13 февраля 2024 г. |
Дело N А56-124324/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Трощенко Е. И., судей Лущаева С. В., Соколовой С. В.,
при участии от Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Мелентьевой К. С. (доверенность от 21.12.2023),
рассмотрев 13.02.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2023 по делу N А56-124324/2022,
УСТАНОВИЛ:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи N 4", адрес: 196600, Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Глинки, д. 15, лит. А, ОГРН 1027809010338 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Государственному учреждению - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании недействительным акта проверки от 23.09.2022 N 17.
Судом первой инстанции осуществлено правопреемство Государственного учреждения - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Отделение).
Решением от 03.08.2023 требования заявителя отклонены.
Постановлением апелляционного суда от 16.10.2023 решение суда отменено, требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Отделение, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит постановление от 16.10.2023 отменить.
По мнению подателя жалобы, апелляционный суд неправомерно отменил решение суда, в отношении спорных работников не были представлены документы, подтверждающие диагностику и лечение пациентов с коронавирусной инфекцией, в отношении пациентов коронавирус не идентифицирован, специальная социальная выплата подлежит выплате в смены, где у пациентов был подтвержден диагноз коронавирус, за смены, в которых у пациентов не было диагностировано и проведено лечение коронавируса оплата специальной социальной выплаты не осуществляется.
В отзыве Учреждение просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а кассационную жалобу Отделения - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Отделения поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Учреждение, надлежащим образом уведомленное о времени и месте заседания, своих представителей в суд не направило, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что в период с 25.07.2022 по 23.09.2022 проведена камеральная проверка полноты и достоверности сведений для осуществления территориальным органом фонда специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.10.2020 г. N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2022 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 1762), предоставленных Учреждением, по результатам которой был составлен акт проверки медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) о выявленных несоответствиях от 23.09.2022 N 17.
По результатам проведенной проверки заявителю предложено возместить расходы, излишне понесенные Отделением на выплату специальной социальной выплаты в размере 27 945 руб. и на основании уточняющих сведений осуществить корректировку ранее представленных реестров на право получения работником специальной социальной выплаты в указанном размере и направить их в территориальный орган ФСС РФ для осуществления перерасчета специальной социальной выплаты.
Учреждение оспорило акт в судебном порядке.
Суд первой инстанции требования отклонил, признав оспариваемый акт законным.
Апелляционный суд решение суда отменил, требования удовлетворил.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Постановлением N 1762 Фондом социального страхования Российской Федерации в целях государственной социальной поддержки производятся специальные социальные выплаты (далее - ССВ) медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1762 ССВ осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, лицам, указанным в пункте 2 Постановления N 1762, в соответствии с перечнем медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (далее -организации), который формируется соответствующими органами исполнительной власти, иными учреждениями в отношении организаций, находящихся в их ведении.
В силу пункта 2 Постановления N 1762 ССВ производится в целях государственной социальной поддержки следующим категориям медицинских работников:
а) оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19):
врачам, оказывающим скорую медицинскую помощь, среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании скорой медицинской помощи, младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему оказание скорой медицинской помощи, выездным бригадам скорой медицинской помощи - 2430 руб., 1215 руб., 950 руб. соответственно за одну нормативную смену;
фельдшерам (медицинским сестрам) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи - 600 рублей за одну нормативную смену;
врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием, оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, -3880 руб., 2430 руб. и 1215 руб. соответственно за одну нормативную смену;
врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании первичной медико-санитарной помощи, младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, - 2430 руб., 1215 руб. и 600 руб. соответственно за одну нормативную смену;
врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием, среднему медицинскому персоналу, младшему медицинскому персоналу патологоанатомических бюро и отделений медицинских организаций, проводящих (обеспечивающих проведение) патологоанатомические исследования, связанные с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), - 3880 руб., 2430 руб. й и 1215 руб. соответственно за одну нормативную смену;
водителям машин выездных бригад скорой медицинской помощи, в том числе занятым в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) -1215 руб. за одну нормативную смену;
членам летных экипажей воздушных судов санитарной авиации, в том числе занятым в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) -1215 руб. за одну нормативную смену;
б) врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием, среднему медицинскому персоналу, младшему медицинскому персоналу, не оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующему с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей, - 2430 руб., 1215 руб., 600 руб. соответственно за одну нормативную смену.
В силу пункта 2 Постановления N 1762 ССВ производятся ежемесячно за нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правила осуществления Фондом в 2020 - 2022 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762 (далее - Правила N 1762).
Правилами установлено, что для получения ССВ организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение ССВ, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица (пункты 4, 5 Правил N 1762).
Пунктом 6 Правил N 1762 установлено, что реестр формируется с указанием сведений об организации (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет, основной государственный регистрационный номер), периода, за который осуществляется ССВ (календарный месяц).
Фондом осуществляется идентификация работников, указанных в реестрах, и проверка факта их трудоустройства в организации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета работника в системе обязательного пенсионного страхования, посредством направления запроса в информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 7 Правил N 1762).
ССВ осуществляется территориальным органом Фонда в течение 7 рабочих дней со дня получения территориальным органом Фонда реестра путем перечисления на банковскую карту или счет работника (пункт 8 Правил N 1762).
По мнению подателя жалобы, апелляционный суд неправомерно отменил решение суда, в отношении спорных работников не были представлены документы, подтверждающие диагностику и лечение пациентов с коронавирусной инфекцией, в отношении пациентов коронавирус не идентифицирован, специальная социальная выплата подлежит выплате в смены, где у пациентов был подтвержден диагноз коронавирус, за смены, в которых у пациентов не было диагностировано и проведено лечение коронавируса оплата специальной социальной выплаты не осуществляется.
Указанные доводы несостоятельны по следующим основаниям.
Как указано в пункте 2 Постановления N 1762 ССВ производится в целях государственной социальной поддержки следующим категориям медицинских работников:
а) оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19):
врачам, оказывающим скорую медицинскую помощь, среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании скорой медицинской помощи, младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему оказание скорой медицинской помощи, выездным бригадам скорой медицинской помощи - 2430 руб., 1215 руб., 950 руб. соответственно за одну нормативную смену.
Следовательно, врачи, медицинский персонал скорой медицинской помощи, оказывающий медицинскую помощь (участвующий в оказании, обеспечивающий оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) имеют право на ССВ.
Как установлено апелляционным судом, для подтверждения факта диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции COVID-19 Саваниным В.В. были представлены сигнальные талоны за 13.07.2021, 22.07.2021, 23.07.2021, 29.07.2021, 23.09.2021, 24.09.2021, 28.09.2021, 29.09.2021, содержащие сведения о том, что указанный работник при осуществлении своих трудовых обязанностей оказывал медицинскую помощь (диагностику и лечение) пациентам с диагнозом: Коронавирусная инфекция COVID-19, вирус не идентифицирован (код по МКБ-10 - U07.2); для подтверждения факта диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции COVTD-19 Садыковым В.Ф. были представлены сигнальные талоны за 16.11.2020, 17.11.2020, 21.11.2020, 22.11.2020, содержащие сведения о том, что указанный работник при осуществлении своих трудовых обязанностей оказывал медицинскую помощь (диагностику и лечение) пациентам с диагнозом: Коронавирусная инфекция COVID-19, вирус не идентифицирован (код по МКБ-10 -U07.2).
Как отметил апелляционный суд, при оказании скорой медицинской помощи диагноз новой коронавирусной инфекции COVID-19 устанавливается при недоступности необходимых лабораторных исследований (необходимое для этого оборудование и реагенты в штатном оснащении отсутствуют) на основании анамнеза и данных объективного осмотра и обследования пациента (клинически и/или эпидемиологически) и кодируется по коду МКБ-10 - U07.2.
Соответственно, представленные Учреждением сигнальные талоны подтверждают факт диагностики и лечения спорными сотрудниками новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Как указал апелляционный суд, при оказании скорой медицинской помощи сведения о лицах с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или подозрением на нее в РЕГИЗ не вносятся, в связи с чем сведения по таким лицам в Федеральном регистре отсутствуют.
Данное обстоятельство Отделением не опровергнуто.
Более того апелляционный суд правильно указал, что само по себе отсутствие сведений в Федеральном регистре о лицах с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или подозрением на нее, которым оказывалась скорая медицинская помощь, не свидетельствуют о том, что диагностика и лечение коронавирусной инфекции COVID-19 не осуществлялась.
В этом случае надлежащим и достаточным подтверждением факта диагностики и лечения лиц с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или подозрением на нее при оказании этим лицам скорой медицинской помощи является сигнальный талон, содержащий диагноз - Коронавирусная инфекция COVID-19, вирус не идентифицирован (код по МКБ-10 - U07.2).
В соответствии с пп. 1.3 п. 1 Приложения N 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2020 N 198н распоряжением Учреждения от 17.06.2020 N 40 были созданы специализированные выездные бригады скорой медицинской помощи, функционал которых был определен распоряжением заявителя от 13.11.2020 N 65.
Распоряжением заявителя от 13.11.2020 N 65 установлен перечень общепрофильных выездных бригад скорой медицинской помощи, направляемых на вызов к пациентам с симптомами ОРВИ внебольничной пневмонией, к пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19, являющихся специализированными для работы с COVID-19 бригадами (п. 1 Приложения 1 к указанному распоряжению N 65), из числа которых выделены специализированные для отбора биологического материала на COVID-19 бригады (п. 2 Приложения 1 к указанному распоряжению N 65) и бригады для эвакуации пациентов с COVID-19 (п. 3 Приложения 1 к указанному распоряжению N 65), а также определен объем их специального оснащения.
Учитывая, что расчет нормативных смен, отработанных сотрудниками заявителя формируется путем выгрузки сведений из программы 1С, содержащих данные табеля учета отработанного времени без учета корректирующих данных, содержащихся в наряде на смену, в ответ на запрос ФСС РФ о предоставлении дополнительных документов по сотрудникам Саванину В.В. и Садыкову В.Ф. заявителем были предоставлены необходимые пояснения (письмо исх. N 960 от 17.08.2022 ) с приложением к ним следующих документов:
- наряды на смены за 11.11.2020, 16.11.2020, 19.11.2020, 25.11.2020, 28.11.2020, 01.12.2020, 05.12.2020, 07.12.2020, 10.12.2020, 24.12.2020 28.12.2020 системы ГИС УСМП по Саванину В.В. и Садыкову В.Ф.
- выписка из корректирующего табеля учета баланса отработанного рабочего времени Садыкова В.Ф. за ноябрь 2020 г.
- корректировки, внесенные в табель учета баланса отработанного рабочего времени Садыкова В.Ф. в ноябре-декабре 2020 года.
Как установил апелляционный суд, представленные Учреждением документы подтверждают достоверность сведений, содержащихся в реестрах, в отношении Саванина В.В. и Садыкова В.Ф. о количестве нормативных смен, в которых эти работники оказывали медицинскую помощь пациентам с диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении ими должностных обязанностей.
Следовательно, оценив материалы дела, доводы сторон и представленные ими доказательства в совокупности и взаимосвязи, апелляционный суд правомерно пришел к выводу о наличии права у спорных сотрудников Учреждения на ССВ, в связи с чем законно и обоснованно отменил решение суда первой инстанции, требования удовлетворил.
При таких обстоятельствах суд правильно применил нормы материального и процессуального права, его выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшихся судебных актов.
В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки представленных сторонами доказательств и обстоятельств, установленных судом, а также сделанных им выводов.
Таким образом, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2023 по делу N А56-124324/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.И. Трощенко |
Судьи |
Е.И. Трощенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Фондом осуществляется идентификация работников, указанных в реестрах, и проверка факта их трудоустройства в организации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета работника в системе обязательного пенсионного страхования, посредством направления запроса в информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 7 Правил N 1762).
ССВ осуществляется территориальным органом Фонда в течение 7 рабочих дней со дня получения территориальным органом Фонда реестра путем перечисления на банковскую карту или счет работника (пункт 8 Правил N 1762).
...
Как указано в пункте 2 Постановления N 1762 ССВ производится в целях государственной социальной поддержки следующим категориям медицинских работников:
...
В соответствии с пп. 1.3 п. 1 Приложения N 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2020 N 198н распоряжением Учреждения от 17.06.2020 N 40 были созданы специализированные выездные бригады скорой медицинской помощи, функционал которых был определен распоряжением заявителя от 13.11.2020 N 65."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 февраля 2024 г. N Ф07-22509/23 по делу N А56-124324/2022
Хронология рассмотрения дела:
13.02.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-22509/2023
16.10.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-32098/2023
03.08.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-124324/2022
10.04.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-8185/2023