г. Вологда |
|
22 ноября 2021 г. |
Дело N А13-8259/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 22 ноября 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Холминова А.А. и Черединой Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Николаевой А.С.
при участии от закрытого акционерного общества "Онегалеспром" Леоненко О.В. по доверенности от 01.03.2017, от Департамента лесного комплекса Вологодской области Солодягина А.В. по доверенности от 06.04.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Онегалеспром" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 30 августа 2021 года по делу N А13-8259/2020,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Онегалеспром" (ОГРН 1023502089467, ИНН 3508003230; адрес: 162900, Вологодская область, Вытегорский район, город Вытегра, Ленинградский тракт, дом 26; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Федеральному агентству лесного хозяйства (ОГРН 1047796366298, ИНН 7705598840; адрес: 113184, Москва, улица Пятницкая, 59/19; далее - Рослесхоз), Департаменту лесного комплекса Вологодской области (ОГРН 1053500056136, ИНН 3525151968; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Герцена, дом 27; далее - Департамент) о признании незаконным бездействия ответчиков в непринятии мер, направленных на устранение недостоверности сведений государственного лесного реестра (далее - ГЛР) о наличии статуса особозащитных участков (далее - ОЗУ) "исключенные из РГП" и "леса спецназначения" в границах лесного участка, предоставленного истцу на праве аренды, и возложении обязанности на ответчиков устранить допущенные нарушения путем принятия мер, направленных на устранение недостоверности сведений ГЛР, а именно: обязать Рослесхоз упразднить статус ОЗУ "исключенные из РГП" и ОЗУ "леса спецназначения", присвоенный отдельным выделам лесного участка общей площадью 5448,80 га, переданного Обществу по договору аренды от 12.11.2008 N 02-02-16/267-2008; возложить на Департамент обязанность внести изменения в ГЛР в части исключения сведений о статусе ОЗУ "исключенные из РГП" и "леса спецназначения", присвоенного отдельным выделам лесного участка общей площадью 5448,80 га, переданного Обществу по договору аренды от 12.11.2008 N 02-02-16/267-2008 (с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением суда от 30 августа 2021 года в удовлетворении иска отказано.
Общество с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Материалами лесоустройства спорного лесного участка не подтверждено выделение ОЗУ со статусом "исключенные из РГП". Действующим законодательством не предусмотрен статус ОЗУ "леса спецназначения". Неправомерное установление статуса ОЗУ нарушает право арендатора на самостоятельное определение порядка заготовки древесины, включая выбор мест заготовки в тех частях арендованного участка, которые целесообразны для разработки с экономической точки зрения. Внесение соответствующих изменений в ГЛР должно быть осуществлено путем устранения ошибки, а не путем внесения изменений. Суд необоснованно отказал в ходатайстве об отложении судебного заседания в связи с болезнью представителя.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал изложенные в жалобе доводы.
Рослесхоз в отзыве на апелляционную жалобу просит обжалуемое решение суда оставить без изменения, ходатайствует о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу и представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 12.11.2008 Обществом (арендатор) и Департаментом (арендодатель) заключен договор аренды лесного участка N 02-02-16/267-2008.
Согласно пункту 2 договора арендатору предоставлен во временное пользование лесной участок площадью 249419,7 га, расположенный по адресу: Вологодская область, Вытегорский муниципальный район, Вытегорский районный отдел - государственное лесничество: Лемское участковое лесничество, кварталы N N 10 ч, 11 ч, 12 ч, 13 ч, 14 ч, 22-26, 27 ч, 35-37, 49-51, 69, 70, 71, 75-77, 82-84 (целевое назначение - защитные леса); Куржекское участковое лесничество, кварталы NN 37 ч, 50 ч, 51, 52 ч, 60 ч, 70-73, 74 ч, 75 ч, 76 ч, 79, 92-94, 96, 97,108 ч, 109-110, 111 ч, 117 ч, 128, 129 ч, 137 ч, 138 ч, 139-143 (целевое назначение - защитные леса); Ладвозерское участковое лесничество, кварталы NN 58 ч, 88, 89 (целевое назначение - защитные леса); Верховское участковое лесничество, кварталы NN 1 ч, 2 ч, Зч, 5 ч, 6 ч, 7 ч, 11 ч, 21 ч (целевое назначение - защитные леса); Оштинское участковое лесничество (СПК "Большевик"), кварталы NN 36, 39, 41-44, 84, 87, 88, 91, 97-101, 103, 107, 111-113 (целевое назначение - защитные леса); Ковжинское участковое лесничество ООО "Восток", кварталы NN 20-22, 30-33, 39-42, 44-49, 54-55, 73, 81 ч, 84 ч, 91 ч, 92 ч, 93 ч, 96, 97, 105 ч, 124, 127, 130-132, 134 ч, 135 ч, 136 ч, 138-141(целевое назначение - защитные леса); Педажезерское участковое лесничество, кварталы NN116-118, 122-1224, 131-134 (целевое назначение - эксплуатационные леса); Лемское участковое лесничество, кварталы NN 1-9, 10 ч, 11 ч, 12 ч, 13 ч, 14 ч, 15-21, 27 ч, 28-34, 40-42 (целевое назначение - эксплуатационные леса); Оштинское участковое лесничество, кварталы NN 1-3, 22, 24, 26-28, 32-34, 37, 39-41, 49-53, 59-59, 63-64, 70-72, 78-110, 112-128, 130-156 (целевое назначение - эксплуатационные леса; Мегорское участковое лесничество, кварталы NN 84-86 (целевое назначение - эксплуатационные леса); Куржекское участковое лесничество, кварталы NN 1-12, 14-21, 23-26, 29-35, 37-42, 45-50, 52-57, 60-66, 68-69, 74-78, 80-90, 98-108, 111-127, 129-138 (целевое назначение -эксплуатационные леса); Ладвозерское участковое лесничество, кварталы NN 1-5, 8-17, 31, 39-42, 58, 67-70, 94-98, 112, 113, 115-124, 137-149, 157-166, 175-181, 190, 191-200, 208-215 (целевое назначение - эксплуатационные леса); Верховское участковое лесничество, кварталы NN 1-9, 11-35, 37-65 (целевое назначение - эксплуатационные леса); Андомское участковое лесничество, кварталы NN 2, 4 (целевое назначение - эксплуатационные леса); Вытегорское участковое лесничество (СПК "Зори"), кварталы NN 1-5, 37, 47-49, 72-76, 96-100, 102, 103, 105-117, 121, 123-127, 131-135, 139, 140, 142-144, 146-148, 152-154, 158, 170, 173, 174, 178-180, 182, 183, 185, 208, 216 (целевое назначение - эксплуатационные леса);Оштинское участковое лесничество (АО "Вытегорское"), кварталы NN 35-44, 56-60, 71, 80, 84-98 (целевое назначение - эксплуатационные леса);Оштинское участковое лесничество (к-з "Мегра"), кварталы NN 42-47, 50-52, 55-57, 64, 66-68, 71-84, 86-90, 93-96, 98-101 (целевое назначение - эксплуатационные леса);Оштинское участковое лесничество (СПК "Большевик"), кварталы NN 11-13, 18-20, 27-28, 31, 36, 37, 41-44, 48, 50-54, 58, 60-82, 87, 88, 91, 93, 97, 98, 101, 104, 107, 109, 115 (целевое назначение - эксплуатационные леса);Андомское участковое лесничество (ООО "Андома"), кварталы NN 33-39, 45, 47-50, 58-62, 66-71, 75-77, 82-85, 89-92, 95-97, 104-107, 114, 115, 121-123, 130, 134, 135, 137, 139, 140, 141, 143, 144, 146, 147, 148, 149, 150, 151, 152, 156, 159, 161, 163, 165, 167, 168, 170, 171, 177, 181, 182, 184 (целевое назначение - эксплуатационные леса); Ковжинское участковое лесничество ООО "Восток", кварталы NN 1-19, 23-29, 32-39, 42-43, 50-53, 56-58, 68 ч, 69, 74, 81 ч, 84 ч, 85, 86, 91 ч, 92 ч, 93 ч, 95, 104, 105 ч, 107-118, 121-123, 125, 126, 129, 133, 134 ч, 136 ч, 137 (целевое назначение-эксплуатационные леса).
Лесной участок передан Обществу в целях осуществления заготовки древесины в объемах, согласованных при заключении договора аренды, согласно приложению 3 к договору.
Отдельным выделам арендуемого лесного участка площадью 5448,80 га присвоен статус ОЗУ "исключенные из РГП" и "леса спецназначения".
Общество обратилось к ответчикам с требованиями о снятии статуса ОЗУ в отношении данных частей лесного участка.
Департамент и Рослесхоз отказали Обществу в удовлетворении его требования.
Данные отказы Департамента и Рослесхоза послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их не обоснованными по праву, отказал в иске.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
В силу части 2 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
В силу части 6 статьи 102 ЛК РФ отнесение лесов к защитным лесам и выделение особо защитных участков леса, установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных статьями 81-84 ЛК РФ.
Таким органом является Рослесхоз в соответствии с пунктом 5.20(3) Положения о нем, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736 (далее - Положение N 736).
В силу пункта 5.4.4 Положения N 736 Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет полномочия по принятию решений об отнесении лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 ЛК РФ), принятие решений о выделении особо защитных участков лесов, об установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов, принятие решений об отнесении лесов к эксплуатационным лесам, резервным лесам, установление и изменение границ земель, на которых располагаются эксплуатационные леса, резервные леса.
В соответствии с пунктами 21, 22 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 N 122 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции" (далее - Лесоустроительная инструкция) ОЗУ проектируются в целях сохранения защитных и иных экологических функций лесов, расположенных на таких участках, с установлением в них соответствующего режима ведения лесного хозяйства и использования лесов.
Выделение ОЗУ осуществляется на основании материалов лесоустройства, специальных обследований (таксационные описания, планшеты, планы лесонасаждений, а также другие материалы, полученные при лесоустройстве, охотоустройстве, геоботанических или иных специальных обследованиях), данных государственного лесного реестра.
Проектируемые при лесоустройстве особо защитные участки лесов выделяются в отдельные лесные кварталы или лесотаксационные выделы. На картографические материалы наносятся их границы, определяются площади, приводится количественная качественная характеристики земель и лесных насаждений. По результатам проектирования составляется ведомость проектируемых особо защитных участков лесов.
Согласно статье 68.2 ЛК РФ, по результатам проектирования эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, которое осуществляется в целях, предусмотренных статьей 12 ЛК РФ, органы государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 и 82 ЛК РФ, принимают решения об отнесении лесов к эксплуатационным лесам, защитным лесам, резервным лесам, о выделении особо защитных участков лесов, а также об установлении или изменении границ земель, на которых располагаются эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов.
Проектирование ОЗУ осуществляется в пределах лесничества на основании анализа состояния и использования лесов, перспектив их освоения, развития особо охраняемых природных территорий с учетом документов территориального планирования, с подготовкой текстового и графического описания местоположения границ земель, на которых они располагаются, включающее в себя перечень географических координат характерных точек границ таких земель или перечень координат этих точек в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Проведение указанных работ входит в содержание лесоустройства и относится к полномочиям Рослесхоза.
Из материалов дела следует, что на территории Вытегорского лесничества лесоустройство проводилось в 1994 и 1999 годах.
Лесоустройство проведено в полном объеме, в том числе выделены особо защитные участки леса в соответствии с требованиями основных положений по выделению ОЗУ, постановления Правительства Российской Федерации от 23.11.1996 N 1404 "Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах", постановления губернатора Вологодской области от 30.11.1998 N 908 "Об утверждении параметров особо защитных участков леса на территории области и режиме лесопользования в них" пункты 30 и 31 протокола первого лесоустроительного совещания) и материалы по результатам его проведения были приняты.
Поскольку согласно ЛК РФ от 29.01.1997 N 22-ФЗ параметры ОЗУ утверждались до 31.12.2004 органами государственной власти субъектов Российской Федерации по предложениям территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством, а с 01.01.2005 и до 01.01.2007 - территориальными органами управления лесным хозяйством на основании материалов лесоустройства, до момента внесения соответствующих изменений в данные ГЛР сохраняется статус ОЗУ, указанных в материалах лесоустройства, проведенного до 01.01.2007.
Данные учета лесного фонда по Вытегорскому лесничеству по состоянию на 01 января 2007 года уже содержали участки со статусом особозащитных лесных участков "исключенный из РГП" и "леса спецназначения".
Информация об ОЗУ "исключенные из РГП" и "леса спецназначения" была учтена при ведении учета лесного фонда и затем включена в ГЛР.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.11.2013 N 496 утверждены Перечень, формы и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" (далее - Перечень N 496).
Пунктами 2.1, 2.2 Перечня N 496 предусмотрено, что документами, являющимися основаниями для внесения документированной информации в ГЛР и ее изменения, являются следующие акты: о внесении документированной информации в государственный лесной реестр; об изменении документированной информации государственного лесного реестра; несоответствия данных ГЛР натурному обследованию. Основанием для внесения документированной информации в перечисленные выше акты является первичная документация по установленному перечню, в том числе решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти Российской Федерации области лесных отношений (данным органом является Рослесхоз) о выделении особо защитных участков лесов и установлении их границ, а также лесоустроительная документация.
На момент обращения о приведении данных ГЛР в соответствии с действующим законодательством отсутствовало решение о снятии с интересующих истца лесных участков статуса ОЗУ.
Доказательств, свидетельствующих о наличии установленных законом оснований для исключения испрашиваемых лесных участков из категории ОЗУ, истцом не представлено.
Поскольку законодательством Российской Федерации в области ведения ГЛР установлен конкретизированный перечень документов, которые являются основаниями для внесения изменений сведений в указанном реестре в части особо защитных участков лесов, до момента внесения соответствующих изменений в данные ГЛР продолжает сохраняться статус ОЗУ, указанных в материалах лесоустройства, проведенного до 01.01.2007.
Таким образом, оснований для удовлетворения иска у суда первой инстанции не имелось, в иске отказано правомерно.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 30 августа 2021 года по делу N А13-8259/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Онегалеспром" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.А. Холминов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-8259/2020
Истец: ЗАО "Онегалеспром"
Ответчик: Департамент лесного комплекса Вологодской области, Федеральное агентство лесного хозяйства
Третье лицо: Департамент лесного хозяйства по СЗФО