22 мая 2024 г. |
Дело N А56-57748/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Трощенко Е.И., судей Журавлевой О. Р., Лущаева В.С.,
при участии от Северо-Западной электронной таможни Ряскиной В. А. (доверенность от 12.01.2024), Турьевой Т. Э. (доверенность от 27.12.2023),
рассмотрев 21.05.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Северо-Западной электронной таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.12.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2024 по делу N А56-57748/2023,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Национальный БиоСервис", адрес: 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 17а, лит. А, пом. 32Н, ОГРН 1137847467570, ИНН 7814594155, (далее - Общество, ООО "НБС"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Северо-Западной электронной таможни, адрес: 191167, Санкт-Петербург, Кременчугская ул., д. 21, корп. 2, стр. 1, ОГРН 1207800051909, ИНН 78136441700 (далее - таможня), от 01.06.2023 по делу об административном правонарушении N 10228000-815/2023, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Решением от 06.12.2023 суд первой инстанции изменил постановление таможни, снизив размер штрафа до 25 000 руб., в удовлетворении остальной части заявленных требований отказал.
Постановлением апелляционного суда от 15.02.2024 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе таможня, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение от 06.12.2023 и постановление от 15.02.2024 отменить, принять новый судебный акт - об отказе в требованиях.
По мнению подателя жалобы, суды необоснованно снизили размер штрафа ниже низшего предела санкции, для применения части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ необходимо, чтобы Общество было включено в реестр социально -ориентированных некоммерческих организаций.
В судебном заседании представители таможни поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Общество, надлежащим образом уведомленное о времени и месте заседания, своих представителей в суд не направило, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что 05.06.2021 на Северо-Западный таможенный пост (ЦЭД) Северо-Западной электронной таможни декларантом Обществом подана и зарегистрирована декларация на товары N 10228010/050621/0249293 (далее - ДТ) для помещения под таможенную процедуру "экспорт" на товар: Биологические материалы (образцы) для исследовательских целей. Груз упакован в термоконтейнер с сухим льдом. Предназначены для проведения лабораторных исследований гражданского назначения. Не содержат психотропных и наркотических средств, не содержат этиловый спирт. Не инфицирован ВИЧ, гепатитом, не является опасным грузом. 1.: Пластиковая пробирка объемом 2,0 мл с образцом замороженной сыворотки крови человека от 6 пациентов с аллергией и 5 здоровых контролей: 2 шт. от пациента, производитель: ООО "НАЦИОНАЛЬНЫЙ БИОСЕРВИС", товарный знак: ОТСУТСТВУЕТ, марка: ОТСУТСТВУЕТ, артикул: ОТСУТСТВУЕТ, модель: ОТСУТСТВУЕТ, количество: 22 ШТ", код по ТН ВЭД ЕАЭС: 3002 12 000 5 (далее - товар); Отправитель - ООО "НАЦИОНАЛЬНЫЙ БИОСЕРВИС", получатель - UCB BIOPHARMA UK ON BEHALF OF THE UCB BIOPHARMA SPRL, 216 BATCH RD, SLOUGH, SL1 3 WE, UK. Страна назначения - Бельгия, таможенная стоимость товаров - 0 р.
В соответствии с заявленной таможенной процедурой товар, заявленный в ДТ, выпущен.
Таможней проведена проверка документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств (акт N 10228000/214/120523/А0080 от 12.05.2023).
В ходе проверки документов и сведений установлено, что товар "Биологические материалы" (код ТН ВЭД ЕАЭС - 3002 12 000 5) соотносится с пунктом 9.3.3 ("Образцы биологических материалов человека") категории 9 ("Защита от поражающих воздействий") раздела 4 Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 17.12.2011 N 1661 (действовавший на момент подачи ДТ) и попадает в перечень товаров, подлежащих экспортному контролю.
В результате таможенного контроля установлено нарушение таможенного законодательства в части несоблюдения установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов на вывоз товаров из Российской Федерации.
Таможней 17.05.2023 составлен протокол об административном правонарушении, 01.06.2023 вынесено постановление по делу об АП N 10228000-815/2023 по статье 16.3 КоАП РФ, которым Общество признано виновным в совершении указанного административного правонарушения с назначением штрафа в размере 50 000 руб.
Общество оспорило постановление таможни в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, однако посчитал возможным снизить размер назначенного Обществу штрафа до 25 000 руб.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции, отметив, что штраф правомерно снижен в соответствии с частью 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 16.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.3 КоАП РФ, составляет несоблюдение установленных запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Союза или из Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС запреты и ограничения - это применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о ЕАЭС, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов.
В силу пункта 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Согласно части 5 статьи 7 ТК ЕАЭС в случае, если актами, устанавливающими запреты и ограничения, не определены случаи и (или) порядок подтверждения их соблюдения, соблюдение таких запретов и ограничений подтверждается при перемещении товаров через таможенную границу Союза, а также при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или таможенную процедуру экспорта.
Декларант обязан представить таможенному органу документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, а, следовательно, и документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений (подпункт 2 пункта 2 статьи 84 ТК ЕАЭС).
В подпункте 4 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС указано, что к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка.
В соответствии с пунктом 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Как установили суда, рассматриваемый товар включен в раздел 2.21 "Органы и ткани человека, кровь и ее компоненты, образцы биологических материалов человека" Приложения N 2 Перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 "О мерах нетарифного регулирования" (далее - Перечень товаров, Решение Коллегии ЕЭК N30) (8. Кровь человеческая и ее компоненты, код 3002 12 000 5).
В соответствии с пунктом 3 Положения о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза органов и тканей человека, крови и ее компонентов, образцов биологических материалов человека (приложение N 3 к Решению Коллегии ЕЭК N 30) ввоз и (или) вывоз органов и тканей человека, крови и ее компонентов осуществляются при наличии лицензии, оформленной в соответствии с Инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.11.2014 N 199, или заключения (разрешительного документа), составленного по форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.05.2012 N 45, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 этого Положения.
При вывозе биологических материалов для лечебно-диагностических целей требуется заключение (разрешительный документ) Росздравнадзора.
Материалами дела подтверждается, что Общество представило заключение Росздравнадзора N RU/2021/02-23017/21 от 27.04.2021.
Как установлено судами, целью вывоза товаров является разработка новых подходов к диагностике онкологических, аутоиммунных и других заболеваний, что по своей сути является доклиническим исследованием на основании статьи 11 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств". Вместе с тем документальные подтверждения, в отношении каких конкретно лекарственных средств проводятся данные доклинические исследования отсутствуют. Кроме того, заказчиками данных исследований выступают иностранные компании, которые согласно внешнеэкономическим контрактам могут использовать получаемые биологические материалы также для научных исследований, равно как и передавать их третьим лицам без согласования с российским исполнителем.
В силу пункта 2 раздела 2.21 Перечня товаров вывоз с таможенной территории Евразийского экономического союза образцов биологических материалов человека, не предназначенных для лечебно-диагностических целей, в том числе для гемотрансфузии или трансплантации, осуществляется в соответствии с законодательством государства - члена Евразийского экономического союза в области экспортного контроля.
С учетом изложенного наличие у Общества заключения Росздравнадзора с разрешением на вывоз образцов биологических материалов человека не исключает необходимости соблюдения национального законодательства в области экспортного контроля.
В целях защиты национальных интересов Российской Федерации при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении вооружений, военной техники и товаров двойного назначения, а также соблюдения международных обязательств Российской Федерации по нераспространению оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания в Российской Федерации действует система экспортного контроля, которая регулируется, в том числе нормами Федерального закона от 18.07.1999 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (далее - Закон N 183-ФЗ).
Так, товарами (услугами) двойного применения являются сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом обязательных требований действующего законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, равно как и доказательств принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на недопущение совершения правонарушения, в материалы дела не представлено, что применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует о вине декларанта в допущенном правонарушении.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судами не установлено.
Срок давности привлечения к ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, таможенным органом не пропущен.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, суды не усмотрели оснований для признания малозначительными совершенного Обществом правонарушения и применения статьи 2.9 КоАП РФ.
По мнению подателя жалобы, суды необоснованно снизили размер штрафа ниже низшего предела санкции, для применения части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ необходимо, чтобы Общество было включено в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций.
Указанный довод несостоятелен по следующим основаниям.
Санкция статьи 16.3 КоАП РФ предусматривает для юридических лиц административное наказание в виде административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Апелляционным судом установил, что Общество 01.08.2016 включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (малое предприятие).
Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом.
В силу части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.
Суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод, что Общество отвечает критериям, указанным в части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ, поскольку оно включено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства как малое предприятие, соответственно, в рассматриваемом случае наказание в виде штрафа должно быть назначено Обществу пределах от половины минимального размера до половины максимального размера санкции статьи 16.3 КоАП РФ (от 25 000 руб. до 150 000 руб.).
Наказание в виде штрафа в размере 25 000 руб. отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Следовательно, оценив материалы дела, доводы сторон и представленные ими доказательства в совокупности и взаимосвязи, суды правомерно снизили размер штрафа.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов судов, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшихся судебных актов.
В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки представленных сторонами доказательств и обстоятельств, установленных судами, а также сделанных ими выводов.
Таким образом, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.12.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2024 по делу N А56-57748/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Северо-Западной электронной таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.И. Трощенко |
Судьи |
Е.И. Трощенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.
Суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод, что Общество отвечает критериям, указанным в части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ, поскольку оно включено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства как малое предприятие, соответственно, в рассматриваемом случае наказание в виде штрафа должно быть назначено Обществу пределах от половины минимального размера до половины максимального размера санкции статьи 16.3 КоАП РФ (от 25 000 руб. до 150 000 руб.).
Наказание в виде штрафа в размере 25 000 руб. отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 мая 2024 г. N Ф07-5997/24 по делу N А56-57748/2023