20 февраля 2023 г. |
Дело N А13-16563/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Баженовой Ю.С. и Рудницкого Г.М.,
при участии от Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу Семёнова В.А. (доверенность от 19.12.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жуковец" на решение Арбитражного Вологодской области от 24.08.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2022 по делу N А13-16563/2018,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жуковец", адрес: 162826, Вологодская обл., Устюженский р-н, д. Славынево, ОГРН 1023501689530, ИНН 3520000796 (далее - общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области, адрес: Вологодская обл., г. Вологда, Пушкинская ул., д. 25, ОГРН 1103525003900, ИНН 3525237735 (далее - ТУ Росимущества), Департаменту лесного комплекса Вологодской области, адрес: 160000, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Герцена, д. 27, ОГРН 1053500056136, ИНН 3525151968, об установлении границ земельного участка с кадастровым номером 35:19:0000000:118 и о возложении обязанности внести изменения в государственный лесной реестр (с учетом уточнения требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, администрация Устюженского муниципального района, Комитет по управлению имуществом Устюженского муниципального района, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области, кадастровый инженер ассоциации саморегулируемой организации "Объединение профессионалов кадастровой деятельности" Караулов Дмитрий Николаевич, Министерство лесного хозяйства Тверской области, общество с ограниченной ответственностью "Лагуна", Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу.
Решением суда от 07.03.2019 в иске отказано.
Постановлением апелляционного суда от 05.08.2019 решение от 07.03.2019 отменено, установлены границы земельного участка общей площадью 324 770 000 кв. м с кадастровым номером 35:19:0000000:118, категория земель сельскохозяйственного назначения, местоположение: Вологодская обл., Устюженский р-н, в координатах характерных точек границ согласно межевому плану от 17.09.2018, подготовленному кадастровым инженером Карауловым Д. Н.
Департамент лесного комплекса Вологодской области обязан внести изменения в государственный лесной реестр путем исключения из состава земель лесного фонда сведений о земельном участке площадью 2 501 га, учтенном в государственном лесном реестре как кварталы 1-13 Устюженского лесничества - Южное участковое лесничество колхоз "Жуковец", номер учетной записи 507-2008-12.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.11.2019 решение от 07.03.2019 и постановление от 05.08.2019 отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Вологодской области.
Решением суда от 14.05.2021 в иске отказано. Постановлением апелляционного суда от 06.07.2021 решение от 14.05.2021 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.10.2021 решение от 14.05.2021 и постановление от 06.07.2021 отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Вологодской области.
При новом рассмотрении дела к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области и Правительство Тверской области.
Решением суда от 24.08.2022 установлена граница земельного участка с кадастровым номером 35190000000118, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, местоположение: Вологодская обл., Устюженский р-н, в соответствии с каталогом координат границ земельного участка с кадастровым номером 35190000000118, исключающим пересечение с границами земель лесного фонда Устюженского лесничества Вологодской области, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), составленным специалистом филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Севлеспроект" Афанасьевым А.В., в удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением апелляционного суда от 23.11.2022 решение от 24.08.2022 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт либо направить дело на новое рассмотрение в ином составе суда.
По мнению подателя жалобы, пи новом рассмотрении дела суд первой инстанции пренебрег указаниям суда округа и на основании противоречивости выводов экспертов несправедливо отверг выводы эксперта ООО "Агрогеосервис" Бражниковой Ю.А.
Податель жалобы считает, что суд первой инстанции самостоятельно изменил исковые требования при принятии обжалуемого решения.
Податель жалобы ссылается на то, что судами обеих инстанций не приняты во внимание предшествующие судебные акты по другим делам, имеющие преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора.
В отзывах на кассационную жалобу Департамент лесного комплекса Вологодской области и Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу просят решение и постановление оставить без изменения, соглашаясь с изложенными в них выводами.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Другие участвующие в деле лица о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем, жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Как следует из ЕГРН, право собственности истца на земельный участок с кадастровым номером 35:19:0000000:118 зарегистрировано в ЕГРН и не признано недействительным.
Земельный участок истца с кадастровым номером 35:19:0000000:118 является ранее учтенным, поставлен на кадастровый учет 22.03.2004, сведения в государственный кадастр недвижимости в отношении этого земельного участка внесены 29.09.2005.
Согласно материалам дела границы земельного участка с кадастровым номером 35:19:0000000:118 не установлены, сведения о границах указанного участка исключены из кадастра недвижимости 22.06.2015 на основании решения Устюженского районного суда от 09.09.2015 по делу N 2-146/2015.
Лесной участок с кадастровым номером 35:19:0000000:196 поставлен на кадастровый учет и о нем внесены сведения в ЕГРН 01.12.2010.
На основании заключенного с обществом договора от 12.04.2018 кадастровым инженером Карауловым Д. Н. выполнены кадастровые работы по уточнению местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 35:19:0000000:118, категории земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - "для сельскохозяйственного производства", расположенного по адресу: Вологодская обл., Устюженский р-н.
Из заключения кадастрового инженера следует, что границы и площадь земельного участка с кадастровым номером 35:19:0000000:118 установлены в соответствии с фактическим местоположением земельного участка и землеустроительной документацией, содержащейся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства (землеустроительное дело по определению состава земель муниципального образования Сошневское Устюженского муниципального района Вологодской области, утвержденное Правительством Вологодской области, 2007 года). Уточненная площадь данного земельного участка соответствует фактически используемой площади (32 470 000 кв. м).
В связи с тем, что границы земельного участка с кадастровым номером 35:19:0000000:118 являются смежными с границами лесного фонда, кадастровый инженер обратился за согласованием границ в ТУ Росимущества.
ТУ Росимущества письмом от 22.08.2018 отказало в согласовании границ, сославшись на возражения департамента, изложенные в письме от 11.07.2018, согласно которым по сведениям государственного лесного реестра, представленным картографическим материалам, заключению филиала ФГБУ "Севлеспроект" уточняемый земельный участок с кадастровым номером 35:19:0000000:118 входит в состав земель лесного фонда - Устюженское лесничество, Южное участковое лесничество, колхоз "Жуковец", кварталы 1-13.
В связи с отказом ТУ Росимущества в согласовании границ земельного участка общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском об установлении границ земельного участка с кадастровым номером 35:19:0000000:118 по поворотным точкам в соответствии с межевым планом от 17.09.2018, подготовленным кадастровым инженером Карауловым Д. Н., считая, что отказ ТУ Росимущества в согласовании границ участка незаконен, так как границы данного участок не пересекаются с границами лесного участка.
При повторном новом рассмотрении дела суд первой инстанции дал оценку собранным по делу доказательствам, в том числе заключениям экспертов и заключению специалиста и установил границы земельного участка общества в соответствии с каталогом координат границ земельного участка, исключающим пересечение с границами земель лесного фонда Устюжинского лесничества Вологодской области, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, составленным специалистом филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Севлеспроект" Афанасьевым А.В.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю, является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон о кадастровой деятельности) здесь и далее в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН.
Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе (пункт 2 указанной статьи).
Согласно пункту 3 этой же статьи согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками, в том числе на праве собственности.
Согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ с установлением границ земельных участков на местности или без установления границ земельных участков на местности. Заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. В этом случае такое согласование осуществляется с установлением соответствующих границ на местности, за исключением предусмотренных частью 6 настоящей статьи случаев (пункт 5 данной статьи).
Согласно статье 40 Закон о кадастровой деятельности результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Пунктом 4 данной статьи предусмотрено: если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
В соответствии с пунктом 5 указанной статьи споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
Требование об установлении границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ.
Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам поворотных точек (либо иным способом, предусмотренным законодательством). На основании судебного акта установленная граница вносится в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время - ЕГРН).
Такой правовой подход согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 4275/11, в соответствии с которой резолютивная часть решения суда по любому делу, связанному с образованием и/или изменением границ земельных участков, должна содержать их уникальные характеристики, подлежащие внесению в кадастр недвижимости: площадь и текстовое описание местоположения границ земельных участков, вновь образуемых в результате раздела (выдела), а также указание на соответствующий межевой план как неотъемлемую часть решения.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов.
Разработанная в отношении лесного участка лесоустроительная документация, информация из государственного лесного реестра (далее - ГЛР) в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, подтверждают отнесение лесного участка к землям лесного фонда.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон).
Согласно части 1 статьи 4.2 Вводного закона лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в ГЛР до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Частью 6 статьи 4.6 Вводного закона предусмотрено, что сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН; границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков, а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом; договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2014 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в этом реестре, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи. Правила этой части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
Положения закона, устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости или осуществляется деятельность, не связанная с использованием лесов, полагавшихся на сведения ЕГРН (ранее - ЕГРП).
Судам при рассмотрении вопроса о применении части 3 статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в редакции Федерального закона N 280-ФЗ необходимо руководствоваться не только сведениями, содержащимися в ЕГРН относительно категории земельного участка, право частной собственности на который возникло до 01.01.2016, но и исследовать вопросы, касающиеся возникновения, формирования и фактического использования такого земельного участка, наличия либо отсутствия в границах этого участка лесных насаждений, а также законности возникновения прав на данный участок и добросовестности приобретателя.
Суды, проанализировав установленные фактические обстоятельства дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с положениями статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установили границы принадлежащего обществу земельного участка в координатах характерных точек, исключающим пересечение с границами земель лесного фонда.
При этом суды учли, что земли в границах лесного участка фактически заняты многолетними лесными насаждениями, участок используется для ведения лесного хозяйства, заготовки древесины, что подтверждается договорами безвозмездного пользовании и договорами аренды лесного участка, договорами купли-продажи лесных насаждений, протоколами лесонарушений, актами по проведению патрулирований.
Суды обоснованно исходили из того, что доказательств использования данной части участка для ведения сельскохозяйственной деятельности в деле не имеется, равно как и нет доказательств нахождения на ней каких-либо принадлежащих обществу объектов недвижимости.
Спорные участки образованы из лесных участков, предоставленных в соответствии с ранее действовавшим лесным законодательством в пользование колхоза в 1961.
Исходя из Положения о колхозных лесах, утверждённого Постановлением Совета Министров СССР от 04.03.1968 N 144, Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 года, Лесного кодекса РСФСР 1978 года, Основ лесного законодательства Российской Федерации 1993 года, Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, колхозные леса, которыми признавались леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам и совхозам в бессрочное пользование, являются частью лестного фонда, который относится исключительно к государственной собственности. В ходе проведения землеустройства земельные участки под лесами, переданные колхозам, учитывались в земельно-учетных документах как лесные площади, отдельно от сельскохозяйственных угодий. После реорганизации колхозов колхозные леса остались в государственной собственности.
Суды исследовали обстоятельства, связанные с основанием возникновения права собственности общества на земельный участок, обстоятельства фактического владения, правильно применили приведённые нормы права и на основании фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств разрешили спор об установлении границ земельного участка ответчика, исключив их пересечение с границами лесного участка.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает установленных статьёй 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 24.08.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2022 по делу N А13-16563/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жуковец" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из Положения о колхозных лесах, утверждённого Постановлением Совета Министров СССР от 04.03.1968 N 144, Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 года, Лесного кодекса РСФСР 1978 года, Основ лесного законодательства Российской Федерации 1993 года, Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, колхозные леса, которыми признавались леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам и совхозам в бессрочное пользование, являются частью лестного фонда, который относится исключительно к государственной собственности. В ходе проведения землеустройства земельные участки под лесами, переданные колхозам, учитывались в земельно-учетных документах как лесные площади, отдельно от сельскохозяйственных угодий. После реорганизации колхозов колхозные леса остались в государственной собственности.
...
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2022 по делу N А13-16563/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жуковец" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 февраля 2023 г. N Ф07-22392/22 по делу N А13-16563/2018
Хронология рассмотрения дела:
07.06.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3361/2023
20.02.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-22392/2022
23.11.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8446/2022
24.08.2022 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-16563/18
21.03.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-403/2022
21.03.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-554/2022
19.10.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-12463/2021
06.07.2021 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5354/2021
14.05.2021 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-16563/18
22.11.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-13839/19
05.08.2019 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3194/19
07.03.2019 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-16563/18