28 апреля 2023 г. |
Дело N А56-48292/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Захаровой М.В., Сергеевой И.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "СПК Пригородный" - Агапия В.В. (доверенность от 30.09.2022), Царевой Е.И. (доверенность от 27.12.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2023 по делу N А56-48292/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СПК Пригородный" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными решений Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Комитет) от 15.04.2022 N 05-15-19594/22-0-7 и N 05-15-19596/22-0-8, а также обязании Комитета в срок не позднее 30 календарных дней с момента вступления в законную силу решения направить Обществу проекты договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 78:34:0004284:1189 и 78:34:0004270:6503.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области и Комитет по градостроительству и архитектуре (далее - КГА).
Решением суда первой инстанции от 07.10.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.01.2023, требования Общества удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Комитет, считая, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, просит решение и постановление отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Общества, ссылаясь на необоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, просили оставить её без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд кассационной инстанции своих представителей не направили, что в силу положений статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, за совхозом "Пригородный", на основании Государственного акта на право пользования землей от 10.10.1991 серии А-I N 331067, на праве постоянного бессрочного пользования был закреплен земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 5 323 гектаров.
В соответствии с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" и постановлением правительства Российской Федерации "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса" от 04.09.1992 N 708, на основании постановления администрации Всеволожского района 25.03.1993 N 907 "О реорганизации совхоза "Пригородный" в акционерное общество закрытого типа "Пригородное" совхоз "Пригородный" реорганизован в акционерное общество закрытого типа "Пригородное" (далее - АОЗТ "Пригородное").
05.10.2000 в результате реорганизации в форме преобразования АОЗТ "Пригородное" зарегистрирован сельскохозяйственный производственный кооператив "Пригородный".
27.02.2001 Комитетом по сельскому хозяйству Правительства Ленинградской области принято решение исключить АОЗТ "Пригородное" из перечня сельскохозяйственных организаций Ленинградской области в связи с реорганизацией в форме преобразования в сельскохозяйственный производственный кооператив "Пригородный", что подтверждается уведомлением Комитета по сельскому хозяйству от 05.03.2001 N 05-17/56 "Об исключении из перечня сельскохозяйственных организаций Ленинградской области".
25.08.2017 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности юридического лица - сельскохозяйственного производственного кооператива "Пригородный" в связи с реорганизации в форме разделения на ООО "Парголово-Строй" (ОГРН 1177847249690), ООО "Пригородный Приморский" (ОГРН 1177847286165), ООО "Пригородный Выборгский" (ОГРН 1177847286671) и ООО "СПК Пригородный" (ОГРН 1177847286176).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-94180/2017 установлено, что ООО "СПК Пригородный" является правопреемником сельскохозяйственного производственного кооператива "Пригородный", который в свою очередь является правопреемником АОЗТ "Пригородное", являющегося в свою очередь правопреемником совхоза "Пригородный".
В процессе реорганизации в форме выделения ООО "СПК Пригородный" были переданы:
- земельный участок площадью 25 723 +/- 56 кв. м с кадастровым номером: 78:34:0004284:1189, расположенный по адресу: Российская Федерация, Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги, Суздальское шоссе, участок 6, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования (далее - Участок 1);
- земельный участок площадью 22 980 +/- 53 кв. м с кадастровым номером: 78:34:0004270:6503, расположенный по адресу: Российская Федерация, Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги, дорога в Каменку, участок 49, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования (далее - Участок 2), (далее - Земельные участки).
02.03.2022 Общество обратилось в Комитет с заявлениями о предоставлении в собственность Земельных участков без проведения торгов. Основанием для такого обращения послужило намерение Общества реализовать свое право по оформлению Земельных участков в собственность в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в соответствии с которым земельные участки, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании юридического лица, подлежат продаже указанному юридическому лицу без проведения торгов.
Письмами от 15.04.2022 N 05-1549594/22-0-7 и N 05-15-19596/22-0-8 Комитет сообщил Обществу об отказе в предоставлении Земельных участков без проведения торгов на основании пункта 14 статьи 39.16 ЗК РФ в связи с тем, что разрешенное использование Земельных участков не соответствует целям использования Земельных участков, указанным в заявлении об их предоставлении в собственность. Отказывая в предоставлении Земельных участков, Комитет указал, что Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524 (далее - ПЗЗ), Земельные участки находятся в жилой зоне среднеэтажных и многоэтажных многоквартирных жилых домов, расположенных вне территории исторически сложившихся районов центральной части Санкт-Петербурга, включением объектов социально-культурного и коммунального бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры (зона Т3Ж2).
Градостроительный регламент указанной территориальной зоны не предусматривает отнесения назначения земельного участка "сельскохозяйственное использование" ни к основным, ни к условно разрешенным видам использования земельного участка.
Также Комитет указывает, что по сведениям КГА Участок 2 расположен в границах перспективной пробивки пр. Королева, а также в границах перспективной пробивки от Парашютной ул., до пробивки пр., Королева (восточная часть Участка 2), в связи с чем он не может быть отчужден, поскольку пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ, а также пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлено, что земельные участки в составе земель общего пользования отчуждению не подлежат.
В отношении Участка 1 Комитет дополнительно указал, что северная часть Участка 1 расположена в границах территории для размещения линейного объекта регионального значения "Суздальское шоссе от дороги на Каменку до Западного скоростного диаметра", в отношении которой, на основании распоряжения КГА от 19.10.2020 N l-11-373, Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга осуществляет подготовку документации по планировке территории.
При этом, в соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и(или) эксплуатации автомобильных дорог регионального значения ограничиваются в обороте, пунктом 2 указанной статьи ЗК РФ установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не представляются в частную собственность.
Полагая, что отказы Комитета от 15.04.2022 являются незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями.
Суд первой инстанции, признав заявленные требования обоснованными, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей Общества, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В пункте 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) установлено, что юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию в соответствии с правилами ЗК РФ.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, которые находятся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам.
В статье 39.17 ЗК РФ установлены требования к заявлению о предоставлении земельного участка без проведения торгов, порядок их рассмотрения уполномоченным органом.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив что заявления Общества от 02.03.2022 соответствуют требованиям к их содержанию, установленным пунктом 1 статьи 39.17 ЗК РФ, к заявлениям приложены документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 39.17 ЗК РФ и Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 02.09.2020 N П/0321 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов", использование Обществом Земельных участков в полном соответствии с разрешенным видом использования земель, пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Земельные участки в момент обращения Общества с заявлениями об их приобретении в собственность в соответствии с ПЗЗ (в редакции постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17.02.2020 N 82) расположены в зоне ТС1 - зона сельскохозяйственных угодий с включением объектов инженерной инфраструктуры.
Таким образом, основание для отказа Обществу в выкупе Земельных участков, изложенное в письмах от 15.04.2022 N 05-1549594/22-0-7 и N 05-15-19596/22-0-8, а именно нахождение Земельных участков в жилой зоне среднеэтажных и многоэтажных многоквартирных жилых домов, расположенных вне территории исторически сложившихся районов центральной части Санкт-Петербурга, с включением объектов социально-культурного и коммунального бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры (зона Т3Ж2), отсутствовало.
На основании имеющегося в материалах дела письма КГА от 22.07.2020 (т. 2, л.д. 58), направленного в адрес Комитета, судами установлено, что на заседании Комиссии по подготовке изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга 03.04.2020 в связи с необходимостью доработки концепции развития территории, в границах которой расположены принадлежащие Обществу Земельные участки, а также в связи с нерешённостью в представленной концепции вопросов размещения объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, принято решение сохранить в границах данной территории функциональную зону ТС1 на период до 2040 года.
Таким образом, материалами дела опровергаются доводы Комитета о том, что Земельные участки расположены в зоне Т3Ж2. Следовательно, цель, для которой Обществом испрашиваются Земельные участки не противоречит разрешенному виду использования земель, установленному в настоящее время.
Доводы Комитета о планах перспективного развития улично-дорожной сети в месте нахождения Земельных участков обоснованно отклонены судами первой и апелляционной инстанций, поскольку до настоящего времени не разработана и не утверждена градостроительная документация территориального планирования, устанавливающая красные линии, отграничивающие территории общего пользования от прочих земель.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о неправомерности оспариваемых отказов Комитета в реализации права Общества на переоформление права постоянного (бессрочного) пользования Земельными участками на право собственности.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление законными, обоснованными и не подлежащими отмене.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2023 по делу N А56-48292/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Приостановление исполнения обжалуемых судебных актов, принятое определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.04.2023 отменить.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, которые находятся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам.
В статье 39.17 ЗК РФ установлены требования к заявлению о предоставлении земельного участка без проведения торгов, порядок их рассмотрения уполномоченным органом.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив что заявления Общества от 02.03.2022 соответствуют требованиям к их содержанию, установленным пунктом 1 статьи 39.17 ЗК РФ, к заявлениям приложены документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 39.17 ЗК РФ и Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 02.09.2020 N П/0321 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов", использование Обществом Земельных участков в полном соответствии с разрешенным видом использования земель, пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 апреля 2023 г. N Ф07-5144/23 по делу N А56-48292/2022