г. Санкт-Петербург |
|
10 апреля 2023 г. |
Дело N А56-124324/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2023 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Загараева Л.П.,
при ведении протокола судебного заседания: Кроликовой Д.С.,
при участии:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8185/2023) Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи N 4" на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.12.2022 по делу N А56-124324/2022, принятое
по заявлению Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи N 4"
к ГУ Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
об оспаривании акта,
УСТАНОВИЛ:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи N 4" обратилось в арбитражный суд с заявлением к ГУ Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации об оспаривании акта проверки от 23.09.2022 N 17.
Определением от 13.12.2022 исковое заявление было возвращено заявителю на основании пункта 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заявитель, не согласившись с определением суда, направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм процессуального права, просил определение суда отменить, направить вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Согласно пункту 2 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с положениями п. 8 ч. 3 ст. 50 ГК РФ СПб ГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи N 4" относится к юридическим лицам, являющимися некоммерческими организациями.
СПб ГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи N 4" как хозяйствующий субъект осуществляет деятельность, связанную с осуществлением им своих имущественных и неимущественных прав в сфере производства, распределения, обмена, промышленного потребления ресурсов и благ, восстановлением и поддержанием на надлежащем уровне функционирования юридического лица, необходимого для достижения его уставных целей - оказание гражданам скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, в установленном для оказания такой помощи порядке, что позволяет отнести осуществляемую им деятельность к экономической деятельности.
Определение понятия "экономическая деятельность" дано в разделе 1 "Основные определения и понятия" Методических указаний по определению основного вида экономической деятельности хозяйствующих субъектов на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) для формирования сводной официальной статистической информации, утвержденных приказом Росстата от 31.12.2014 г. N 742.
В п. 1 раздела 1 указанных выше Методических указаний определено, что экономическая деятельность имеет место тогда, когда для производства конкретных товаров и услуг происходит объединение таких ресурсов, как материальные средства, труд, технологии производства или промежуточные товары. Таким образом, для экономической деятельности характерно задействование ресурсов, производственный процесс и выпуск продукции (товаров или услуг).
Положениями п. 3 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определено, что медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Положениями п. 4 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ установлено, что медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение, что, исходя из вышеприведенных положений действующего законодательства, определяет такой вид оказания медицинской помощи как скорая медицинская помощь как медицинскую услугу.
Для предоставления такой медицинской услуги как скорая медицинская помощь СПб ГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи N 4" объединяет такие ресурсы как оборудование и оснащение, согласно перечню и в объеме, установленных, в частности, приказом Министерства здравоохранения РФ от 20.06.2013 г. N 388н (материальные средства), труд медицинского и иного персонала, технологии производства (каковыми полагаются установленные стандарты и порядки оказания скорой медицинской помощи), что определяет его деятельность именно как экономическую.
Таким образом, деятельность СПб ГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи N 4", не являясь предпринимательской, представляет собой иную экономическую деятельность.
Порядок и условия осуществления специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также медицинским работникам, не оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 г. N 1762.
Положениями п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 г. N 1762 установлено, что специальная социальная выплата производится территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации (каковым в данном случае является заинтересованное лицо - ГУ СПб РО ФСС РФ филиал N 30).
Участниками правоотношений, возникших по установленной постановлением Правительства РФ от 30.10.2020 г. N 1762 специальной социальной выплате, являются территориальный орган ФСС РФ - ГУ СПб РО ФСС РФ филиал N 30 и СПб ГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи N 4".
В соответствии с п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 г. N 1762 выплата специальной социальной выплаты осуществляется на основании сведений, предоставляемых организацией.
Порядок осуществления контроля территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации за полнотой и достоверностью сведений, предоставляемых медицинскими и иными организациями (их структурными подразделениями) для получения специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам, утвержден приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.06.2021 г. N 272.
Положениями п. 12 приказа Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.06.2021 г. N 272 определено, что в случае если после рассмотрения представленных организацией пояснений и документов будут установлены факты представления недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником выплаты, а также факты о понесенных Фондом излишних расходах, должностное лицо составляет Акт проверки медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) о выявленных несоответствиях.
Согласно п. 17 приказа Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.06.2021 г. N 272 в случае неисполнения установленных в Акте проверки сроков для возмещения излишне понесенных Фондом расходов, взыскание таких расходов осуществляется в судебном порядке.
Таким образом, возмещение расходов, излишне понесенных фондом на выплату специальной социальной выплаты, осуществляется на основании Акта проверки в порядке, определенном приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.06.2021 г. N 272.
По результатам проведенной ГУ СПб РО ФСС РФ филиал N 30 проверки полноты и достоверности сведений, предоставленных СПб ГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи N 4", для осуществления территориальным органом фонда специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.10.2020 г. N 1762, был составлен Акт проверки медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) о выявленных несоответствиях от 23.09.2022 г. N 17, согласно которому медицинской организации предложено возместить расходы, излишне понесенные фондом на выплату специальной социальной выплаты в размере 27 945 руб. 00 коп. и на основании уточняющих сведений осуществить корректировку ранее представленных реестров на право получения работниками специальной социальной выплаты в указанном размере и направить их в территориальный орган ФСС РФ для осуществления перерасчета специальной социальной выплаты.
С учетом того, что приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.06.2021 г. N 272, определяющим порядок осуществления контроля территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации за полнотой и достоверностью сведений, предоставляемых медицинскими и иными организациями для получения специальной социальной выплаты, не предусмотрено направление в проверяемую организацию иных документов, кроме акта проверки, содержащих требования контрольного органа, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что этот акт может быть оспорен в судебном порядке, поскольку он обладает всеми признаками ненормативного акта.
С учетом представленных доказательств, суд первой инстанции необоснованно возвратил исковое заявление на основании пункта 1 части 1 статьи 129 АПК РФ.
Как разъяснено в пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при рассмотрении жалоб на определения арбитражного суда первой инстанции арбитражный суд апелляционной инстанции наряду с полномочиями, названными в статье 269 АПК РФ, вправе направить конкретный вопрос на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции (пункт 2 части 4 статьи 272 Кодекса).
Применяя данную норму, следует иметь в виду, что на новое рассмотрение могут быть направлены вопросы, разрешение которых относится к ведению суда первой инстанции и которые суд по существу не рассматривал по причине необоснованного возврата искового заявления, отказа в его принятии, оставления заявления без рассмотрения, прекращения производства по делу или отказа в пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, тогда как в полномочия арбитражного суда апелляционной инстанции входит повторное рассмотрение дела (часть 1 статьи 268 Кодекса). В этих случаях, поскольку арбитражный суд первой инстанции не рассматривал вопросы по существу и не устанавливал обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, арбитражный суд апелляционной инстанции не имеет возможности осуществить повторное рассмотрение дела, как этого требует часть 1 статьи 268 Кодекса.
При указанных обстоятельствах определение суда подлежит отмене с направлением вопроса на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьей 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13 декабря 2022 года по делу N А56-124324/2022 отменить.
Направить вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-124324/2022
Истец: Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи N4"
Ответчик: ГУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Хронология рассмотрения дела:
13.02.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-22509/2023
16.10.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-32098/2023
03.08.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-124324/2022
10.04.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-8185/2023