г. Санкт-Петербург |
|
25 января 2023 г. |
Дело N А56-48292/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Масенковой И.В.
судей Семиглазова В.А., Слобожаниной В.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Васильевой Я.А.
при участии:
от истца (заявителя): Агапий В.В. по доверенности от 30.09.2022, Царева Е.И. по доверенности от 27.12.2022
от ответчика (должника): не явился, извещен
от 3-го лица: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-37717/2022) Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.10.2022 по делу N А56-48292/2022 (судья Вареникова А.О.), принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "СПК Пригородный"
к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга
3-е лицо: 1) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области; 2) Комитет по градостроительству и архитектуре
о признании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СПК Пригородный" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - заинтересованное лицо, Комитет) о признании незаконными решений Комитета от 15.04.2022 N 05-15-19594/22-0-7 и N 05-15-19596/22-0-8, об обязании Комитета в срок не позднее 30 календарных дней с момента вступления в законную силу судебного акта направить истцу проекты договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 78:34:0004284:1189 и 78:34:0004270:6503.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области и Комитет по градостроительству и архитектуре (далее - КГА).
Решением суда от 07.10.2022 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Комитет подал апелляционную жалобу, в которой он просит обжалуемое решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что судом первой инстанции не дана оценка доводам Комитета о том, что в силу положений п.12 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, относящиеся к категории земель общего пользования, не подлежат выкупу, отказ в выкупе спорных земельных участков не противоречит действующему законодательству. Полагает, что градостроительный регламент территориальной зоны, в которой находятся участки, не предусматривает отнесение назначения земельного участка "сельскохозяйственное использование" ни к основным, ни к условно разрешенным видам использования земельного участка, а использование указанных земельных участков не предполагает исключительного права на выкуп земельного участка для целей эксплуатации объектов недвижимости с видом разрешенного использования, не соответствующим градостроительному регламенту территориальной зоны. Ссылается на попадание частей земельных участков в границы территорий для размещения линейных объектов регионального значения.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно доводы жалобы оспаривает и просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражали по доводам, изложенным в отзыве.
Комитет и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания по рассмотрению обоснованности апелляционной жалобы, представителей в заседание не направили, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Судом апелляционной инстанции к материалам дела приобщен поступивший в материалы дела отзыв и определение суда первой инстанции об исправлении опечатки в обжалуемом судебном акте.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, за совхозом "Пригородный", на основании Государственного акта на право пользования землей от 10.10.1991 серии А-I N 331067, на праве постоянного бессрочного пользования был закреплен земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 5 323 гектаров.
В соответствии с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" и постановлением правительства Российской Федерации "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса" от 04.09.1992 N 708, на основании постановления администрации Всеволожского района 25.03.1993 N 907 "О реорганизации совхоза "Пригородный" в акционерное общество закрытого типа "Пригородное" совхоз "Пригородный" реорганизовано в акционерное общество закрытого типа "Пригородное".
05.10.2000 в результате реорганизации в форме преобразования акционерного общества закрытого типа "Пригородное" зарегистрирован сельскохозяйственный производственный кооператив "Пригородный".
27.02.2001 Комитетом по сельскому хозяйству Правительства Ленинградской области принято решение исключить акционерное общество закрытого типа "Пригородное" из перечня сельскохозяйственных организаций Ленинградской области в связи с реорганизацией в форме преобразования в сельскохозяйственный произведенный кооператив "Пригородный", что подтверждается уведомлением Комитета по сельскому хозяйству от 05.03.2001 N 05-17/56 "Об исключении из перечня сельскохозяйственных организаций Ленинградской области".
25.08.2017 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности юридического лица - сельскохозяйственного производственного кооператива "Пригородный" путем реорганизации в форме разделения на ООО "Парголово-Строй" (ОГРН 1177847249690), ООО "Пригородный Приморский" (ОГРН1177847286165), ООО "Пригородный Выборгский" (ОГРН 1177847286671) и ООО "СПК Пригородный" (ОГРН 1177847286176).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-94180/2017 установлено, что ООО "СПК Пригородный" является правопреемником сельскохозяйственного произведенного кооператива "Пригородный", который в свою очередь является правопреемником акционерного общества закрытого типа "Пригородное", являющегося в свою очередь правопреемником совхоза "Пригородный".
В процессе реорганизации в форме выделения ООО "СПК Пригородный" были переданы:
- земельный участок площадью 25 723 +/- 56 кв.м. с кадастровым номером:- 78:34:0004284:1189, расположенный по адресу: Российская Федерация, Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги, Суздальское шоссе, участок 6, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования (далее - Участок 1);
- земельный участок площадью 22 980 +/- 53 кв.м. с кадастровым номером:- 78:34:0004270:6503, расположенный по адресу: Российская Федерация, Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги, дорога в Каменку, участок 49, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования (далее - Участок 2), (далее- Земельные участки).
02.03.2022 Общество обратилось в Комитет с заявлениями о предоставлении в собственность Земельных участков без проведения торгов. Основанием для такого обращения послужило намерение Общества реализовать свое право по оформлению Земельных участков в собственность согласно пп. 7 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, в соответствии с которым земельные участки, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании юридического лица, подлежат продаже указанному юридическому лицу без проведения торгов.
Письмами от 15.04.2022 N 05-1549594/22-0-7 и N 05-15-19596/22-0-8 Комитет сообщил Обществу об отказе в предоставлении Земельных участков без проведения торгов на основании п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ в связи с тем, что разрешенное использование Земельных участков не соответствует целям использования Земельных участков, указанным в заявлении о предоставлении Земельных участков. Отказывая в предоставлении Земельных участков, Комитет указал, что Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524, Земельные участки находятся в жилой зоне среднеэтажных и многоэтажных многоквартирных жилых домов, расположенных вне территории исторически сложившихся районов центральной части Санкт-Петербурга, включением объектов социально-культурного и коммунального бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры (зона Т3Ж2).
Градостроительный регламент указанной территориальной зоны не предусматривает отнесения назначения земельного участка "сельскохозяйственное использование" ни к основным, ни к условно разрешенным видам использования земельного участка.
Также Комитет указывает, что по сведениям КГА Участок 2 расположен в границах перспективной пробивки пр. Королева, а также в границах перспективной пробивки от Парашютной ул., до пробивки пр., Королева (восточная часть Участка 2), в связи с чем он не может быть отчужден, поскольку п. 12 ст. 85 ЗК РФ, а также п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлено, что земельные участки в составе земель общего пользования отчуждению не подлежат.
В отношении Участка 1 Комитет дополнительно указал, что северная часть Участка 1 расположена в границах территории для размещения линейного объекта регионального значения "Суздальское шоссе от дороги на Каменку до Западного скоростного диаметра", в отношении которой, на основании распоряжения КГА от 19.10.2020 N l-11-373, Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга осуществляет подготовку документации по планировке территории.
При этом, в соответствии с пп. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и / или эксплуатации автомобильных дорог регионального значения ограничиваются в обороте, п. 2 указанной статьи ЗК РФ установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не представляются в частную собственность.
Полагая, что отказы Комитета от 15.04.2022 являются незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, признав заявленные требования обоснованными, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления.
Заслушав объяснения представителей Общества, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со ст. 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В п. 2 ст. 3 Федерального Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) установлено, что юридические лица, за исключением указанных в п.1 ст. 20 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию в соответствии с правилами ЗК РФ.
В соответствии с пп. 7 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, которые находятся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам.
В ст. 39.17 ЗК РФ установлены требования к заявлению о предоставлении земельного участка без проведения торгов, порядок их рассмотрения уполномоченным органом.
Заявления Общества от 02.03.2022 соответствуют требованиям к их содержанию, установленным п. 1 ст. 39.17 ЗК РФ, к заявлениям приложены документы, предусмотренные п. 2 ст. 39.17 ЗК РФ и Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 2.09.2020 N П/0321 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов", в редакции, действующей на дату обращения Общества с заявлениями в Комитет о выкупе Земельных участков. Доказательств обратного Комитетом ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции не представлено.
В соответствии с п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка, уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ, и, по результатам указанных рассмотрения и проверки, осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, либо принимает решение об отказе.
Подпунктом 3 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ определено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в ст. 39.16 ЗК РФ. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Судом первой инстанции установлено, что Земельные участки входят в границы вышеуказанного участка площадью 5 323 гектаров.
Отказывая Обществу в выкупе Земельных участков, Комитет сослался на несоответствие разрешенного использования Земельных участков целям использования Земельных участков, указанным в заявлении о предоставлении Земельных участков, указав, что Земельный участки находится в зоне Т3Ж2, градостроительный регламент которой не предусматривает отнесения назначения земельного участка "сельскохозяйственное использование" ни к основным, ни к условно разрешенным видам использования земельного участка. Аналогичный довод содержится и в апелляционной жалобе Комитета.
Вместе с тем указанный довод Комитета является ошибочным и не может быть принят судом апелляционной инстанции.
В силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В соответствии с п. 2 ст. 85 ЗК РФ градостроительный регламент для каждой территориальной зоны устанавливается правилами землепользования и застройки.
На территории Санкт-Петербурга постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524 утверждены Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга. (далее - ПЗЗ Санкт-Петербурга).
На дату подачи заявлений Обществом в Комитет, на дату принятия решения по настоящему делу Земельные участки в соответствии с ПЗЗ Санкт-Петербурга расположены в границах территориальной зоны ТС1, градостроительным регламентом которой предусмотрено использование земельных участков для сельскохозяйственного использования.
Как следует из представленных в материалы дела выписок из кадастровых кварталов Земельные участки также предназначены для сельскохозяйственного использования.
При рассмотрении дела судом первой инстанции Комитетом были проведены обследования Земельных участков, по результатам которых было установлено, что Земельные участки используются Обществом под сельскохозяйственную деятельность, что соответствует разрешенному виду использования земель.
Согласно абзацу третьему п. 7 Общих положений о территориальном планировании Санкт-Петербурга, утвержденных Законом Санкт-Петербурга от 22.12.2005 N 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга", расчетный срок Генерального плана Санкт-Петербурга - период реализации проектных решений Генерального плана Санкт-Петербурга - установлен до 01.03.2021.
На основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 14.09.2016 N 795 "О подготовке проекта закона Санкт-Петербурга "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" КГА до 01.03.2023, в установленном порядке, необходимо разработать и представить на рассмотрение Правительства Санкт-Петербурга проект указанного закона.
Вместе с тем, на заседании Комиссии по подготовке изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга 03.04.2020, в связи с необходимостью доработки концепции развития территории в границах функциональной зоны ЖМР, ограниченной ЗСД северной границей Приморского района, Комендантским пр., Парашютной ул., береговой линией реки Каменка в Приморском районе Санкт-Петербурга, а также в связи с нерешённостью в представленной концепции вопросов размещения объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, принято решение сохранить в границах территории функциональную зону С1 на период до 2040 года.
После 2040 года в границах данной территории принято решение об установлении функциональных зон, предусматривающих размещение объектов жилого и общественно-делового назначения.
Следовательно, довод апелляционной жалобы о попадании частей земельных участков в границы территорий для размещения линейных объектов регионального значения не может быть признан обоснованным.
Аналогичные выводы изложены в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2022 по делу N А56-77081/2020, оставленном без изменения Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.09.2022; Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2022 по делу N А56-43183/2021, оставленном без изменения Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.09.2022.
Иных оснований для отказа в выкупе Земельных участков, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, Комитетом в оспариваемых решениях не приведено.
Учитывая вышеуказанное суд апелляционной инстанции признает доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении заявления и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.10.2022 по делу N А56-48292/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Масенкова |
Судьи |
В.А. Семиглазов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-48292/2022
Истец: ООО "СПК ПРИГОРОДНЫЙ"
Ответчик: Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга
Третье лицо: Комитет по градостроительству и архитектуре, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"