16 января 2024 г. |
Дело N А13-6497/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Трощенко Е. И., судей Васильевой Е.С., Лущаева С.В.,
рассмотрев 16.01.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 12.05.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2023 по делу N А13-6497/2022,
УСТАНОВИЛ:
Бюджетное учреждение здравоохранения Вологодской области "Череповецкая станция скорой медицинской помощи", адрес: адрес: 162608, г. Череповец, ул. Комарова, д. 2, ОГРН 1023501255271, ИНН 3528010891 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к государственному учреждению Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Вологодской области, адрес: 160017, г. Вологда, Тепличный микрорайон, д. 8а, ОГРН 1023500870161, ИНН 3525001916 (далее - Фонд), о признании недействительным акта от 20.04.2022 N 15 относительно нецелевого использования средств в сумме 967 951 руб. 97 коп., требования о возврате в бюджет средств в размере 967 951 руб. 97 коп., назначения штрафа в размере 96 795 руб. 20 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент здравоохранения Вологодской области, адрес: 160000, г. Вологда, ул. Предтеченская, д. 19, ОГРН 1033500049703, ИНН 3525010519, казенное учреждение в сфере здравоохранения Вологодской области "Централизованная бухгалтерия", адрес: 160000, г. Вологда, Советский пр., д. 14, ОГРН 1163525109065, ИНН 3525393156, акционерное общество "Страховая компания "СОГАЗ-Мед", адрес: 107045, г. Москва, Уланский пер., д. 26, помещение 3.01, ОГРН 1027739008440, ИНН 7728170427, общество с ограниченной ответственностью "Эффективная система здравоохранения", адрес: 192007, Санкт-Петербург, Боровая ул., д. 47, корп. 2, оф. N 310, ОГРН 1137746579850, ИНН 7705544323 (далее - ООО "Эффективная система здравоохранения", Общество), временный управляющий ООО "Эффективная система здравоохранения" Нечаева Дарья Викторова, адрес: 675000, Амурская обл., г. Благовещенск.
Решением от 12.05.2023 требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 14.09.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение от 12.05.2023 и постановление от 14.09.2023 отменить, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении требований.
По мнению подателя жалобы, суды неправомерно удовлетворили требования, Учреждение допустило нецелевое использование бюджетных средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), которые в силу соглашения о зачете направлены на погашение задолженности, были переведены Учреждением со счета по учету средств ОМС на лицевой счет по учету средств от предпринимательской деятельности.
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит кассационную жалобу оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте заседания, своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что должностными лицами Фонда на основании приказа от 28.03.2022 N 01-05/146 проведена плановая комплексная проверка в Учреждении по вопросу целевого использования средств ОМС за 2020-2021 годы, по результатам которой составлен акт от 20.04.2022 N 15.
Фонд установил, что в нарушение пункта 5 части 2 статьи 20, части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ, раздела XII правил ОМС, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н, разделов IV, V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Вологодской области на 2020 год, утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 27.12.2019 N 1329 (далее - Программа N 1329), средства ОМС в сумме 967 951 руб. 97 коп. использованы не по целевому назначению, поскольку перечислены с лицевого счета по учету средств ОМС (N 008.22.095.1, тип средств 080001) на лицевой счет по учету средств от предпринимательской деятельности (N 008.20.095.1, тип средств 020100) с дальнейшим расходованием на цели, не предусмотренные программами ОМС.
В связи с выявленным фактом нецелевого использования средств ОМС в размере 967 951 руб. 97 коп. Учреждению предложено вернуть указанные средства в бюджет Фонда, а также уплатить штраф в размере 96 795 руб. 20 коп.
Учреждение оспорило акт Фонда в части вывода о нецелевом использовании средств ОМС, требования о возврате средств ОМС в сумме 967 951 руб. 97 коп. и уплате штрафа - 96 795 руб. 20 коп. в судебном порядке.
Суд первой инстанции требования удовлетворил.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Средства ОМС относятся к государственным финансовым средствам, имеющим особый правовой режим, а поэтому согласно статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу пункта 1 статьи 306.4 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) медицинские организации наделены правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных названным Законом. При этом указанные средства медицинские организации обязаны использовать исключительно в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ).
На основании пункта 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ и подпункта 8.12 пункта 8 раздела 3 Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 21.01.2011 N 15н, территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Осуществление контроля за использованием средств ОМС медицинскими организациями производится фондом в порядке, предусмотренном приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования" (далее - Положение N 73), действующим в спорный период.
В соответствии с пунктами 15, 16, 17 Положения N 73 проверке в составе прочего подлежат направление использования средств, полученных медицинскими организациями на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС, и использование целевых средств, полученных в проверяемом периоде.
Средства ОМС относятся к государственным финансовым средствам, имеющим особый правовой режим, поэтому подлежат использованию строго в соответствии с их целевым назначением.
В соответствии с пунктом 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 % от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
По мнению подателя жалобы, суды неправомерно удовлетворили требования, Учреждение допустило нецелевое использование бюджетных средств ОМС, которые в силу соглашения о зачете направлены на погашение задолженности, были переведены Учреждением со счета по учету средств ОМС на лицевой счет по учету средств от предпринимательской деятельности.
Данные доводы подлежат отклонению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что между Учреждением (заказчиком) и ООО "Эффективная система здравоохранения" (исполнителем) заключен контракт от 09.04.2019 N Ф.2019.154893 (далее - контракт), предметом которого является оказание исполнителем заказчику услуг по обеспечению деятельности учреждений скорой медицинской помощи, а именно выездных бригад скорой медицинской помощи для оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, медицинской эвакуации на территории г. Череповца и Череповецкого района (далее - услуги) на условиях и в сроки, предусмотренные контрактом.
В соответствии с пунктом 1.3 контракта источником финансирования является ФОМС, средства бюджета Вологодской области.
Пунктом 4.2 контракта установлена цена контракта - 227 073 715 руб. 20 коп.
Согласно пункту 4.7 контракта форма, сроки и порядок оплаты: оплата по контракту осуществляется ежемесячно путем перечисления заказчиком денежных средств на расчетный счет исполнителя в срок не более 30 дней с даты подписания заказчиком акта сдачи-приемки услуг на основании предоставленных документов: подписанного счета, счета-фактуры и/или универсального передаточного документа.
Услуги по контракту оказаны Обществом на сумму 8 607 600 руб., что подтверждается актом сдачи-приемки услуг за период с 01.09.2020 по 30.09.2020.
Денежные средства в размере 7 639 648 руб. 03 коп. перечислены Учреждением на расчетный счет Общества по платежным поручениям от 16.10.2020 N 2706, от 12.11.2020 N 2972.
Оставшаяся задолженность за оказанные услуги Учреждением не оплачена, что подтверждается актом сверки взаимных расчетов за период с 01.01.2019 по 30.11.2020, подписанным учреждением и ООО "Эффективная система здравоохранения".
Кроме того, между Учреждением (исполнителем) и ООО "Эффективная система здравоохранения" (заказчиком) заключен договор на оказание платной медицинской услуги от 01.01.2019 N 147/2019 (далее - договор), в соответствии с условиями которого, исполнитель предоставляет услуги по проведению медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых) водителей автотранспортных средств, а заказчик оплачивает эти услуги в порядке, установленном в договоре.
Согласно пункту 6.1 договора стоимость одного медицинского осмотра на момент заключения договора составляет 42 руб.
Пунктом 6.4 договора предусмотрено, что оплата производится не позднее 20 календарных дней после подписания акта выполненных работ путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя.
Во исполнение договорных обязательств Учреждение оказало услуги Обществу на сумму 969 234 руб., что подтверждается актами оказанных услуг.
Оплата за оказанные услуги произведена Обществом частично, что подтверждается актом сверки взаимных расчетов за период с 01.01.2019 по 31.12.2019.
В целях наиболее эффективного осуществления расчетов Учреждение и Общество заключили соглашение о зачете встречных однородных требований от 06.11.2020.
На основании указанного соглашения Учреждение перечислило денежные средства в размере 967 951 руб. 97 коп. с расчетного счета по учету средств ОМС на лицевой счет по учету средств от предпринимательской деятельности.
Как установлено судами, Фонд не оспаривает, что оплата за оказанные Обществом услуги по контракту является целевым использованием Учреждением денежных средств ОМС.
Само по себе избрание Учреждением и Обществом порядка расчетов путем зачета взаимных требований исходя из фактического погашения относящихся к ОМС обязательств Учреждения перед Обществом по контракту в размере 967 951 руб. 97 коп. и перечисления названной суммы на счет от предпринимательской деятельности в данном случае не привело к излишнему расходованию средств ОМС ввиду встречного характера погашенных зачетом обязательств.
Оценив материалы дела, суды сделали правильный вывод, что требования сторон по оплате услуг по контракту и договору являлись встречными, срок оплаты по ним наступил, требования имеют денежное выражение, являются однородными и могут быть зачтены в соответствии с нормами ГК РФ.
Заключение Учреждением и Обществом соглашения о зачете и перевод денежных средств с лицевого счета по учету средств ОМС на лицевой счет по учету средств от предпринимательской деятельности вместо операций по переводу денежных средств Учреждением в адрес Общества по контракту и обратно Обществом в адрес Учреждения по договору, окончательный финансовый результат совокупности названных форм расчетов не изменило.
Как правильно указали суды, в соответствии с Законом N 326-ФЗ и по условиям контракта денежные средства в размере 967 951 руб. 97 коп. должны были быть перечислены напрямую исполнителю, следовательно, в отсутствие соглашения о зачете встречных требований Учреждение в любом случае перечислило бы спорную сумму на расчетный счет Общества.
Как установили суды, в материалы дела не представлено доказательств того, что соглашение о зачете встречных требований признано недействительным, в материалах дела не усматривается оснований для вывода о ничтожности совершенного зачета, не имеется оснований считать зачет несостоявшимся.
В данном случаем заключение учреждением и ООО "Эффективная система здравоохранения" соглашения о зачете и перевод денежных средств с лицевого счета по учету средств ОМС на лицевой счет по учету средств от предпринимательской деятельности не привело к нецелевому использованию средств ОМС.
Такой перевод денежных средств является лишь оформлением операции по движению денежных средств. ООО "Эффективная система здравоохранения" при оплате задолженности по договору перечислило бы спорную сумму на счет Учреждения по учету средств от предпринимательской деятельности, что и сделано Учреждением во исполнение соглашения о зачете встречных требований, а Учреждение - произвело бы перевод денежных средств с лицевого счета по учету средств ОМС на счет Общества.
Дальнейшее нецелевое расходование денежных средств в размере 967 951 руб. 97 коп., перечисленных на лицевой счет по учету средств от предпринимательской деятельности, Фондом документально не подтверждено.
Следовательно, оценив материалы дела, доводы сторон и представленные ими доказательства в совокупности и взаимосвязи, суды правомерно пришли к выводу об отсутствии нецелевого использования средств ОМС, в связи с чем законно и обоснованно удовлетворили требования.
При таких обстоятельствах суды правильно применили нормы материального и процессуального права, их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки представленных сторонами доказательств и обстоятельств, установленных судом, а также сделанных им выводов.
Таким образом, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 12.05.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2023 по делу N А13-6497/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.И. Трощенко |
Судьи |
Е.И. Трощенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 % от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
...
Как правильно указали суды, в соответствии с Законом N 326-ФЗ и по условиям контракта денежные средства в размере 967 951 руб. 97 коп. должны были быть перечислены напрямую исполнителю, следовательно, в отсутствие соглашения о зачете встречных требований Учреждение в любом случае перечислило бы спорную сумму на расчетный счет Общества."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 января 2024 г. N Ф07-18956/23 по делу N А13-6497/2022