02 июня 2023 г. |
Дело N А21-9132/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А., Толкунова В.М.,
при участии от государственного предприятия Калининградской области "Единая система обращения с отходами" Биндасова В.А. (доверенность от 23.01.2023), от Северо-Западного Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Солодкого О.В. (доверенность от 11.01.2023),
рассмотрев 30.05.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного предприятия Калининградской области "Единая система обращения с отходами" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2023 по делу N А21-9132/2021,
УСТАНОВИЛ:
Государственное предприятие Калининградской области "Единая система обращения с отходами", адрес: 236006, Калининград, улица Коперника, дом 2-4, помещение XI, ОГРН 1023900588920, ИНН 3904036510 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Северо-Западному Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор, Управление) о признании действий по составлению акта проведения контроля от 02.08.2021 N 24-20/18253 и требования к нему незаконными, а также о признании незаконными акта проведения контроля от 02.08.2021 N 24-20/18253 и требование к нему.
Управление предъявило встречный иск, уточненный в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с Предприятия платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год по коду ОКТМО 27514000 по объекту НВОС в размере 19 467 892 руб. 77 коп., пени по состоянию на 31.03.2022 в размере 1 939 651 руб. 07 коп., по коду ОКТМО 27510000 по объекту НВОС в размере 40 441 341 руб. 20 коп., пени по состоянию на 31.03.2022 в размере 4 029 305 руб. 63 коп.
Решением суда первой инстанции от 04.10.2022 в удовлетворении требований Предприятия отказано, встречный иск Управления удовлетворен.
Постановлением апелляционного суда от 13.02.2023 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на неправильно применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы, изложенные в жалобе, а представитель Управления, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов, просило в удовлетворении жалобы отказать.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Управлением в ходе проверки отчетности Предприятия по представленной им декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год выявлена задолженность в сумме сто пять миллионов пятьсот сорок восемь тысяч восемьсот тридцать семь рублей 42 копейки (105 548 837 рублей 42 копейки).
Письмом от 02.08.2021 N 24-20/18253 Предприятию было направлено требование об уплате задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год в добровольном порядке. Согласно почтовому уведомлению данное письмо было получено организацией 06.08.2021 года.
По состоянию на 21.09.2021 Предприятие не произвело оплату указанной в требовании суммы сто пять миллионов пятьсот сорок восемь тысяч восемьсот тридцать семь рублей 42 копейки (105 548 837 рублей 42 копейки).
Предприятие 19.08.2021 направило в суд заявление, в котором просило признать действия по составлению акта контроля и требования к нему, а также сам акт и требование незаконными.
Управление в связи с неуплатой задолженности предъявило встречный иск в суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований Предприятия, требования Управления удовлетворил в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду признается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде (статья 3 Закона N 7-ФЗ).
Исходя из пункта 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Согласно пункту 1 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.
Платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (пункт 1 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ).
При этом, платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля (пункт 2 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ при определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), технологические нормативы, а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.
Пунктом 5 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ установлено, что информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
На основании указанных норм права плата за НВОС за 2020 год подлежала внесению не позднее 01.03.2021.
В силу положений статьи 16.5 Закона N 7-ФЗ контроль за правильностью исчисления платы за НВОС, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Правила осуществления контроля за правильностью исчисления платы за НВОС, полнотой и своевременностью ее внесения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В рассматриваемом деле суды указали, что Управление действует на основании Приказа Росприроднадзора N 486 от 27.08.2019 "Об утверждении положения о Северо-Западном межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования" и статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при осуществлении функций администратора платы за негативное воздействие на окружающую среду руководствуется положениями Закона N 7-ФЗ, и в частности положениями статей 16 - 16.5.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду которыми предусмотрено, что контроль за исчислением платы осуществляется администратором платы - Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (пункт 4); контроль за исчислением платы осуществляется администратором платы в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате или при проведении государственного экологического надзора в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (пункт 37); если администратор платы установит факт наличия ошибок в декларации о плате и (или) противоречий между сведениями в представленных документах, его уполномоченные должностные лица составляют акт проведения контроля за исчислением платы в порядке и по форме, которые устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования; акт проведения контроля за исчислением платы составляется в течение 20 рабочих дней со дня представления лицом, обязанным вносить плату, пояснений и дополнительных документов, в случае неисполнения требований о представлении пояснений и дополнительных документов - в течение 20 рабочих дней со дня истечения сроков, установленных такими требованиями (пункт 44); в случае выявления заниженного размера исчисленной и (или) внесенной фактической платы и (или) необходимости уплаты пеней, в акт проведения контроля за исчислением платы включается соответствующая информация и администратором платы выставляется лицу, 21 обязанному вносить плату, требование о внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации доначисленной платы и пеней (пункт 46); при неисполнении в течение 10 календарных дней лицом, обязанным вносить плату, требования, указанного в пункте 46 настоящих Правил, администратор платы начинает процедуру взыскания платы в судебном порядке (пункт 47).
В данном случае суды, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, установили, что "Предприятие представило декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год в форме электронного документа подписанного электронно-цифровой подписью 25.02.2021. Срок проверки вышеуказанной декларации заканчивался 24.11.2021 года.
В адрес Предприятия Управление направило требование от 30.04.2021 N 12-19/9646 о предоставлении пояснений. Ответ на требование получен 12.05.2021 вх. N 1216.
По результатам рассмотрения ответа Предприятия Росприроднадзором был направлен запрос в АО "НИИ Атмосфера" от 28.05.2021 N 05-12/11973, о чем Предприятие было уведомлено письмом Управления от 31.05.2021 N 05-20/12079. После получения ответа и повторного рассмотрения всех имеющихся в распоряжении Управления документов в адрес Предприятия был направлен акт контроля от 02.08.2021 N 24-20/18523".
Ввиду изложенного, суды пришли к выводу о правомерности действий Управления по проверке декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год, представленной Предприятием.
В связи с этим суды обоснованно не усмотрели оснований для удовлетворения заявления Предприятия.
Методики и (или) методы разработки нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 6 статьи 22 Закона N 7-ФЗ).
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 N 422 утверждены Правила разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - Правила N 422).
Настоящие Правила устанавливают порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее соответственно - выбросы, методика расчета) (пункт 1 Правил N 422).
Методики расчета разрабатываются юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - разработчик), и включают алгоритм расчета выбросов и формулы расчета величин выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников (пункт 2 Правил N 422).
Разработчиком должна быть обоснована применимость методики расчета в соответствии с пунктами 6 - 10 указанных Правил и проведено сравнение в соответствии с пунктом 11 Правил с методиками расчета в сопоставимой области применения, включенными в установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации порядке в перечень методик расчета (пункт 5 Правил N 422).
После обоснования применимости методики расчета и сравнения методики расчета с методиками расчета в сопоставимой области применения, включенными в перечень методик расчета, методика расчета утверждается разработчиком (пункт 12 Правил N 422).
Утвержденная методика расчета, в том числе согласованная с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, с материалами обоснования применимости данной методики и материалами сравнения с методиками расчета в сопоставимой области применения на бумажном носителе и в форме электронного документа направляется в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации для включения в перечень методик расчета в установленном порядке (пункт 14 Правил N 422).
Применение методики расчета допускается после ее включения в перечень методик расчета (пункт 15 Правил N 422).
Формирование и ведение перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - перечень методик расчета) осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в установленном им порядке (пункт 3 Правил N 422).
Приказом Минприроды России от 31.07.2018 N 341 утвержден Порядок формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - Порядок N 341).
Настоящий Порядок устанавливает порядок формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - Перечень, Методики расчета) (пункт 1 Порядка N 341).
Перечень ведется в табличном виде и формируется на основании сведений о Методиках расчета, разработанных и утвержденных в соответствии с Правилами N 422 (далее - Правила разработки и утверждения методик) (пункт 2 Порядка N 341).
В рассматриваемом деле суды заключили, что распоряжением Минпприроды России от 28.06.2021 N 22-р утверждена Методика НИИ Атмосферы 2004 года, применяемая в соответствии с пунктом 2 Приказа Минприроды от 31.07.2018 N 341.
Суды установили, что согласно данной методике состав биогаза и концентрации компонентов в нем определяются (через 2 года после начала эксплуатации) анализами проб биогаза, отобранных в ряде точек по площади полигона на глубине 1,0-1,5 метра (количество и расположение точек отбора зависит от активной площади полигона и числа разнородных участков) путем отсоса биогаза и дальнейших его химических анализов по существующим утвержденным методикам.
Также суды указали, что Предприятие не представило данные анализа за 2020 год, при этом компонентный состав биогаза не соответствует среднестатистическим данным, приведенным в методике НИИ Атмосферы 2004.
Судебные инстанции констатировали, что сведения в названной методике внесены в Перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, данная методика разработана в соответствии с Правилами N 422.
Судебные инстанции, оценив методику расчета количественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от полигонов твердых бытовых и промышленных отходов" в 2021 году (далее - Методика-2021), установили, что данная методика идентична Методике - 2004, за исключением двух позиций, характеризующих выбросы ксилола и метана, значения которых были изменены в Методике-2021 Предприятия, что привело к недостоверному учету суммарного компонентного состав биогаза (по Методике-2004 в составе биогаза содержится метана 52,915%, ксилола - 0,443%, а по Методике-2021: метана - 0,443%, а ксилола -52.915%), а также учитывая, что Методика-2021 не внесена в установленном порядке в Перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, пришли к правильному выводу о том, что расчет количественных и качественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от карт полигонов в поселке Барсуковка и в поселке Круглово, проведенный Предприятием на основании Методики-2021 не может быть применен.
Судебные инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, в том числе отчет 2-ТП за 2020 год, отчет по производственному экологическому контролю за 2020 год со сведениями по максимально-разовым и валовым выбросам метана и диметилбензола (ксилол) (смесь изомеров о-, м-, п-), рассчитанные Предприятием по Методике-2004, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год, в которой указаны сведения по источникам выбросов N 6001, согласно Методике 2021 (срок сдачи декларации до 10 марта), расчет, представленный в письме Предприятия от 30.06.2021 N 8815-АХ (вх. Управление от 08.07.2021 N 17659), расчет выбросов от источников Зона ТО и TP (ИЗА N 6007), учитывая положения части 4 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ, отсутствие доказательств внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду Предприятием, пришли к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска Управления.
Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Переоценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286 и 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2023 по делу N А21-9132/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного предприятия Калининградской области "Единая система обращения с отходами" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебные инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, в том числе отчет 2-ТП за 2020 год, отчет по производственному экологическому контролю за 2020 год со сведениями по максимально-разовым и валовым выбросам метана и диметилбензола (ксилол) (смесь изомеров о-, м-, п-), рассчитанные Предприятием по Методике-2004, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год, в которой указаны сведения по источникам выбросов N 6001, согласно Методике 2021 (срок сдачи декларации до 10 марта), расчет, представленный в письме Предприятия от 30.06.2021 N 8815-АХ (вх. Управление от 08.07.2021 N 17659), расчет выбросов от источников Зона ТО и TP (ИЗА N 6007), учитывая положения части 4 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ, отсутствие доказательств внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду Предприятием, пришли к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска Управления.
...
Переоценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286 и 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 июня 2023 г. N Ф07-5995/23 по делу N А21-9132/2021
Хронология рассмотрения дела:
02.06.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5995/2023
13.02.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-37862/2022
21.10.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-30944/2022
04.10.2022 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-9132/2021