20 января 2022 г. |
Дело N А21-2082/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Васильевой Е.С., Соколовой С.В.,
рассмотрев 20.01.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Морская фирма "Сталактит" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.06.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2021 по делу N А21-2082/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Морская фирма "Сталактит", адрес: 236038, Калининград, Танковая ул., д. 9, кв. 2, ОГРН 1023902055044, ИНН 3912006301 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительными решения Калининградской областной таможни, адрес: 236016, Калининград, Артиллерийская ул., д. 26, стр. 1, ОГРН 1083925999992, ИНН 3906190003 (далее - Таможня), от 08.12.2020 N 10012000/210/081220/Т000108/001 по результатам таможенного контроля и решения от 08.12.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (далее - ДТ) N 10226190/221013/0006679.
Решением суда первой инстанции от 10.06.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.10.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 10.06.2021 и постановление от 12.10.2021, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Податель жалобы считает, что таможенный орган в ходе камеральной проверки неправомерно не установил для таможенных целей статус судна МРТК "Нерва" К-2027, на котором был установлен судовой двигатель N 2251, ранее помещенный под таможенную процедуру свободной таможенной зоны. Также Общество указывает, что с 2014 года данное судно неоднократно проходило плановые ремонтные работы и модернизацию. Несмотря на данные обстоятельства, Таможня в ходе проверки не доказала, что в период с 17.10.2016 по 29.10.2018 в действительности на судне МРТК "Нерва" К-2027 был установлен спорный двигатель. Помимо прочего, податель жалобы утверждает, что ни договор аренды, ни договор купли-продажи не содержат сведений о наличии на судне данного двигателя, напротив, в соответствии с пунктом 3.3 договора купли-продажи судно не имеет никаких ограничений. Таким образом, по мнению Общества, Таможней не доказано, что спорный двигатель, являющийся иностранным товаром, перемещался или покидал территорию Калининградской области, был ввезен на остальную часть Российской Федерации как отдельно, так и в составе водного судна.
В отзыве на кассационную жалобу Таможня, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в октябре 2013 года Общество ввезло на территорию Калининградской области и поместило под таможенную процедуру свободной таможенной зоны по ДТ N 10226190/221013/0006679 товар - главный судовой двигатель, дизельный, новый, 2013 года выпуска, модель: YANMAR 6HYM-WET, мощностью 368 кВт, заводской номер 2251, предназначенный для установки на морских судах типа МРТК; производитель: YANMAR CO LTD. При таможенном декларировании товар классифицирован Обществом по коду 8408 10 610 0 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54. Декларантом произведен условный расчет таможенных платежей с применением ставки ввозной таможенной пошлины 0%, сумма налога на добавленную стоимость (далее - НДС) исчислена по ставке 18% в сумме 535 697 руб. 63 коп.
Товар выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой, с предоставлением полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, НДС. В графе "А" ДТ установлено таможенное ограничение "Размещение и использование в пределах территории СЭЗ (ОЭЗ)".
Судовой двигатель N 2251 установлен Обществом 10.01.2014 на принадлежащее ему судно МРТК "Нерва" К-2027.
Указанное судно было сдано Обществом в аренду обществу с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "ВЛАК" по договору аренды (бербоут-чартер) от 14.12.2016 N СТ/2027/ВЛ. Судно передано Обществом в аренду ООО "ВЛАК" по акту приема-передачи от 01.01.2017 в порту Усть-Луга.
Впоследствии, Общество по договору купли-продажи от 02.07.2018 N 01/ОС/2027/ВЛ продало судно ООО "ВЛАК". Согласно акту приема-передачи от 02.07.2018 судно передано покупателю в п. Светлый.
В соответствии с информацией капитана морского порта Калининград в период с 17.10.2016 по 29.10.2018 судно МРТК "Нерва" К-2027 использовалось в порту Калининград (Гданьский залив) и порту Усть-Луга (Финский залив).
Таможня на основании статьи 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) провела камеральную таможенную проверку Общества по вопросу соблюдения условий использования товаров, помещений под процедуру свободной таможенной зона, в том числе задекларированных по ДТ N 10226190/221013/0006679.
В связи с выявлением факта неоднократного использования в период с 17.10.2016 по 29.10.2018 судна МРТК "Нерва" К-2027, на котором установлен судовой двигатель N 2251, ранее помещенный под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, за пределами Особой экономической зоны (далее - ОЭЗ) в Калининградской области, Таможня пришла к выводу, что у Общества возникла обязанность по уплате НДС. При этом таможенный орган установил, что судно МРТК "Нерва" К-2027 первоначально убыло из порта Калининград в порт Усть-Луга 17.10.2016. Таким образом, как указала Таможня, с 17.10.2016 данное судно использовалось за пределами ОЭЗ в Калининградской области.
По результатам камеральной таможенной проверки Таможня 29.09.2020 составила акт N 10012000/210/290920/А000108 и приняла решение от 08.12.2020 N 10012000/210/081220/Т000108/001 о возложении на Общество обязанности по уплате НДС в отношении товара, помещенного под таможенную процедуру свободной таможенной зоны по ДТ N 10226190/221013/0006679, в связи с нарушением условий использования товара в соответствии с таможенной процедурой.
Также таможенный орган принял 08.12.2020 решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10226190/221013/0006679.
Общество оспорило указанные решения таможенного органа в судебном порядке, заявив, что судно МРТК "Нерва" К-2027 является товаром Таможенного союза, может использоваться на территории Евразийского экономического союза без ограничений, после продажи судно не изменило место регистрации. Помимо прочего, Общество указывало, что оно не отчуждало и не передавало в аренду спорный двигатель, который был установлен на морском судне в процессе ремонта в целях замены сломанного, в связи с чем им не нарушены условия помещения товара под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения требований.
Вступивший в силу 01.01.2018 ТК ЕАЭС в статьях 207, 208 закрепил положения, регулирующие возникновение и прекращение обязанности по уплате ввозных пошлин и налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, а также субъектов, на которых в соответствующих обстоятельствах возложена такая обязанность.
В силу положений пункта 7 статьи 201 ТК ЕАЭС иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус иностранных товаров. Действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны должно быть завершено в случае вывоза товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны с территории СЭЗ (подпункт 3 пункта 1 статьи 207 ТК ЕАЭС).
В силу пункта 5 части 1 статьи 207 ТК ЕАЭС действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны должно быть завершено в случае передача резидентом (участником, субъектом) СЭЗ прав владения, пользования и (или) распоряжения товарами, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товарами, изготовленными (полученными) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, иному резиденту (участнику, субъекту) СЭЗ либо лицу, не являющемуся резидентом (участником, субъектом) СЭЗ, в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящей статьи, за исключением передачи товаров в случаях, указанных в пунктах 8, 10 и 11 статьи 205 данного Кодекса.
Порядок и условия помещения товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны на момент помещения спорного товара регламентировались Таможенным кодексом Таможенного союза (далее - ТК ТС).
Согласно подпункту 5 статьи 188 ТК ТС обязанность соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре возложена на декларанта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Закон N 116-ФЗ) ОЭЗ - часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Согласно пункту 2 статьи 37.2 Закона N 116-ФЗ территория ОЭЗ является зоной таможенного контроля. Перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц государственных органов, за исключением должностных лиц таможенных органов, через границы ОЭЗ и в их пределах допускается с разрешения таможенного органа и под его надзором с учетом положений этой статьи.
Порядок функционирования ОЭЗ в Калининградской области и применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны определяется в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 16-ФЗ).
Частью 2 статьи 12.1 Закона N 16-ФЗ установлено, что в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров, изготовленных (полученных) с использованием товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, на территории ОЭЗ допускаются передача прав владения, пользования и (или) распоряжения, в том числе розничная продажа указанных товаров, и их потребление.
Согласно статье 202 ТК ТС таможенная процедура свободной таможенной зоны устанавливается международными договорами государств - членов Таможенного союза.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 16-ФЗ содержание таможенной процедуры свободной таможенной зоны определяется Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны, заключенным 18.06.2010 (далее - Соглашение).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Соглашения (в редакции, действовавшей до вступлением в силу договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) свободная таможенная зона - таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории свободной экономической зоны или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза.
Иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус иностранных товаров, а товары Таможенного союза, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус товаров Таможенного союза (пункт 2 статьи 10 Соглашения).
На основании пункта 1 статьи 13 Закона N 16-ФЗ действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории ОЭЗ, завершается в соответствии со статьями 15 и 24 Соглашения.
Согласно подпунктам 3 и 4 пункта 2 статьи 15 Соглашения действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны должно быть завершено для вывоза товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, с территории свободной экономической зоны, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, а также при передаче резидентом прав владения, пользования и (или) распоряжения товарами, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товарами, изготовленными (полученными) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, иному лицу.
Исходя из пункта 3 статьи 15 Соглашения, при передаче прав владения, пользования и (или) распоряжения товарами, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, резидентом, поместившим указанные товары под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, иному резиденту таможенная процедура свободной таможенной зоны завершается помещением таких товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны резидентом, которому переданы права владения, пользования и (или) распоряжения товарами, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.
В пункте 3 статьи 24 Соглашения предусмотрено, что иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в ОЭЗ в Калининградской области, не могут быть вывезены с территории Калининградской области Российской Федерации на остальную часть таможенной территории Таможенного союза без завершения таможенной процедуры свободной таможенной зоны, за исключением транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в ОЭЗ в Калининградской области и совершающих международные перевозки товаров, пассажиров и багажа между Калининградской областью Российской Федерации и государствами, не являющимися членами Таможенного союза, и перевозки товаров, пассажиров и багажа между Калининградской областью Российской Федерации и остальной частью Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 12.2 Закона N 16-ФЗ (введена Федеральным законом от 06.12.2011 N 409-ФЗ) транспортные средства для перевозки грузов, тягачи, прицепы, полуприцепы, тракторы, автобусы, воздушные суда, водные суда, железнодорожный подвижной состав (включая порожние транспортные средства), помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории ОЭЗ, рассматриваются для таможенных целей как транспортные средства международной перевозки при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа между территорией Калининградской области и территориями иностранных государств и перевозок товаров, пассажиров и багажа между Калининградской областью и остальной частью территории Российской Федерации через территорию иностранного государства, в том числе через территорию государства - члена Таможенного союза, при соблюдении следующих условий: 1) транспортное средство зарегистрировано на территории Калининградской области; 2) транспортное средство принадлежит юридическому лицу, государственная регистрация которого осуществлена в Калининградской области.
Товары, указанные в частях 1 и 2 данной статьи, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, являются условно выпущенными до приобретения ими статуса товаров Таможенного союза, фактического уничтожения либо отказа в пользу государства (часть 3 статьи 12.2 Закона N 16-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 153 ТК ТС пользование и (или) распоряжение товарами после их выпуска таможенным органом осуществляется в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры.
Условно выпущенные товары приобретают статус товаров Таможенного союза после прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов (подпункт 1 пункта 5 статьи 200 ТК ТС).
Несоблюдение условий и ограничений применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны в отношении товаров, помещенных под процедуру свободной таможенной зоны, без завершения таможенной процедуры свободной таможенной зоны влечет для декларанта обязанность по уплате таможенных платежей.
В рассматриваемом случае, как установлено судами, спорным товаром является не транспортное средство, имеющее статус товара Таможенного союза, а судовой двигатель, установленный на принадлежащем Обществу морском судне. Факт установки двигателя модели: YANMAR 6HYM-WET, мощностью 368 кВт, заводской номер 2251 на судне МРТК "Нерва" К-2027 в связи с заменой главного двигателя в сборе с редуктором подтверждается отчетом по освидетельствованию судна от 22.01.2014 N 14.05114.121.
Заявленная в отношении спорного двигателя таможенная процедура свободной таможенной зоны предусматривала возможность его использования без уплаты таможенных пошлин, налогов только на территории ОЭЗ в Калининградской области.
Таким образом, в случае перемещения судового двигателя, являющегося иностранным товаром, помещенным под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, на остальную часть Российской Федерации как в составе водного судна, так и отдельно законодательством предусмотрено завершение в отношении данного товара таможенной процедуры свободной таможенной зоны и уплата таможенных пошлин, налогов.
Утверждения подателя жалобы о том, что в договоре аренды от 14.12.2016 N СТ/2027/ВЛ не указаны сведения об установке на судне МРТК "Нерва" К-2027 спорного двигателя, таможенным органом не доказан факт наличия на данном судне двигателя на момент убытия судна с территории ОЭЗ в Калининградской области, не принимаются судом кассационной инстанции.
На основании исследования материалов дела судами выяснено и Обществом не опровергнуто, что спорный двигатель, являющийся частью морского судна, которое принадлежало заявителю, эксплуатировался Обществом в составе судна за пределами Калининградской области, первоначально судно МРТК "Нерва" К-2027 убыло из порта Калининград в морской порт Усть-Луга 17.10.2016.
Часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 65, часть 1 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) предусматривают, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений, и несет риск непредставления доказательств.
Вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ, доказательств того, что спорный двигатель выгружался с судна после установки в 2014 году, был заменен на иной в процессе ремонта на момент вывоза судна с территории ОЭЗ Калининградской области, в материалы дела Общество не представило.
На основании изложенного суды пришли к выводу, что судно МРТК "Нерва" К-2027 с установленным на нем двигателем после его вывоза заявителем с территории ОЭЗ Калининградской области было передано Обществом в морском порту Усть-Луга в аренду ООО "ВЛАК", которое использовало арендованное судно в 32 подрайоне (Финский залив) Балтийского моря, на что указано в договоре аренды от 14.12.2016 N СТ/2027/ВЛ.
С учетом установленных фактических обстоятельств дела суды пришли к обоснованному выводу, что Обществом не соблюдены условия и ограничения применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны, выразившиеся в перемещении спорного двигателя в составе морского судна в морской порт Усть-Луга для использования судна МРТК "Нерва" К-2027 (с входящим в его состав двигателем) на остальной части Российской Федерации без завершения таможенной процедуры свободной таможенной зоны, что влечет за собой наступление для Общества обязанности по уплате таможенных платежей.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами правильно, на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.06.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2021 по делу N А21-2082/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Морская фирма "Сталактит" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.А. Родин |
Судьи |
Ю.А. Родин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 12.2 Закона N 16-ФЗ (введена Федеральным законом от 06.12.2011 N 409-ФЗ) транспортные средства для перевозки грузов, тягачи, прицепы, полуприцепы, тракторы, автобусы, воздушные суда, водные суда, железнодорожный подвижной состав (включая порожние транспортные средства), помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории ОЭЗ, рассматриваются для таможенных целей как транспортные средства международной перевозки при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа между территорией Калининградской области и территориями иностранных государств и перевозок товаров, пассажиров и багажа между Калининградской областью и остальной частью территории Российской Федерации через территорию иностранного государства, в том числе через территорию государства - члена Таможенного союза, при соблюдении следующих условий: 1) транспортное средство зарегистрировано на территории Калининградской области; 2) транспортное средство принадлежит юридическому лицу, государственная регистрация которого осуществлена в Калининградской области.
Товары, указанные в частях 1 и 2 данной статьи, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, являются условно выпущенными до приобретения ими статуса товаров Таможенного союза, фактического уничтожения либо отказа в пользу государства (часть 3 статьи 12.2 Закона N 16-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 153 ТК ТС пользование и (или) распоряжение товарами после их выпуска таможенным органом осуществляется в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры.
Условно выпущенные товары приобретают статус товаров Таможенного союза после прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов (подпункт 1 пункта 5 статьи 200 ТК ТС)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 января 2022 г. N Ф07-19846/21 по делу N А21-2082/2021