18 апреля 2023 г. |
Дело N А56-77737/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в лице судьи Александровой Е.Н., рассмотрев 18.04.2023 кассационную жалобу Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.10.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2023 по делу N А56-77737/2022,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, адрес: 194214, Санкт-Петербург, пр.Энгельса, д. 73, лит. А, ОГРН 1027801558223, ИНН 7802114044 (далее - Фонд), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству, адрес: 199155, Санкт-Петербург, ул. Одоевского, д. 24, к. 2 лит. А, ОГРН 1077847413357, ИНН 7841362227 (далее - Управление), финансовых санкций за несвоевременное предоставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, по форме СЗВ-М за август, сентябрь, октябрь 2016 года, октябрь, декабрь 2020 года, январь 2021 года, по форме СЗВ-Стаж за 2020 год, в общей сумме 5500 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.10.2022, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2023, требования удовлетворены, также с Управления в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 2000 руб.
Управление, не согласившись с выводами судов, обратилось с кассационной жалобой на принятые по делу судебные акты.
В кассационной жалобе Управление ссылается на несоответствие выводов судов двух инстанций фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права, в связи с чем просит отменить решение суда первой инстанции от 20.10.2022 и постановление апелляционного суда от 09.01.2023, принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, вопреки выводам судов, Фонд пропустил установленный срок на обращение в суд с заявлением о взыскании 3000 руб. финансовых санкций на основании решений от 24.04.2019 N 202S19190028960, 202S19190028962, 202S19190028963. Суды также не учли, что Управление самостоятельно выявило факт непредставления в установленные сроки сведения СЗВ-Стаж за октябрь и декабрь 2020 года в отношении одного застрахованного лица и за январь 2021 года на двух застрахованных лиц, а также по форме СЭВ-Стаж в отношении одного застрахованного лица, и до их обнаружения Фондом самостоятельно устранило допущенные нарушения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьями 286 и 288.2 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Фонд провел проверку правильности заполнения, полноты и своевременности представления Управлением сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-Ф), установил нарушение порядка представления сведений по форме СЗВ-М за август, сентябрь, октябрь 2016 года в виде представления сведений на более чем 25 застрахованных лиц в личном порядке, а также установил нарушение срока представления индивидуальных сведений: так, сведения по форме СЗВ-М за октябрь 2020 представлены только 22.06.2021, за декабрь 2020 - 22.07.2021, за январь 2021 - 24.07.2021; по форме СЗВ-Стаж за 2020 - 22.06.2021.
По результатам проверки Фонд составил акты от 18.03.2019 N 202S18190019425, 202S18190019426, 202S18190019434, от 01.09.2021 N 202S18210044577, 202S18210044601 о выявлении правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решениями от 24.04.2019 N 202S19190028960, 202S19190028962, 202S19190028963, от 30.09.2021 N 202S19210053556, 202S19210053558 Фонд привлек страхователя к ответственности в виде финансовых санкций и направил в адрес Управления требования от 06.06.2019 N 202S01190049013, 202S01190049014, 202S01190049015, от 22.10.2021 N 202S01210062554, 202S01210062555 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования на общую сумму 5500 руб.
Поскольку Управление в добровольном порядке финансовые санкции не уплатило, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования в полном объеме.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В соответствии с частью семнадцатой статьи 17 Закона N 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию об их уплате взыскание сумм финансовых санкций производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Согласно части восемнадцатой статьи 17 Закона N 27-ФЗ (введена Федеральным законом от 20.07.2020 N 237-ФЗ) территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд с заявлением о взыскании сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, если общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превышает 3000 руб., за исключением случая, предусмотренного частью двадцатой статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций превысила 3 000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (часть восемнадцатая статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
В части двадцатой статьи 17 Закона N 27-ФЗ (также введена Федеральным законом от 20.07.2020 N 237-ФЗ) установлено, что в случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций не превысила 3 000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В силу части 22 статьи 17 Закона N 27-ФЗ страхователь не может быть привлечен к ответственности за совершение правонарушения, если со дня, когда территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации узнал или должен был узнать о правонарушении, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности).
В рассматриваемом случае указанный срок давности Фондом не пропущен.
Сроки исполнения требований Фонда об уплате Управлением финансовых санкций за правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 06.06.2019 истекли 04.07.2019.
Учитывая, что предусмотренная частями 6 - 16 статьи 17 Закона N 27-ФЗ совокупность сроков для составления актов, вынесения решений и выставления требований при выявлении допущенного Учреждением правонарушения Фондом соблюдена, и если бы в течение трех лет со дня истечения срока исполнения названных выше требований сумма финансовых санкций не превысила 3 000 руб., в силу положений части двадцатой статьи 17 Закона N 27-ФЗ Фонд был вправе обратиться в суд в течение шести месяцев, начиная с 04.07.2022, то есть до 04.01.2023. При превышении подлежащей взысканию суммы финансовых санкций 3000 руб. такое право должно быть реализовано Фондом в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб.
Обратившись в суд 08.02.2022 с заявлением о выдаче судебного приказа, Фонд указанные сроки не нарушил.
Как разъяснено в пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2(2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019, заявление о взыскании финансовых санкций с организации может быть подано органами Пенсионного фонда Российской Федерации в суд в течение шести месяцев после отмены судебного приказа.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области выдал Фонду судебный приказ от 14.02.2022 по делу N А56-13063/2022, однако 04.05.2022 судебный приказ был отменен в соответствии с положениями части 4 статьи 229.5 АПК РФ.
Следовательно, шестимесячный срок для подачи заявления о взыскании финансовых санкций истекал для Фонда 04.11.2022.
Фонд обратился в суд с заявлением по настоящему делу 29.07.2022, то есть с соблюдением упомянутого срока, на что обоснованно указал суд апелляционной инстанции в принятом по делу постановлении.
Вместе с тем суды двух инстанций, удовлетворяя требования Фонда о взыскании финансовых санкций, оставили без исследования и оценки доводы Управления о том, что решениями Фонда от 30.09.2021 N 202S19210053556, 202S19210053558 страхователь неправомерно привлечен к ответственности, поскольку в данном случае Управление, реализуя предоставленное ему Законом N 27-ФЗ право дополнять и уточнять переданные сведения о застрахованных лицах, представило дополняющие формы СЗВ-М и СЗВ-Стаж до получения уведомления Фонда об имеющихся расхождениях, то есть самостоятельно исправило ранее допущенные ошибки.
Суд первой инстанции эти доводы заинтересованного лица в решении не отразил, их обоснованность не проверил.
Суд апелляционной инстанции доводы Управления о самостоятельном выявлении нарушений отклонил как не подтвержденные материалами дела.
При этом в постановлении суда апелляционной инстанции не приведены фактические обстоятельства, на основании которых судом сделан этот вывод, ссылки на имеющиеся в деле доказательства, опровергающие доводы страхователя, отсутствуют.
В соответствии с частью 1 статьи 268 и положениями статьи 272.1 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд апелляционной инстанции по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Таким образом, процессуальный закон обязывает суд апелляционной инстанции оценить представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и отразить в судебном акте мотивы, по которым он пришел к своим выводам, принял или отклонил доводы лиц, участвующих в деле, со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, исходя из принципов равноправия сторон и состязательности процесса (статьи 8, 9, 71, 168, 169, 185 АПК РФ).
В нарушение названных положений процессуального законодательства суд апелляционной инстанции не рассмотрел апелляционную жалобу Управления по существу спора с учетом приведенных в ней доводов и представленных в дело доказательств и не отразил в судебном акте мотивы, по которым не принял ссылки Управления на самостоятельное выявление страхователем допущенных нарушений.
В данном случае имеющиеся в деле акты о выявлении правонарушений оставлены судами без оценки, между тем, зафиксированные в них сведения свидетельствуют о том, что нарушения выявлены Фондом после представления дополняющих форм. При этом в актах не указано, что корректирующие сведения представлены Управлением после направления Фондом соответствующих уведомлений.
Фонд, в свою очередь, при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанции доводы Управления о самостоятельном устранении страхователем нарушений не оспаривал.
Между тем, доводы подателя жалобы в этой части имеют существенное значение, поскольку в случае, если Управление, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Фондом, реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорные периоды, откорректировав их путем представления дополнительных сведений за эти периоды, действующее законодательство позволяет не применять к нему финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Согласно правовой позиции, приведенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700, N 303-КГ18-5702, от 30.10.2018 N 307-КГ18-6769, от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975 формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает преждевременным вывод судов о наличии оснований для взыскания с Управления финансовых санкций на основании решений Фонда от 30.09.2021 N 202S19210053556, 202S19210053558.
Исходя из того, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неполном исследовании всех значимых для дела обстоятельств, судами допущено нарушение норм процессуального права, обжалуемые судебные акты в силу пункта 3 статьи 287 АПК РФ подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит установить все имеющие существенное значение для дела обстоятельства на основании полного и всестороннего исследования доводов и возражений сторон и на основании их правовой оценки вынести законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288.2 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.10.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2023 по делу N А56-77737/2022 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Судья |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Фонд, в свою очередь, при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанции доводы Управления о самостоятельном устранении страхователем нарушений не оспаривал.
Между тем, доводы подателя жалобы в этой части имеют существенное значение, поскольку в случае, если Управление, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Фондом, реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорные периоды, откорректировав их путем представления дополнительных сведений за эти периоды, действующее законодательство позволяет не применять к нему финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Согласно правовой позиции, приведенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700, N 303-КГ18-5702, от 30.10.2018 N 307-КГ18-6769, от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975 формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 апреля 2023 г. N Ф07-3095/23 по делу N А56-77737/2022