11 декабря 2023 г. |
Дело N А26-6895/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 11.12.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лесная даль" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2023 по делу N А26-6895/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Лесная даль", адрес: 185005, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ригачина, д. 34, кв. 1, ОГРН 1116324002563, ИНН 1004015881 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - Министерство), о признании незаконным отказа в продлении договора аренды лесного участка, выраженного в письме от 31.05.2022 N 9199/19-21/МПРиЭ-и.
Решением от 13.12.2022 суд первой инстанции удовлетворил требования Общества, признал незаконным - как не соответствующий Федеральному закону от 14.03.2022 N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 58-ФЗ) - отказ Министерства в заключении дополнительного соглашения об увеличении срока действия договора аренды лесного участка от 07.12.2007, изложенный в письме от 31.05.2022 N 9199/19-21/МПРиЭ-и. Суд обязал Министерство устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества посредством заключения в течение десяти календарных дней со дня вступления решения в законную силу дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка от 07.12.2007, предусматривающего увеличение срока действия данного договора аренды на три года.
Апелляционный суд постановлением от 18.08.2023 отменил решение от 13.12.2022 и отказал Обществу в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права и на несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит постановление от 18.08.2023 отменить, решение суда первой инстанции от 13.12.2022 оставить в силе. По мнению подателя жалобы, положения Закона N 58-ФЗ подлежат применению к договорам аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Общества и Министерства, извещенных надлежащим образом о времени и месте ее рассмотрения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Обществом (арендатором) и Министерством (арендодателем) заключен договор аренды участков лесного фонда от 07.12.2007 (далее - Договор), по условиям которого арендатору передан во временное пользование лесной участок общей площадью 1215,7 га с целью заготовки древесины.
Срок действия Договора установлен с 10.03.2006 до 31.12.2029 (пункт 7.1. Договора).
Общество, ссылаясь на положения пункта 3 статьи 8 Закона N 58-ФЗ, направило в адрес Министерства заявление, в котором просило заключить дополнительное соглашение о продлении срока действия Договора на три года.
В письме от 31.05.2022 N 9199/19-21/МПРиЭ-и Министерство отказало Обществу в продлении срока действия Договора, указав, что продление срока действия договора аренды лесного участка действующим лесным законодательством не предусмотрено, такой договор может быть заключен на новый срок лишь при соблюдении условий, предусмотренных частью 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
Общество, полагая отказ Министерства в заключении дополнительного соглашения о продлении срока действия Договора незаконным и необоснованным, нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции признал требования Общества обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку установил, что заявление было подано Обществом с соблюдением условий, установленных частью 3 статьи 8 Закона N 58-ФЗ.
Апелляционный суд, ссылаясь на взаимосвязанные положения пункта 4 части 1 статьи 1, части 2 статьи 3, части 2 статьи 25, статей 9, 29, 72, 73.1, 74.1 ЛК РФ, пункта 3 статьи 3 и пункта 3 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пришел к выводу, что положения Закона N 58-ФЗ, предусматривающие возможность внесения изменений в договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не распространяются на лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, поэтому отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях указывает, что лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России, рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (постановления от 09.01.1998 N 1-П, от 07.06.2000 N 10-П и от 02.06.2015 N 12-П, определения от 27.06.2000 N 92-О, от 03.02.2010 N 238-О-О, от 26.03.2020 N 570-О).
Статьей 9 ЛК РФ предусмотрено, что лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 3 ЗК РФ предусмотрено, что отношения по совершению сделок с земельными участками регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным законодательством и иными федеральными законами.
Правила Земельного кодекса Российской Федерации применяются к отношениям, связанным с предоставлением в аренду земельных участков в составе земель лесного фонда, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации (пункт 3 статьи 39.1 ЗК РФ).
Исходя из указанного, правоотношения сторон в рамках договора аренды лесного участка регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, если специальными положениями Лесного кодекса Российской Федерации или иного закона, регулирующего лесные отношения, не установлены особенности, в частности, по предоставлению лесного участка в аренду. В той части, в которой эти отношения не урегулированы Гражданским кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации или иным специальным законом, подлежит применению Земельный кодекс Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом, другими федеральными законами.
В силу статьи 9 ЛК РФ право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципе обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах (пункт 4 части 1 статьи 1 ЛК РФ).
Частью 2 статьи 25 ЛК РФ определено, что леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 данной статьи, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с положениями Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено ЛК РФ (часть 3 статьи 71 ЛК РФ); порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения такого договора, устанавливается ГК РФ и ЗК РФ, если иное не установлено ЛК РФ (часть 6 статьи 73.1 ЛК РФ). Типовые договоры аренды лесных участков утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого вида использования лесов, предусмотренного частью 1 статьи 25 ЛК РФ (часть 7 статьи 73.1 ЛК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения.
В соответствии со статьей 29 ЛК РФ граждане или юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
В силу статьи 73.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 указанной статьи, частью 1 статьи 74 ЛК РФ.
Согласно части 2 статьи 72 ЛК РФ в аренду могут быть предоставлены только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Срок договора аренды лесного участка определяется в соответствии со сроком использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом (часть 4 статьи 72 ЛК РФ).
В силу части 1 статьи 74.1 ЛК РФ изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
Частью 2 статьи 74.1 ЛК РФ закреплено, что изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Частью 3 статьи 74.1 ЛК РФ установлено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Таким образом, положения статьи 74.1 ЛК РФ предусматривают лишь в установленных в них случаях и только по указанным в них основаниям изменения условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов.
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.2022 N 433-О, указанные положения статьи 74.1 ЛК РФ наряду с другими законоположениями, создают необходимую правовую основу порядка предоставления лесных участков в аренду. Ограничивая - соразмерно конституционно значимым целям, вытекающим из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, - возможности изменения договора, предусмотренные гражданским законодательством, оспариваемые нормы направлены, в том числе исходя из приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, на защиту публичных интересов (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 1540-О)
Законом N 58-ФЗ предусмотрено, что до 1 марта 2023 года арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия данного договора аренды, независимо от оснований заключения данного договора аренды, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате при соблюдении условий, указанных в части 3 статьи 8 Закона N 58-ФЗ. Срок, на который увеличивается срок действия договора аренды земельного участка в соответствии с дополнительным соглашением, не может превышать три года.
Апелляционный суд обоснованно указал, что в силу вышеуказанного правового регулирования положения части 3 статьи 8 Закона N 58-ФЗ, предусматривающие возможность внесения изменений в договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не распространяются на лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в связи с чем оснований для понуждения Министерства к заключению дополнительного соглашения об увеличении срока действия договора у суда первой инстанции не имелось.
Апелляционным судом также принято во внимание, что в рассматриваемом случае лесной участок предоставлен для заготовки древесины, которая производится Обществом в настоящее время, при этом на наличие препятствий в использовании участка по причине введения санкций против Российской Федерации истец не ссылался. По условиям Договора Общество имеет право использовать лесной участок в целях его предоставления (заготовки древесины) до 31.12.2029, и нет оснований полагать, что в текущий момент увеличение срока действия Договора до 31.12.2032 является для Общества необходимой мерой по смыслу Закона N 58-ФЗ.
Доводов в обоснование того, что оспариваемый отказ Министерства действительно ограничивает свободу осуществления Обществом предпринимательской деятельности, истец не приводил и доказательств этому не представил.
Кроме того, судом правильно отмечено, что применительно к особенностям аренды лесных участков, предоставленных с целью заготовки древесины, увеличение срока действия договора на три года обуславливает увеличение объема изъятия лесных ресурсов на три ежегодных объема разрешенной к заготовке древесины, в то время как таким договором устанавливается предельный объем вырубки лесных ресурсов. При этом объем допустимого изъятия лесных ресурсов определяется объемом расчетной лесосеки и положениями лесохозяйственного регламента лесничества, сведения которого входят в состав государственного лесного реестра (статья 87 ЛК РФ).
Таким образом, увеличение срока действия Договора, предоставленного с целью заготовки древесины, влечет существенное изменение его иных условий, в том числе объема изъятия лесных ресурсов, количественных и качественных характеристик лесного участка, требующих, в свою очередь, мероприятий по утверждению новой расчетной лесосеки и внесению изменений в лесохозяйственный регламент, отсутствие которых исключает подписание спорного дополнительного соглашения.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение Министерства об отказе в заключении дополнительного соглашения к спорному договору участка соответствует положениями Лесного кодекса Российской Федерации и не влечет нарушение прав и законных интересов Общества.
Приводимые в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы апелляционного суда и подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства в их взаимосвязи с обстоятельствами настоящего дела.
Нормы материального права применены апелляционным судом по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 АПК РФ.
Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 руб. подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2023 по делу N А26-6895/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лесная даль" - без удовлетворения.
Возрастить обществу с ограниченной ответственностью "Лесная даль", адрес: 185005, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ригачина, д. 34, кв. 1, ОГРН 1116324002563, ИНН 1004015881, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 13.10.2023 N 445.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 декабря 2023 г. N Ф07-16321/23 по делу N А26-6895/2022