10 февраля 2022 г. |
Дело N А66-2740/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Аникиной Е.А., Савицкой И.Г.,
при участии от Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области Арсеньевой М.А. (доверенность от 10.03.2021), от общества с ограниченной ответственностью "Охотничье хозяйство "Горское" Васильевой О.Б. (доверенность от 09.07.2021), от Правительства Тверской области Травкиной О.Н. (доверенность от 09.12.2019),
рассмотрев 07.02.2022 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области и Правительства Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 22.06.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2021 по делу N А66-2740/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Охотничье хозяйство "Горское", адрес: 171721, Тверская обл., г. Весьегонск, Промышленная пл., д. 1, ОГРН 1066906032137, ИНН 6919004965 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области, адрес: 170042, г. Тверь, ул. Горького, д. 97, ОГРН 1066950063905, ИНН 6950015221 (далее - Министерство), о возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца путем заключения с ним охотхозяйственного соглашения (далее - ОХС) в отношении охотничьих угодий в рамках границ, указанных в долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира от 29.11.2006 серии О N 0000778 (далее - Лицензия), без проведения аукциона в порядке, предусмотренном статьей 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Тверской области, адрес: 170100, г. Тверь, пл. Св-го Благоверного кн. Михаила Тверского, д. 1, ОГРН 1026900587702, ИНН 6905000054 (далее - Правительство).
Решением суда первой инстанции от 22.06.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 03.09.2021, иск удовлетворен, на Министерство возложена обязанность в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу заключить с истцом ОХС по форме, предусмотренной примерной формой ОХС соглашения, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.03.2010 N 93 "Об утверждении примерной формы охотхозяйственного соглашения", в отношении охотничьих угодий в границах согласно приложению к постановлению администрации Тверской области от 30.07.2003 N 258-па "О предоставлении территории для осуществления пользования животным миром в виде охоты" (далее - Постановление N 258-па), а условия их использования определить в соответствии с действующей долгосрочной Лицензией.
В кассационной жалобе Правительство просит отменить состоявшиеся судебные акты, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на избрание Обществом ненадлежащего способа защиты права, поскольку настоящий спор подлежал рассмотрению по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Кроме того, считает, что у Общества отсутствует право на заключение ОХС без проведения аукциона, поскольку истец не является правопреемником открытого акционерного общества "Рыболовецкое хозяйство "Горское" (далее - ОАО "Рыболовецкое хозяйство "Горское"), создан как самостоятельное юридическое лицо и у него отсутствует договор о предоставлении территорий для осуществления пользования животным миром; Общество не соответствует условиям, установленным частью 3 статьи 71 Закона N 209-ФЗ, что исключает возможность заключения с ним ОХС без проведения аукциона.
В кассационной жалобе Министерство просит отменить состоявшиеся судебные акты, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований, дополнительно к доводам Правительства ссылается на то, что Общество самостоятельно не оспаривало в судах отказ Министерства в рассмотрении заявления Общества и действия Министерства, выразившиеся в отказе в заключении ОХС. В связи с чем принятое Министерством решение об отказе в заключении ОХС является действующим, решение Министерства по предыдущему заявлению Общества не отменено, а новое заявление Общества в Министерство не поступало.
В судебном заседании представители Министерства и Правительства поддержали доводы кассационных жалоб, а представитель Общества против доводов жалоб возразила.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 22.08.2003 между администрацией Тверской области (далее - Администрация) и ОАО "Рыболовецкое хозяйство "Горское" (пользователем) в соответствии с Постановлением N 258-па был заключен договор N 875 о предоставлении территории для осуществления пользования животным миром (далее - Договор), предметом которого является предоставление пользователю территории Тверской области, необходимой для осуществления пользования животным миром, расположенной в Весьегонском районе Тверской области площадью 10 000 га в границах: северо-восточная граница - от г. Весьегонск по дороге через н.п. Крешнево до н.п. Суково; южная граница - от н.п. Суково на восток по дороге Брейтово-Весьегонск до н.п. Иваново через н.п. Кишкино, Арефино, Ещево, Григорово; западная граница - от н.п. Иваново по дороге Тверь-Весьегонск через н.п. Приворот, Подлесное до г. Весьегонск, обозначенных на карте-схеме.
Согласно пункту 1.2 Договора территория предоставлена для осуществления пользования животным миром в виде охоты.
Пунктом 3.1 Договора установлен срок его действия - 49 лет.
ОАО "Рыболовецкое хозяйство "Горское" 22.08.2003 выдана долгосрочная лицензия серии XX N 5317 на пользование объектами животного мира с разрешенным видом пользования животным миром - охота. В лицензии (сроком действия по 22.08.2052) указано, что границы и площадь территории определены согласно Постановлению N 258-па и Договору.
ОАО "Рыболовецкое хозяйство "Горское" обратилось в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской области (далее - Управление) с заявлением от 21.09.2006 о переоформлении долгосрочной лицензии на правопреемника (Общество) в связи с преобразованием юридического лица - лицензиата.
На основании приказа Управления от 29.11.2006 N 935-п (далее - Приказ N 935-п) долгосрочная лицензия серии XX N 5317, выданная 22.08.2003 ОАО "Рыболовецкое хозяйство "Горское", со ссылкой на преобразование последнего переоформлена на правопреемника (Общество) на основании пунктов 14, 15 Положения о порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26.06.2000 N 569 (далее - Положение N 569).
Обществу на основании Приказа N 935-п 29.11.2006 выдана долгосрочная Лицензия на пользование объектами животного мира со сроком действия с 29.11.2006 по 22.08.2052.
В Лицензии указано, что границы и площадь территории, необходимой для осуществления пользования животным миром, установлены на основании Постановления N 258-па и Договора (заключенного с ОАО "Рыболовецкое хозяйство "Горское").
Вместе с тем дополнительное соглашение к Договору либо новый договор, устанавливающие перемену лиц в обязательстве (пользователя на Общество), стороны не заключили.
В обоснование иска Общество указывает, что по настоящее время оно исполняет все обязанности, предусмотренные как Договором, так и нормами законодательства, регулирующего правоотношения в сфере пользования животным миром в виде охоты, сдает необходимую отчетность. Общество обратилось в Министерство с заявлением о заключении ОХС в отношении охотничьих угодий в границах, указанных в Лицензии, без проведения аукциона в порядке, предусмотренном статьей 71 Закона N 209-ФЗ.
Министерство в ответе от 28.09.2020 N 13347-04 указало, что ранее от Общества поступало заявление на заключение ОХС, по которому принято отрицательное решение в связи с неполнотой представленных документов.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, а также на то, что решение о выдаче Обществу Лицензии в установленном порядке не оспорено, Лицензия недействительной не признана, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил, придя к выводу, что поскольку договор о предоставлении в пользование территорий, необходимый для осуществления пользования животным миром, с Обществом не заключен, Общество, как владелец долгосрочной Лицензии на пользование объектами животного мира, вправе требовать заключения с ним ОХС для осуществления пользования животным миром.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно пункту 1 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
В силу пункта 4 статьи 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с данным Кодексом или иными правовыми актами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Согласно Федеральному закону от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" в редакции, действовавшей до 01.04.2010, юридические лица могли получить право пользования животным миром, включая такой вид пользования, как охота, на основании долгосрочной лицензии - специального разрешения на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира. При этом неотъемлемым элементом выдачи долгосрочной лицензии являлось заключение договора, которым заинтересованному лицу предоставлялась территория (акватория), необходимая для осуществления пользования животным миром (статьи 1, 33-38).
Пункт 9 Положения N 569 (действовавшего в 2006 году на момент выдачи Обществу Лицензии) также обуславливал выдачу долгосрочной лицензии на пользование охотничьими животными наличием решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о заключении договора о предоставлении соискателю лицензии территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования охотничьими животными.
В рассматриваемом случае судами установлено, что Общество с 2006 года осуществляет пользование объектами животного мира на основании Приказа N 935-п и Лицензии в границах территории, установленных Постановлением N 258-па.
Согласно части 1 статьи 27 Закона N 209-ФЗ в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями заключаются ОХС на срок от двадцати до сорока девяти лет.
В силу части 3 статьи 27 Закона N 209-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключает ОХС с победителем аукциона на право заключения такого соглашения или с иным лицом в соответствии с частями 27 и 31 статьи 28 настоящего Федерального закона.
Согласно части 21 статьи 28 Закона N 209-ФЗ победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наиболее высокую цену за право заключить ОХС.
Вместе с тем право владельцев долгосрочных лицензий на пользование животным миром, полученных до вступления в силу Закона N 209-ФЗ (01.04.2010), на заключение ОХС без проведения аукциона предусмотрено частью 3 статьи 71 Закона N 209-ФЗ.
Именно на такое право претендует Общество, заявляя настоящий иск.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Закона N 209-ФЗ право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В части 3 статьи 71 Закона N 209-ФЗ указано, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Закона, при исполнении ими условий таких лицензий вправе заключить ОХС в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения ОХС на срок сорок девять лет.
Согласно части 4 статьи 71 Закона N 209-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить ОХС с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в течение трех месяцев с даты обращения данных лиц в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу указанного часть 3 статьи 71 Закона N 209-ФЗ в качестве условия реализации права называет наличие не только долгосрочной лицензии, но и договора о предоставлении в пользование территорий или акваторий, которого у Общества нет. Дополнительное соглашение к Договору либо новый договор, устанавливающие перемену лиц в обязательстве (пользователя на Общество), отсутствуют. Ввиду отсутствия договора о предоставлении Обществу территорий для осуществления пользования животным миром не выполняется условие, установленное частью 3 статьи 71 Закона N 209-ФЗ.
Ссылки же в Лицензии на Договор и Постановление N 258-па, соответственно, заключенный и принятое в отношении другого юридического лица - ОАО "Рыболовецкое хозяйство "Горское", наличие указанного юридически значимого обстоятельства не подтверждают в силу следующего.
Министерство и Правительство, возражая требованиям истца и заявляя об отсутствии у него права на заключение ОХС без проведения аукциона, настаивали на том, что Общество не является правопреемником ОАО "Рыболовецкое хозяйство "Горское" и создано как самостоятельное юридическое лицо.
В перечисленных выше заявлении ОАО "Рыболовецкое хозяйство "Горское" о переоформлении лицензии, Приказе Управления N 935-п о выдаче Обществу Лицензии причиной значится преобразование ОАО "Рыболовецкое хозяйство "Горское", а Общество указано правопреемником.
В Приказе N 935-п о переоформлении лицензии и выдаче Обществу Лицензии указано на пункты 14, 15 Положения N 569.
Согласно пункту 14 Положения N 569 в случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или места его нахождения, утраты лицензии лицензиат или его правопреемник подает заявление в лицензирующий орган о переоформлении лицензии с приложением соответствующих документов, подтверждающих указанные сведения.
Согласно пункту 15 Положения N 569 при переоформлении лицензии лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий.
В силу статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Преобразование, наравне со слиянием, присоединением, разделением, выделением, относится к формам реорганизации юридического лица (статья 57 ГК РФ).
Между тем такого преобразования в понимании части 5 статьи 58, статьи 68 ГК РФ, части 2 статьи 15, статьи 20 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" из ОАО "Рыболовецкое хозяйство "Горское" в Общество не имелось, что подтвердил представитель истца.
Согласно материалам дела, сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, регистрационным делам, истребованным судом первой инстанции из регистрирующего (налогового) органа, Общество зарегистрировано как вновь созданное юридическое лицо 09.08.2006, ОАО "Рыболовецкое хозяйство "Горское" имеет действующего правопреемника - общество с ограниченной ответственностью "Рыболовецкое хозяйство "Горское".
Представитель Общества подтвердил, что преобразования из ОАО "Рыболовецкое хозяйство "Горское" в Общество не имелось, универсального правопреемства между ними нет.
Наличие у Общества одной Лицензии, не отозванной и не признанной недействительной (на чем акцентировали особое внимание нижестоящие суды), как и фактическое пользование им объектами животного мира, отсутствие сведений о том, что на основании Договора пользование объектами животного мира осуществляет иное, нежели Общество, лицо, - вопреки позиции судов двух инстанций при имеющихся обстоятельствах дела, а именно при отсутствии договора о предоставлении Обществу территорий для осуществления пользования животным миром, отсутствии факта правопреемства (преобразования юридического лица) как основания выдачи Обществу Лицензии, - не может подтверждать его право, предусмотренное частью 3 статьи 71 Закона N 209-ФЗ на особый (льготный) порядок заключения ОХС.
Указанное неспособно изменить императивно установленный порядок и основания предоставления охотничьих ресурсов в пользование, не формирует иных, не предусмотренных законом способов защиты нарушенных прав и не предоставляют преимуществ в пользовании охотничьими ресурсами.
Игнорирование же с правовой точки зрения судами данных обстоятельств фактически приводит к защите Общества в противоречие со смыслом, основанием и целями регулирования части 3 статьи 71 Закона N 209-ФЗ, в том числе в истолковании, данном Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 25.06.2015 N 17-П, чем ставит Общество в незаконное, неравное положение с иными участниками правоотношений.
Следует также отметить, что суд первой инстанции, обязывая к заключению ОХС в отношении охотничьих угодий в границах согласно приложению к Постановлению N 258-па, в мотивировочной части своего решения указал на возможности актуализации сведений о границах и площадей участков, что, как пояснено сторонами, связано с произошедшим фактическим изменением границ участка (угодий) и в любом случае негативно влияет на оценку исполнимости судебного акта и эффективности разрешения спора.
Сам по себе избранный истцом способ защиты права не противоречит закону (статья 12 ГК РФ), что не устраняет оценку судом правомерности оснований заявленных требований.
Таким образом, выводы судов основаны на неправильном применении норм материального права к обстоятельствам настоящего дела, что повлияло на исход дела. Принимая во внимание изложенное, обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции являются ошибочными и подлежат отмене. Поскольку дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и повторной оценки доказательств по делу не требуется, суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт - об отказе в заявленных требованиях.
В порядке статьи 283 АПК РФ следует отменить приостановление исполнения обжалованных судебных актов, произведенное определением суда кассационной инстанции от 12.11.2021.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 22.06.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2021 по делу N А66-2740/2021 отменить.
В удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью "Охотничье хозяйство "Горское" отказать.
Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда Тверской области от 22.06.2021 и постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2021 по делу N А66-2740/2021, произведенное определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.11.2021.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Наличие у Общества одной Лицензии, не отозванной и не признанной недействительной (на чем акцентировали особое внимание нижестоящие суды), как и фактическое пользование им объектами животного мира, отсутствие сведений о том, что на основании Договора пользование объектами животного мира осуществляет иное, нежели Общество, лицо, - вопреки позиции судов двух инстанций при имеющихся обстоятельствах дела, а именно при отсутствии договора о предоставлении Обществу территорий для осуществления пользования животным миром, отсутствии факта правопреемства (преобразования юридического лица) как основания выдачи Обществу Лицензии, - не может подтверждать его право, предусмотренное частью 3 статьи 71 Закона N 209-ФЗ на особый (льготный) порядок заключения ОХС.
...
Игнорирование же с правовой точки зрения судами данных обстоятельств фактически приводит к защите Общества в противоречие со смыслом, основанием и целями регулирования части 3 статьи 71 Закона N 209-ФЗ, в том числе в истолковании, данном Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 25.06.2015 N 17-П, чем ставит Общество в незаконное, неравное положение с иными участниками правоотношений.
...
Сам по себе избранный истцом способ защиты права не противоречит закону (статья 12 ГК РФ), что не устраняет оценку судом правомерности оснований заявленных требований."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 февраля 2022 г. N Ф07-16702/21 по делу N А66-2740/2021