03 ноября 2022 г. |
Дело N А56-14267/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Власовой М.Г.,
рассмотрев 03.11.2022 кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строймонтаж" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.05.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2022 по делу N А56-14267/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Международная группа компаний "Континент Лоджистикс СФД", адрес: 644073, г. Омск, ул. 10-я Любинская, д. 8, пом. 1-6, ОГРН 1125543047794, ИНН 5507233146 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Строймонтаж", адрес: 191040, Санкт-Петербург, пр. Лиговский, д. 74, пом. 15Н, ч. 47, оф. 204, ОГРН 1167847219814, ИНН 7810441158 (далее - Компания), о взыскании 40 000 штрафа.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда первой инстанции от 13.04.2022, принятым в виде резолютивной части, исковые требования удовлетворены. Мотивированное решение изготовлено судом первой инстанции 04.05.2022.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 19.07.2022 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Компания, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить обжалуемые судебные акты.
В отзыве на кассационную жалобу Общество указывает на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Согласно части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии кассационной жалобы к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами, 08.06.2021 на железнодорожную станцию Киренга Восточно-Сибирской железной дороги в адрес Компании (грузополучатель) прибыл вагон N 63580146 с грузом изделия пластмасс, согласно договору перевозки ЭЯ622316. Вагон принадлежит Обществу на праве аренды.
Согласно сведениям из АС ЭТРАН ОАО "РЖД" вагон N 63580146 подан под выгрузку 08.07.2021 в 18 ч 05 мин. - грузовые операции завершены 18.07.2021 в 12 ч 07 мин. Согласно ведомости подачи и уборки вагона N 75123 и памятке приемосдатчика ГУ-45ВЦ N 718 подан под погрузку 17.07.2021.
Поскольку вышеуказанные документы имеют противоречия, владельцем вагона был направлен запрос ОАО "РЖД" о фактическом времени подачи вагона на путь необщего пользования ООО "СтройМонтаж" и о причинах простоя вагона на станции.
Согласно ответам перевозчика в период с 08.07.2021 по 17.07.2021 спорный вагон простаивал на путях общего пользования станции Киренга Восточно-Сибирской железной дороги по причинам, зависящим от грузополучателя ввиду занятости фронта выгрузки ранее поданными вагонами, в связи с чем составлены акты общей формы от 08.07.2021 N 1/5228, от 17.07.2021 N 1/5450 и зафиксирован простой вагона с момента его прибытия на станцию до момента фактической подачи на путь необщего пользования, который составил 236 часов.
Общество, ссылаясь на статью 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10.01.2003 N 17-ФЗ, направило в адрес Компании претензию от 14.09.2021 N 104/МГК, с требованием оплаты штрафа, предусмотренного частью 6 статьи 62 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), за задержку принадлежащего ему вагона под выгрузкой, оставленную без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в суд с иском.
Суды удовлетворили иск.
Изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Предметом рассматриваемого спора является взыскание оператором подвижного состава штрафа с грузополучателя за задержку вагонов под выгрузкой на путях необщего пользования на основании статьи 100 Устава.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь частью 6 статьи 62, частью 2 статьи 99, статьей 100 Устава, исходя из установленного факта простоя вагонов истца по вине ответчика свыше 36 часов с момента подачи вагона под выгрузку, признали иск обоснованным и удовлетворили заявленные требования в полном объеме.
При этом, отклоняя довод Компании об отсутствии у Общества права на взыскание штрафа, суды отметили, что истец является оператором подвижного состава, и его права при использовании принадлежащих ему вагонов не должны отличаться от прав перевозчика, что соответствует положению пункта 14 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017 (далее - Обзор судебной практики).
Между тем судами не учтено следующее.
В силу положений статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
Применение ответственности, предусмотренной статьями 62, 99 Устава, возможно в случае нарушения прав истца в рамках обязательственных правоотношений.
Согласно части 6 статьи 62 Устава за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 названного Устава.
В силу части 2 статьи 99 Устава размер такого штрафа составляет десятикратный размер штрафов, установленных статьями 100 и 101 указанного Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.
Понятие оператора железнодорожного подвижного состава приведено в статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и абзаце тридцатом статьи 2 Устава.
Согласно указанным нормам оператор подвижного состава - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие подвижной состав, контейнеры на праве собственности или ином праве и оказывающие юридическим или физическим лицам услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава, контейнеров для перевозок железнодорожным транспортом.
В пунктах 4, 6, 7 Положения об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.07.2013 N 626, предусмотрено, что операторы железнодорожного подвижного состава участвуют в осуществлении перевозочного процесса с использованием принадлежащих им на праве собственности или ином праве железнодорожных вагонов и контейнеров и осуществляют взаимодействие с перевозчиками и иными физическими и юридическими лицами на основании соответствующих договоров. Операторы оказывают услуги по предоставлению железнодорожных вагонов и контейнеров оператора юридическим и физическим лицам (клиентам) для перевозки грузов железнодорожным транспортом любыми видами отправок. Взаимодействие оператора и клиентов при предоставлении железнодорожных вагонов и контейнеров оператора осуществляется на основании заключаемого между ними договора. Взаимодействие оператора с перевозчиками при осуществлении перевозочного процесса с использованием железнодорожных вагонов и контейнеров оператора регламентируется заключаемыми между ними договорами, которые могут предусматривать технические, экономические и информационные условия их взаимодействия.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 14 Обзора судебной практики, оператор подвижного состава имеет право на взыскание штрафа, предусмотренного Уставом, при наличии обязательственных правоотношений с участниками договора перевозки.
Из правового анализа вышеприведенных норм, правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации и применительно к заявленным исковым требованиям следует, что взыскание оператором подвижного состава штрафа за сверхнормативный простой железнодорожных вагонов осуществляется при наличии заключенных им договора на подачу и уборку вагонов либо договора аренды подвижного состава или договора на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования.
Учитывая изложенное, на истце лежит обязанность по доказыванию обстоятельств, связанных с наличием обязательственных правоотношений между ним и ответчиком (договор перевозки, договоры на транспортно-экспедиционное обслуживание).
При рассмотрении настоящего спора и удовлетворении требований о привлечении к ответственности грузополучателя суды первой и апелляционной инстанций ограничились лишь выяснением вопроса о статусе истца и не включили в предмет судебного исследования вопросы, связанные с наличием между сторонами (истцом и ответчиком) обязательственных правоотношений и ненадлежащим исполнением ответчиком своих обязательств.
Без надлежащего исследования судами данных обстоятельств не представляется возможным проверить обоснованность выводов первой и апелляционной инстанций.
Поскольку выводы судов обеих инстанций основаны на неполном исследовании обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288 АПК РФ считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть вышеизложенное, в зависимости от установленного принять законное и обоснованное решение, распределив судебные расходы, в том числе по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.05.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2022 по делу N А56-14267/2022 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Судья |
М.Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пунктах 4, 6, 7 Положения об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.07.2013 N 626, предусмотрено, что операторы железнодорожного подвижного состава участвуют в осуществлении перевозочного процесса с использованием принадлежащих им на праве собственности или ином праве железнодорожных вагонов и контейнеров и осуществляют взаимодействие с перевозчиками и иными физическими и юридическими лицами на основании соответствующих договоров. Операторы оказывают услуги по предоставлению железнодорожных вагонов и контейнеров оператора юридическим и физическим лицам (клиентам) для перевозки грузов железнодорожным транспортом любыми видами отправок. Взаимодействие оператора и клиентов при предоставлении железнодорожных вагонов и контейнеров оператора осуществляется на основании заключаемого между ними договора. Взаимодействие оператора с перевозчиками при осуществлении перевозочного процесса с использованием железнодорожных вагонов и контейнеров оператора регламентируется заключаемыми между ними договорами, которые могут предусматривать технические, экономические и информационные условия их взаимодействия.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 14 Обзора судебной практики, оператор подвижного состава имеет право на взыскание штрафа, предусмотренного Уставом, при наличии обязательственных правоотношений с участниками договора перевозки."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 ноября 2022 г. N Ф07-16674/22 по делу N А56-14267/2022
Хронология рассмотрения дела:
09.02.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-360/2023
07.12.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-32764/2022
03.11.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16674/2022
19.07.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-15062/2022
04.05.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-14267/2022