27 января 2022 г. |
Дело N А13-8259/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
при участии от акционерного общества "Онегалеспром" Горбуновой Ю.А. (доверенность от 14.01.2022),
рассмотрев 26.01.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Онегалеспром" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 30.08.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2021 по делу N А13-8259/2020,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Онегалеспром", адрес: 162900, Вологодская обл., г. Вытегра, Ленинградский тракт, д.26, ОГРН 1023502089467, ИНН 3508003230 (переименовано на акционерное общество "Онегалеспром"; выписка из ЕГРЮЛ от 28.09.2021, заявление) (далее - АО "Онегалеспром", Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Федеральному агентству лесного хозяйства, адрес: 113184, Москва, Пятницкая ул., д. 59/19, ОГРН 1047796366298, ИНН 7705598840 (далее - Рослесхоз) и Департаменту лесного комплекса Вологодской области, адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 27, ОГРН 1053500056136, ИНН 3525151968 (далее - Департамент) о признании незаконным бездействия ответчиков в непринятии мер, направленных на устранение недостоверности сведений государственного лесного реестра (далее - ГЛР) о наличии статуса особозащитных участков (далее - ОЗУ) "исключенные из РГП" и "леса спецназначения" в границах лесного участка, предоставленного истцу на праве аренды, и возложении обязанности на ответчиков устранить допущенные нарушения путем принятия мер, направленных на устранение недостоверности сведений ГЛР, а именно: обязать Рослесхоз упразднить статус ОЗУ "исключенные из РГП" и ОЗУ "леса спецназначения", присвоенный отдельным выделам лесного участка общей площадью 5448,80 га, переданного Обществу по договору аренды от 12.11.2008 N 02-02-16/267-2008 (далее - договор аренды); возложить на Департамент обязанность внести изменения в ГЛР в части исключения сведений о статусе ОЗУ "исключенные из РГ" и "леса спецназначения", присвоенного отдельным выделам лесного участка общей площадью 5448,80 га, переданного Обществу по названому договору аренды (с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Решением суда от 30.08.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.11.2021, в удовлетворении иска Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество просит указанные судебные акты отменить и удовлетворить иск. Как на обоснование необходимости внесения испрашиваемых изменений, направленных на устранение недостоверности сведений ГЛР, Общество указывает на то, что ответчики не представили достоверную и исчерпывающую информацию когда и на каком основании в ГЛР (до его введения - в данных государственного лесного учета) появилась информация о присвоении части арендуемых истцом лесных участков статуса ОЗУ "исключенные из РГП" и "леса спецназначений", при этом такой статус как "исключенные из РГП" ни действующим законодательством, ни законодательством, действовавшим на момент лесоустройства Вытегорского лесничества в 1994 и 1999 г.г. не был предусмотрен. Более того, в протоколах первых лесоустроительных совещаний в перечнях ОЗУ не значатся участки "исключенные из РГП", не указаны сведения о таких участках и в таксационном описании арендуемого участка.
Общество настаивает на том, что внесение соответствующих изменений в ГЛР должно быть осуществлено путем устранения ошибки, а не путем внесения изменений в сведения. Податель жалобы также обращает внимание на то, что со своей стороны Департамент не выполнил мероприятия, направленные на актуализацию данных лесоустройства в Вытегорском лесничестве, что установлено решением Вытегорского районного суда от 25.11.2019 по делу N 2а-450/2019.
От Департамента поступил отзыв на жалобу, в котором его податель не согласился с доводами жалобы и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Представители Рослесхоза и Департамента, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, Общество (арендатор) и Департамент (арендодатель) заключили договор аренды лесного участка от 12.11.2008 N 02-02-16/267-2008.
Согласно пункту 2 договора арендатору предоставлен во временное пользование лесной участок площадью 249419,7 га, расположенный по адресу: Вологодская область, Вытегорский муниципальный район, Вытегорский районный отдел - государственное лесничество: Лемское участковое лесничество, кварталы N 10 ч, 11 ч, 12 ч, 13 ч, 14 ч, 22-26, 27 ч, 35-37, 49-51, 69, 70, 71, 75-77, 82-84 (целевое назначение - защитные леса); Куржекское участковое лесничество, кварталы N 37 ч, 50 ч, 51, 52 ч, 60 ч, 70-73, 74 ч, 75 ч, 76 ч, 79, 92-94, 96, 97,108 ч, 109-110, 111 ч, 117 ч, 128, 129 ч, 137 ч, 138 ч, 139-143 (целевое назначение - защитные леса); Ладвозерское участковое лесничество, кварталы N 58 ч, 88, 89 (целевое назначение - защитные леса); Верховское участковое лесничество, кварталы N N 1 ч, 2 ч, Зч, 5 ч, 6 ч, 7 ч, 11 ч, 21 ч (целевое назначение - защитные леса); Оштинское участковое лесничество (СПК "Большевик"), кварталы N 36, 39, 41-44, 84, 87, 88, 91, 97-101, 103, 107, 111- 113 (целевое назначение - защитные леса); Ковжинское участковое лесничество ООО "Восток", кварталы N 20-22, 30-33, 39-42, 44-49, 54-55, 73, 81 ч, 84 ч, 91 ч, 92 ч, 93 ч, 96, 97, 105 ч, 124, 127, 130-132, 134 ч, 135 ч, 136 ч, 138-141 (целевое назначение - защитные леса); Педажезерское участковое лесничество, кварталы N 116-118, 122-1224, 131-134 (целевое назначение - эксплуатационные леса); Лемское участковое лесничество, кварталы N 1-9, 10 ч, 11 ч, 12 ч, 13 ч, 14 ч, 15- 21, 27 ч, 28-34, 40-42 (целевое назначение - эксплуатационные леса); Оштинское участковое лесничество, кварталы N 1-3, 22, 24, 26-28, 32-34, 37, 39-41, 49- 53, 59-59, 63-64, 70-72, 78-110, 112-128, 130-156 (целевое назначение - эксплуатационные леса; Мегорское участковое лесничество, кварталы N 84- 86 (целевое назначение - эксплуатационные леса); Куржекское участковое лесничество, кварталы N 1-12, 14-21, 23-26, 29-35, 37-42, 45-50, 52-57, 60-66, 68-69, 74-78, 80-90, 98-108, 111-127, 129-138 (целевое назначение - эксплуатационные леса); Ладвозерское участковое лесничество, кварталы N 1-5, 8-17, 31, 39-42, 58, 67-70, 94-98, 112, 113, 115-124, 137-149, 157-166, 175- 181, 190, 191-200, 208-215 (целевое назначение - эксплуатационные леса); Верховское участковое лесничество, кварталы N 1-9, 11-35, 37-65 (целевое назначение - эксплуатационные леса); Андомское участковое лесничество, кварталы N 2, 4 (целевое назначение - эксплуатационные леса); Вытегорское участковое лесничество (СПК "Зори"), кварталы N 1-5, 37, 47-49, 72-76, 96- 100, 102, 103, 105-117, 121, 123-127, 131-135, 139, 140, 142-144, 146-148, 152- 154, 158, 170, 173, 174, 178-180, 182, 183, 185, 208, 216 (целевое назначение - эксплуатационные леса); Оштинское участковое лесничество (АО "Вытегорское"), кварталы N 35-44, 56-60, 71, 80, 84-98 (целевое назначение - эксплуатационные леса); Оштинское участковое лесничество (к-з "Мегра"), кварталы N 42-47, 50-52, 55-57, 64, 66-68, 71-84, 86-90, 93-96, 98-101 (целевое назначение - эксплуатационные леса); Оштинское участковое лесничество (СПК "Большевик"), кварталы N 11-13, 18-20, 27-28, 31, 36, 37, 41-44, 48, 50-54, 58, 60-82, 87, 88, 91, 93, 97, 98, 101, 104, 107, 109, 115 (целевое назначение - эксплуатационные леса); Андомское участковое лесничество (ООО "Андома"), кварталы N 33-39, 45, 47-50, 58-62, 66-71, 75-77, 82-85, 89-92, 95- 97, 104-107, 114, 115, 121-123, 130, 134, 135, 137, 139, 140, 141, 143, 144, 146, 147, 148, 149, 150, 151, 152, 156, 159, 161, 163, 165, 167, 168, 170, 171, 177, 181, 182, 184 (целевое назначение - эксплуатационные леса); Ковжинское участковое лесничество ООО "Восток", кварталы N 1-19, 23-29, 32-39, 42-43, 50-53, 56-58, 68 ч, 69, 74, 81 ч, 84 ч, 85, 86, 91 ч, 92 ч, 93 ч, 95, 104, 105 ч, 107-118, 121-123, 125, 126, 129, 133, 134 ч, 136 ч, 137 (целевое назначение- эксплуатационные леса).
Согласно приложению N 3 к договору лесной участок передан Обществу в целях осуществления заготовки древесины в объемах, согласованных при заключении договора аренды.
Поскольку отдельным выделам арендуемого лесного участка, площадью 5448,80 га присвоен статус особо защитных участков (ОЗУ) "исключенные из РГП" и "леса спецназначения", а расчетная лесосека по указанному договору аренды определена с учетом осуществления заготовки, в том числе на указанных выделах, Общество обратилось к Департаменту и Рослесхозу с требованиями о снятии статуса ОЗУ в отношении спорных частей лесного участка.
Департамент и Рослесхоз отказали Обществу в удовлетворении его требования.
Означенные отказы послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на отсутствие в рассматриваемом случае правовых и фактических оснований для удовлетворения иска.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям искового производства.
Согласно статье 1 ЛК РФ лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются в том числе, на следующих принципах: сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; сохранения лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения; улучшение качества лесов; использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Частью 2 статьи 12 ЛК РФ предусмотрено, что освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
Согласно части 6 статьи 102 ЛК РФ отнесение лесов к защитным лесам и выделение особо защитных участков лесов, и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
Полномочия по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений от имени Российской Федерации возложены на уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Таким органом является Рослесхоз в соответствии с пунктом 5.20 (3) Положения о нем, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736 (далее - Положение N 736).
В силу пункта 5.4.4 Положения N 736 Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет полномочия по принятию решений об отнесении лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 ЛК РФ), принятие решений о выделении особо защитных участков лесов, об установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов, принятие решений об отнесении лесов к эксплуатационным лесам, резервным лесам, установление и изменение границ земель, на которых располагаются эксплуатационные леса, резервные леса.
Согласно статье 68.2 ЛК РФ, по результатам проектирования эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, которое осуществляется в целях, предусмотренных статьей 12 ЛК РФ, органы государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 и 82 ЛК РФ, принимают решения об отнесении лесов к эксплуатационным лесам, защитным лесам, резервным лесам, о выделении особо защитных участков лесов, а также об установлении или изменении границ земель, на которых располагаются эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов.
Проектирование ОЗУ осуществляется в пределах лесничества на основании анализа состояния и использования лесов, перспектив их освоения, развития особо охраняемых природных территорий с учетом документов территориального планирования, с подготовкой текстового и графического описания местоположения границ земель, на которых они располагаются, включающее в себя перечень географических координат характерных точек границ таких земель или перечень координат этих точек в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Суды установили, что проведение указанных работ входит в содержание лесоустройства и относится к полномочиям Рослесхоза.
В соответствии с пунктами 21, 22 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 N 122 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции" (далее - Лесоустроительная инструкция) ОЗУ проектируются в целях сохранения защитных и иных экологических функций лесов, расположенных на таких участках, с установлением в них соответствующего режима ведения лесного хозяйства и использования лесов.
Выделение ОЗУ осуществляется на основании материалов лесоустройства, специальных обследований (таксационные описания, планшеты, планы лесонасаждений, а также другие материалы, полученные при лесоустройстве, охотоустройстве, геоботанических или иных специальных обследованиях), данных государственного лесного реестра.
Проектируемые при лесоустройстве особо защитные участки лесов выделяются в отдельные лесные кварталы или лесотаксационные выделы. На картографические материалы наносятся их границы, определяются площади, приводится количественная, качественная характеристики земель и лесных насаждений. По результатам проектирования составляется ведомость проектируемых особо защитных участков лесов.
Как установлено судами двух инстанций на территории Вытегорского лесничества лесоустройство проводилось в 1994 и 1999 годах; лесоустройство проведено в полном объеме, в том числе выделены ОЗУ леса в соответствии с требованиями основных положений по выделению ОЗУ, постановления Правительства Российской Федерации от 23.11.1996 N 1404 "Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах", постановления губернатора Вологодской области от 30.11.1998 N 908 "Об утверждении параметров особо защитных участков леса на территории области и режиме лесопользования в них" пункты 30 и 31 протокола первого лесоустроительного совещания) и материалы по проведению такого лесоустройства были приняты.
Следовательно, информация об ОЗУ "исключенные из РГП" и "леса спецназначения" в названом лесничестве по состоянию на 01.01.2007 уже была учтена при ведении учета лесного фонда и в дальнейшем включена в ГЛР.
Суды со ссылкой на ЛК РФ от 29.01.1997 N 22-ФЗ и то, что параметры ОЗУ утверждались до 31.12.2004 органами государственной власти субъектов Российской Федерации по предложениям территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством, а с 01.01.2005 и до 01.01.2007 - территориальными органами управления лесным хозяйством на основании материалов лесоустройства, пришли к обоснованному выводы, что до момента внесения соответствующих изменений в данные государственного лесного реестра по прежнему сохраняется статус ОЗУ, указанных в материалах лесоустройства, проведенного до 01.01.2007.
Констатируя вышеназванные обстоятельства, с учетом положений статей 81-84, 91 ЛК РФ, Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.11.2013 N 496 об утверждении Перечня, формы и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение (далее - Перечень N 496), суды обоснованно отказали Обществу во внесении изменений в государственный лесной реестр.
Так, судами учтено, что в силу пункта 2.1 Перечня N 496 документами, являющимися основаниями для внесения документированной информации в ГЛР и ее изменения, являются следующие акты:
- о внесении документированной информации в государственный лесной реестр;
- об изменении документированной информации государственного лесного реестра;
- несоответствия данных ГЛР натурному обследованию.
Основанием для внесения документированной информации в перечисленные выше акты является первичная документация по установленному перечню, в том числе решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти Российской Федерации в области лесных отношений (данным органом является Рослесхоз) о выделении особо защитных участков лесов и установлении их границ, а также лесоустроительная документация (пункт 2.2 Перечня N 496).
Таким образом, законодательством Российской Федерации в области ведения ГЛР установлен определенный перечень документов, которые являются основаниями для внесения изменений сведений в указанном реестре в части особо защитных участков лесов.
Между тем, материалами дела подтверждается, что изменения относительно статуса спорных лесных участков после 1999 года в материалы лесоустройства не вносились, на момент обращения Общества с заявлением в Рослесхоз отсутствовало решение о снятии с интересующих истца лесных участков статуса особо охраняемых. Доказательств, свидетельствующих о наличии установленных законом оснований для исключения спорных лесных участков из категории ОЗУ, Обществом не представлено.
Таким образом, определенная для испрашиваемого исключения процедура не соблюдена, поскольку в силу пункта 2.1 Перечня N 496 отсутствуют законные основания для рассмотрения Рослесхозом вопроса о возможном исключении спорных лесных участков из категории ОЗУ лесов.
Как на правомерное основание для отказа в удовлетворении заявленных требований (в виду отсутствия в материалах лесоустройства изменений статуса спорных лесных участков после 1999 года и решения Рослесхоза о снятии с таких участков статуса особо охраняемых) указано Верховным Судом Российской Федерации в Определении от 03.12.2021 N 307-ЭС21-22765.
В силу изложенного, суды первой и апелляционной инстанций сделали правомерный вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 АПК РФ.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 30.08.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2021 по делу N А13-8259/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Онегалеспром" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основанием для внесения документированной информации в перечисленные выше акты является первичная документация по установленному перечню, в том числе решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти Российской Федерации в области лесных отношений (данным органом является Рослесхоз) о выделении особо защитных участков лесов и установлении их границ, а также лесоустроительная документация (пункт 2.2 Перечня N 496).
Таким образом, законодательством Российской Федерации в области ведения ГЛР установлен определенный перечень документов, которые являются основаниями для внесения изменений сведений в указанном реестре в части особо защитных участков лесов.
Между тем, материалами дела подтверждается, что изменения относительно статуса спорных лесных участков после 1999 года в материалы лесоустройства не вносились, на момент обращения Общества с заявлением в Рослесхоз отсутствовало решение о снятии с интересующих истца лесных участков статуса особо охраняемых. Доказательств, свидетельствующих о наличии установленных законом оснований для исключения спорных лесных участков из категории ОЗУ, Обществом не представлено.
Таким образом, определенная для испрашиваемого исключения процедура не соблюдена, поскольку в силу пункта 2.1 Перечня N 496 отсутствуют законные основания для рассмотрения Рослесхозом вопроса о возможном исключении спорных лесных участков из категории ОЗУ лесов.
Как на правомерное основание для отказа в удовлетворении заявленных требований (в виду отсутствия в материалах лесоустройства изменений статуса спорных лесных участков после 1999 года и решения Рослесхоза о снятии с таких участков статуса особо охраняемых) указано Верховным Судом Российской Федерации в Определении от 03.12.2021 N 307-ЭС21-22765."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 января 2022 г. N Ф07-18460/21 по делу N А13-8259/2020