07 апреля 2022 г. |
Дело N А56-60461/2021 |
Судья Арбитражного суда Северо-Западного округа Константинов П.Ю.,
рассмотрев 07.04.2022 без вызова сторон кассационную жалобу администрации муниципального образования Гатчинский муниципальный район Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.09.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2021 по делу N А56-60461/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТЛК", адрес: 295000, Республика Крым, город Симферополь, улица Некрасова, дом 16, офис 25, ОГРН 1209100009315, ИНН 9102265813 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с администрации муниципального образования Гатчинский муниципальный район Ленинградской области, адрес: 188300, Ленинградская область, Гатчинский район, город Гатчина, улица Карла Маркса, дом 44, ОГРН 1054701273351, ИНН 4705030989 (далее - Администрация), 475 000 руб. задолженности по муниципальному контракту от 05.04.2021 N 44/21, а также просило взыскать 12 500 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда первой инстанции от 24.09.2021 (принятым в виде резолютивной части 06.09.2021), оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.12.2021, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит решение и постановление отменить; принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению подателя жалобы, правовые основания для взыскания спорной суммы задолженности отсутствуют, поскольку факт выполнения спорных работ истцом не доказан; подрядчиком нарушен порядок организации приема выполненных работ, установленный контрактом.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит жалобу отклонить.
Согласно части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии кассационной жалобы к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Администрацией (заказчиком) и Обществом (подрядчиком) был заключен муниципальный контракт от 05.04.2021 N 44/21 на выполнение работ по сносу зданий (жилых домов) по адресу: Ленинградская область, город Гатчина, улица Сойту, дом 47; улица Гречишкина, дом 13.
Пунктом 2.3 контракта установлен срок выполнения работ - в течение 30 календарных дней с момента заключения контракта, следовательно, срок окончания работ - 05.05.2021.
Стоимость работ по контракту составила 475 000 руб. (пункт 3.1).
Письмом от 10.05.2021 N 5621 Общество уведомило Администрацию о завершении работ и необходимости организовать приемку работ.
Акты по форме КС-2, КС-3 направлены заказчику с сопроводительным письмом от 08.06.2021 N 6821.
Акты об устранении выявленных замечаний направлены заказчику письмом от 25.06.2021 N 7321 с приложением фотофиксации и договора на транспортировку и утилизацию отходов.
Общество ссылается на то, что Администрация от подписания актов уклонилась, выполненные работы не оплатила.
Администрация ссылается на то, что Общество не устранило выявленные недостатки работ, представило не все требуемые документы в соответствии с Техническим заданием к контракту.
Поскольку требования претензии оставлены Администрацией без удовлетворения, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили исковые требования в полном объеме.
Между тем судами не учтено следующее.
В силу положений части 4 статьи 227 АПК РФ (в редакции закона, действовавшего на момент рассмотрения настоящего дела) не подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства дела, связанные с обращением взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В рамках настоящего дела Обществом заявлено требование о взыскании с Администрации, как органа местного самоуправления, задолженности за выполненные работы по муниципальному контракту от 05.04.2021 N 44/21.
Спорный контракт заключен в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки (пункт 6 статьи 3 Федерального закона N 44-ФЗ).
Данный спор связан с обращением взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, поскольку взыскание на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений обращается по правилам статьи 242.5 главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Правила статьи 161 БК РФ, регламентирующие правовое положение казенных учреждений, согласно пункту 11 указанной статьи распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, поэтому исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов также осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 БК РФ (пункт 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации").
Согласно правовой позиции, содержащейся в ответе на вопрос 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1(2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020, требования о взыскании денежных средств по договорным обязательствам казенных учреждений не подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства в силу части 4 статьи 227 АПК РФ.
В настоящем деле Общество заявило требование о взыскании с Администрации задолженности на основании муниципального контракта; спор связан с обращением взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Рассмотрев заявленные исковые требования в порядке упрощенного производства, суд первой инстанции не учел положения части 4 статьи 227 АПК РФ в редакции Федерального закона N 451-ФЗ, действующей на момент подачи искового заявления и разрешения судом вопроса о его принятии к производству.
Суд апелляционной инстанции не устранил допущенное судом первой инстанции нарушение норм процессуального права и не рассмотрел вопрос о переходе к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в соответствии с частью 6.1 статьи 268 АПК РФ.
Рассмотрение в порядке упрощенного производства дела, не подлежащего рассмотрению в таком порядке, привело к тому, что дело рассмотрено в отсутствие сторон, не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, без проведения такого судебного заседания и его протоколирования, а апелляционная жалоба на решение в суде апелляционной инстанции рассмотрена судьей единолично (как это предусмотрено для дел, подлежащих рассмотрению в порядке упрощенного производства), что в силу части 4 статьи 288 АПК РФ является безусловным основанием для отмены судебных актов.
С учетом изложенного принятые по настоящему делу судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению в суд первой инстанции для рассмотрения спора по общим правилам искового производства.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.09.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2021 по делу N А56-60461/2021 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по общим правилам искового производства.
Судья |
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правила статьи 161 БК РФ, регламентирующие правовое положение казенных учреждений, согласно пункту 11 указанной статьи распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, поэтому исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов также осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 БК РФ (пункт 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации").
Согласно правовой позиции, содержащейся в ответе на вопрос 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1(2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020, требования о взыскании денежных средств по договорным обязательствам казенных учреждений не подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства в силу части 4 статьи 227 АПК РФ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 апреля 2022 г. N Ф07-2750/22 по делу N А56-60461/2021
Хронология рассмотрения дела:
03.02.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-40842/2022
12.01.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-37922/2022
17.05.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-60461/2021
07.04.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2750/2022
08.12.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-33552/2021
24.09.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-60461/2021