитала плату за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ (далее - плата) за период с декабря 2016 года по март 2018 года и выставила Обществу счета на сумму 6 832 096 руб. 46 коп.
В связи с просрочкой платежей Обществу начислена неустойка за период с 10.01.2017 по 19.07.2018.
В направленных Обществу претензиях от 16.04.2018 N 295, от 20.07.2018 N 580 Компания потребовала уплатить задолженность и неустойку в указанном размере.
Поскольку Общество в добровольном порядке данное требование не удовлетворило, Компания обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
При новом рассмотрении дела суды, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуюсь нормами Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310), Постановления N 326, признали представленный Обществом контррасчет платы соответствующим нормам, регулирующим спорные правоотношения, и удовлетворили иск в части.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Правоотношения сторон по водоснабжению и водоотведению регулируются Законом N 416-ФЗ.
Согласно пункту 22 статьи 2 Закона N 416-ФЗ состав и свойства сточных вод - это совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические и другие свойства сточных вод, в том числе концентрацию загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в сточных водах.
Частью 1 статьи 30 Закона N 416-ФЗ установлено, что контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 26 Закона N 416-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов централизованных систем водоотведения устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
Согласно части 1 статьи 30.2 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения (канализации), содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в порядке, установленном правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 61 Правил N 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией ВКХ.
Согласно пункту 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией ВКХ за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления N 1310 установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (абонентов), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Во исполнение Постановления N 1310 правительство Ленинградской области Постановлением N 326 утвердило "Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ленинградской области" (далее - Порядок N 326), согласно пункту 4 которого допустимые сбросы загрязняющих веществ в сточных водах абонентов устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией ВКХ в соответствии с федеральным законодательством.
Допустимый сброс загрязняющих веществ - документ, утверждаемый абоненту организацией ВКХ и устанавливающий перечень загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу в пределах установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод, и перечень загрязняющих веществ, запрещенных к сбросу в системы коммунальной канализации; залповый сброс - сброс сточных вод с превышением более чем в 20 раз допустимой концентрации загрязняющих веществ по любому виду загрязнений; несогласованный сброс - сброс абонентом загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых в системы канализации, при отсутствии у абонента разработанного и утвержденного в установленном порядке допустимого сброса загрязняющих веществ (пункт 2 Порядка N 326).
В пункте 20 Порядка N 326 предусмотрено, что плата за сброс загрязняющих веществ, запрещенных и (или) не согласованных к сбросу в системы канализации, а также за фактически установленный залповый сброс по любому из видов загрязняющих веществ и (или) нормативных показателей общих свойств сточных вод устанавливается из расчета пятикратного тарифа за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ, умноженного на объем фактически сброшенных абонентом сточных вод за расчетный период, в котором зафиксировано нарушение. При этом объем сточных вод учитывается с начала расчетного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб, но не более одного месяца.
При сбросе абонентом в систему коммунальной канализации загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих допустимые (в случае отсутствия у абонента временных условий приема загрязняющих веществ), плата рассчитывается по формуле, приведенной в пункте 18.1 Порядка N 326.
Компания при расчете платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ руководствовалась пунктом 5.3 Решения N 8.
Решением суда N 3а-12/2018 по административному иску Общества признан недействующим с даты вступления решения суда в законную силу пункт 1 Решения N 8 в части утверждения пунктов 3.1, 4.2, 4.4, 4.11, 5.1, 5.2, 5.3, 5.4, 6, таблицы NN 1, 2, 3 Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентом в систему хозбытовой канализации города Ивангорода и соответствующие пункты названных Условий.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 17 Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2018 года, утвержденного решением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.10.2018, и в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.07.2018 N 29-П, положения Решения N 8 в отношении Общества не применимы вне зависимости от того, с какого момента данный нормативный правовой акт признан недействующим, поскольку Общество являлось административным истцом по делу N 3а-12/2018.
При новом рассмотрении дела суды установили, что условия заключенного сторонами договора не содержат условия о том, что загрязняющие вещества с превышением нормативов допустимых концентраций, согласованных в договоре, приравниваются к веществам, запрещенным к сбросу в системы канализации.
Согласно протоколам лабораторных исследований (испытаний), выданных Химической лабораторией водопроводно-канализационного хозяйства общества с ограниченной ответственностью "Ивангородский водоканал", у сточных вод Общества имеется превышение допустимой концентрации загрязняющих веществ.
Доказательств залпового сброса Обществом сточных вод Компания в материалы дела не представила.
Принимая во внимание указания суда округа, данные при направлении дела на новое рассмотрение, и установленные обстоятельства спора, суды пришли к выводу, что при сбросе абонентом в систему коммунальной канализации загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих допустимые, размер платы рассчитывается по формуле, приведенной в пункте 18.1 Порядка N 326.
Проверив представленный Обществом расчет платы, суды установили, что он соответствует пункту 18.1 Порядка N 326.
Доводы подателя жалобы о расчете платы по пункту 20 Порядка N 326 были предметом оценки и исследования судов и мотивированно отклонены с учетом следующего.
Расчет платы по пункту 20 Порядка N 326 производится в случаях сброса загрязняющих веществ, запрещенных и(или) не согласованных к сбросу в системы коммунальной канализации, а также за фактически установленный залповый сброс по любому из видов загрязняющих веществ.
Однако при рассмотрении настоящего дела не установлено фактов сброса Обществом загрязняющих веществ, запрещенных и(или) не согласованных к сбросу в системы коммунальной канализации, равно как и залповых сбросов.
При разрешении спора суды приняли во внимание, что Росприроднадзор письмом от 07.12.2016 N ОД-06-01-31/24868 разъяснил, что в отношении загрязняющих веществ, для которых ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду не установлены, плата не исчисляется.
Нормативы по составу сточных вод, утвержденные Решением N 8, решением суда N 3а-12/22018 признаны недействующими, что исключает возможность их использования в расчете платы, на чем настаивает Компания.
При новом рассмотрении дела суды выполнили указания суда округа, данные при направлении дела на новое рассмотрение.
Выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права, что исключает возможность отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.04.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2021 по делу N А56-93474/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ивангородский водоканал" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Судьи |
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1 Постановления N 1310 установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (абонентов), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
...
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 17 Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2018 года, утвержденного решением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.10.2018, и в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.07.2018 N 29-П, положения Решения N 8 в отношении Общества не применимы вне зависимости от того, с какого момента данный нормативный правовой акт признан недействующим, поскольку Общество являлось административным истцом по делу N 3а-12/2018."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 декабря 2021 г. N Ф07-16553/21 по делу N А56-93474/2018
Хронология рассмотрения дела:
21.12.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16553/2021
13.08.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-14574/2021
16.04.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-93474/18
22.06.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-17719/19
27.09.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-14289/19
05.04.2019 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-93474/18