07 декабря 2023 г. |
Дело N А56-20111/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Родина Ю.А., рассмотрев 07.12.2023 без проведения судебного заседания и вызова сторон кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.06.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2023 по делу N А56-20111/2023,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Концепт", адрес: 125371, Москва, 1-й Тушинский пр-д, д. 7, стр. 2, ОГРН 1127747112877, ИНН 7733821201 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Санкт-Петербургской таможни, адрес: 199034, Санкт-Петербург, 9-я линия В.О., д. 10, корп. 2, лит. А, ОГРН 1037800003493, ИНН 7830001998, (далее - Таможня), от 16.02.2023 N 10210000-6233/2022, 10210000-6234/2022, 10210000-6235/2022, 10210000-6236/2022, 10210000-6237/2022, 10210000-6238/2022, 10210000-6239/2022, 10210000-6240/2022 о привлечении к административной ответственности по статье 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в общем размере 40 000 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 20.06.2023 требования Общества удовлетворены частично, признаны незаконными и отменены постановления таможенного органа от 16.02.2023 N 10210000-6234/2022, 10210000-6235/2022, 10210000-6236/2022, 10210000-6237/2022, 10210000-6238/2022, 10210000-6239/2022, 10210000-6240/2022.
Постановлением апелляционного суда от 02.10.2023 решение от 20.06.2023 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 20.06.2023 и постановление от 02.10.2023, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы заявляет, что документы отчетов ДО-1 и ДО-2, фигурирующие в различных делах об административных правонарушениях, не сравнивались между собой и не анализировались в совокупности, т.е. в отношении каждого документа отчета применялась отдельная форма таможенного контроля в виде проверки документов и сведений; Таможней проводилось сравнение и сопоставление данных, указанных в конкретной отчетности, с иными сведениями, имеющимися в распоряжении таможенного органа (декларация на товары, информация грузополучателя, данных программных средств и т.д.). Таким образом, в рассматриваемом случае административные правонарушения выявлены в результате самостоятельных контрольных мероприятий, совершение каждого отдельного административного правонарушения явилось следствием нарушения Обществом действующего таможенного законодательства, допущенного в отношении отдельного документа отчета, результаты проверок не фиксировались каким-либо актом. Таким образом, по мнению Таможни, в настоящем деле положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ не подлежат применению.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 и частью 2 статьи 288.2 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в зону таможенного контроля склада временного хранения (далее - СВХ) Общества, действующего на основании свидетельства от 16.09.2015 N 10210/160915/10114/1 о включении в реестр складов временного хранения, в марте - апреле 2021 года прибыли различные товары, перемещаемые в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита в адрес грузополучателей - закрытого акционерного общества "Новтрак", обществ с ограниченной ответственностью "Трубичино", "НТ ВЭЛВ", "Белькоф", "Гут Трейлер".
Общество по факту размещения товаров на временное хранение представило 05.03.2021, 09.03.2021, 10.03.2021, 15.03.2021, 17.03.2021, 24.03.2021, 02.04.2021 на Новгородский таможенный пост Таможни отчетность при принятии товаров на хранение по форме ДО-1.
По факту выдачи товаров с территории СВХ Общество 09.03.2021, 10.03.2021, 11.03.2021, 16.03.2021, 19.03.2021, 25.03.2021, 05.04.2021 представило в таможенный орган восемь отчетов по форме ДО-2, содержащих сведения о выдаче товара, ранее размещенного на временное хранение.
По результатам проведенной проверки сведений о дате и времени окончания таможенного оформления, заявлений грузополучателей, данных журнала прохода (проезда) граждан и транспортных средств на предмет достоверности информации, содержащейся в отчетах по форме ДО-2, представленных Обществом при выдаче грузов, Таможня выявила, что Общество представило отчеты по форме ДО-2 с недостоверно заявленной в графе "дата и время выдачи со склада" информацией.
В связи с выявлением данных нарушений Таможня 15.12.2022 составила в отношении Общества восемь протоколов об административном правонарушении, квалифицировав его действия по статье 16.15 КоАП РФ.
Постановлениями Таможни от 16.02.2023 N 10210000-6233/2022, 10210000-6234/2022, 10210000-6235/2022, 10210000-6236/2022, 10210000-6237/2022, 10210000-6238/2022, 10210000-6239/2022, 10210000-6240/2022 Общество привлечено к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5000 руб. по каждому постановлению.
Считая постановления о привлечении к административной ответственности незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, изучив обстоятельства дела и представленные доказательства, признал доказанным наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.15 КоАП РФ. Вместе с тем, установив, что совершенные Обществом правонарушения были выявлены таможенным органом при проведении одного контрольного мероприятия, суд, применив положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, признал законным и оставил в силе одно из оспариваемых постановлений административного органа - N 10210000-6233/2022, и отменил семь последующих постановлений N 10210000-6234/2022, 10210000-6235/2022, 10210000-6236/2022, 10210000-6237/2022, 10210000-6238/2022, 10210000-6239/2022, 10210000-6240/2022.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно статье 16.15 КоАП РФ непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии со статьей 345 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) таможенные органы ведут учет товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций. Порядок и формы учета товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций устанавливаются законодательством государств - членов о таможенном регулировании.
В силу статьи 410 ТК ЕАЭС владелец склада временного хранения осуществляет хранение на СВХ товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены названным Кодексом.
Согласно статье 414 ТК ЕАЭС владелец склада временного хранения обязан вести учет товаров, находящихся на СВХ, и представлять таможенным органам отчетность о таких товарах, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств - членов Евразийского экономического союза.
Порядок предоставления отчетности владельцами складов временного хранения и лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, форм отчетов, порядка их заполнения, а также порядка и сроков представления отчетности, утвержден приказом Федеральной таможенной службы от 18.03.2019 N 444.
Исходя из пункта 2 приложения N 5 к названному Порядку, владельцы складов временного хранения и лица, получившие разрешения на временное хранение в местах временного хранения товаров, обязаны вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует СВХ, отчеты об их хранении в электронном виде по следующим формам (ДО-1, ДО-2, ДО-3).
На основании исследования материалов дела суды пришли к выводу, что Обществом допущено нарушение таможенного законодательства, выразившееся в представлении в таможенный орган отчетности, содержащей недостоверные сведения (о дате и времени выдачи товара с СВХ), что образует событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 КоАП РФ.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия заявителем необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Суды не установили существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности; срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, Таможней также не пропущен.
Вместе с тем по итогам рассмотрения спора суды посчитали, что в рассматриваемом случае по результатам одного проверочного мероприятия Таможней в отношении Общества 16.02.2023 принято восемь постановлений о привлечении к административной ответственности. С учетом части 5 статьи 4.4 КоАП РФ суды указали, что у таможенного органа не имелось оснований для вынесения отдельных постановлений о привлечении к административной ответственности за представление в таможенный орган отчетности, содержащей недостоверные сведения, указали на необходимость привлечения к административной ответственности за одно правонарушение.
Согласно общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 4.4 КоАП РФ, при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу данной нормы за совершение одинаковых противоправных деяний в отношении различных предметов административных правонарушений виновное лицо подлежит административной ответственности за каждое такое деяние; это регулирование гарантирует равенство всех перед законом (определения от 26.03.2019 N 824-О, от 25.04.2019 N 884-О и от 26.04.2021 N 614-О).
Вместе с тем часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ, введенная Федеральным законом от 23.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", в качестве исключения из приведенного правила предусматривает, что, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Как обоснованно отметили суды, приведенные положения статьи 4.4 КоАП РФ применяются ко всем видам государственного и муниципального контроля, иное противоречило бы принципу справедливости и равенства всех перед законом.
Вопреки позиции Таможни, из материалов настоящего дела следует, что обстоятельства, послужившие основанием для привлечения Общества к административной ответственности по статье 16.15 КоАП РФ и вынесении в отношении него 16.02.2023 восьми постановлений, выявлены в результате одного контрольного мероприятия.
В оспариваемых постановлениях и протоколах об административных правонарушениях от 15.12.2022 отражено, что ввиду незначительного промежутка между датой (временем) представления отчета ДО-2 в таможенный орган и датой (временем) фактической выдачи товара с СВХ Таможня с целью уточнения заявленных сведений провела мероприятия, направленные на их уточнение. В частности, таможенный орган проанализировал имеющиеся в его распоряжении заявления грузополучателей о вывозе товара, сведения о дате и времени окончания таможенного оформления принятого на хранение товара, данные журналов учета прохода (проезда) посетителей и транспортных средств. В протоколах об административных правонарушениях от 15.02.2022 также указано, что с целью уточнения корректности внесения записей о времени въезда транспортных средств 31.10.2022 были получены объяснения должностных лиц ФГУП "Охрана" Росгвардии по Новгородской области, осуществлявших контроль за соблюдением пропускного режима на территории Новгородского таможенного поста. Имеющиеся в материалах дела докладные записки от 20.10.2022 также подтверждают, что указанные в постановлениях нарушения были выявлены Таможней при осуществлении одного контрольного мероприятия.
Кроме того, вывод судов о том, что постановления вынесены по результатам одного контрольного (надзорного) мероприятия, усматривается из письма от 24.10.2022 N 40-77/00984 об уведомлении Общества о дате и месте составления протоколов об административном правонарушении. В этом письме Общество поставлено в известность о выявлении таможенным органом факта представления отчетности о выдаче товара со СВХ по форме ДО-2, содержащей недостоверные сведения, одновременно по всем спорным отчетам.
Таким образом, исходя из материалов дел об административных правонарушениях, мероприятия, направленные на уточнение заявленных Обществом сведений отчетов ДО-2 были проведены таможенным органом одновременно в ходе документального таможенного контроля по всем спорным отчетам формы ДО-2.
При таких обстоятельств суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что совершенные Обществом правонарушения были выявлены таможенным органом при проведении одного контрольного мероприятия, поэтому, применив положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, суды правомерно признали законным и оставили в силе одно из оспариваемых постановлений таможенного органа - N 10210000-6233/2022, отменили семь последующих постановлений N 10210000-6234/2022, 10210000-6235/2022, 10210000-6236/2022, 10210000-6237/2022, 10210000-6238/2022, 10210000-6239/2022, 10210000-6240/2022.
Основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 3 статьи 288.2 АПК РФ).
Доводы Таможни не подтверждают существенных нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.06.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2023 по делу N А56-20111/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни - без удовлетворения.
Судья |
Ю.А. Родин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В оспариваемых постановлениях и протоколах об административных правонарушениях от 15.12.2022 отражено, что ввиду незначительного промежутка между датой (временем) представления отчета ДО-2 в таможенный орган и датой (временем) фактической выдачи товара с СВХ Таможня с целью уточнения заявленных сведений провела мероприятия, направленные на их уточнение. В частности, таможенный орган проанализировал имеющиеся в его распоряжении заявления грузополучателей о вывозе товара, сведения о дате и времени окончания таможенного оформления принятого на хранение товара, данные журналов учета прохода (проезда) посетителей и транспортных средств. В протоколах об административных правонарушениях от 15.02.2022 также указано, что с целью уточнения корректности внесения записей о времени въезда транспортных средств 31.10.2022 были получены объяснения должностных лиц ФГУП "Охрана" Росгвардии по Новгородской области, осуществлявших контроль за соблюдением пропускного режима на территории Новгородского таможенного поста. Имеющиеся в материалах дела докладные записки от 20.10.2022 также подтверждают, что указанные в постановлениях нарушения были выявлены Таможней при осуществлении одного контрольного мероприятия.
Кроме того, вывод судов о том, что постановления вынесены по результатам одного контрольного (надзорного) мероприятия, усматривается из письма от 24.10.2022 N 40-77/00984 об уведомлении Общества о дате и месте составления протоколов об административном правонарушении. В этом письме Общество поставлено в известность о выявлении таможенным органом факта представления отчетности о выдаче товара со СВХ по форме ДО-2, содержащей недостоверные сведения, одновременно по всем спорным отчетам.
Таким образом, исходя из материалов дел об административных правонарушениях, мероприятия, направленные на уточнение заявленных Обществом сведений отчетов ДО-2 были проведены таможенным органом одновременно в ходе документального таможенного контроля по всем спорным отчетам формы ДО-2.
При таких обстоятельств суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что совершенные Обществом правонарушения были выявлены таможенным органом при проведении одного контрольного мероприятия, поэтому, применив положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, суды правомерно признали законным и оставили в силе одно из оспариваемых постановлений таможенного органа - N 10210000-6233/2022, отменили семь последующих постановлений N 10210000-6234/2022, 10210000-6235/2022, 10210000-6236/2022, 10210000-6237/2022, 10210000-6238/2022, 10210000-6239/2022, 10210000-6240/2022."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 декабря 2023 г. N Ф07-18957/23 по делу N А56-20111/2023