29 мая 2024 г. |
Дело N А13-4940/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 27.05.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом города Череповца на решение Арбитражного суда Вологодской области от 16.08.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2023 по делу N А13-4940/2023,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель (далее - ИП) Румянцев Сергей Анатольевич, ОГРНИП 304352834500055, ИНН 352801165400, обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным предписания Комитета по управлению имуществом города Череповца, адрес: 162600, Вологодская обл., г. Череповец, пр. Строителей, д. 4А, ОГРН 1023501247440, ИНН 3528008860 (далее - Комитет), от 09.03.2023 N 08-01-28-3/168 о демонтаже рекламных конструкций в части пунктов 1, 2.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ИП Чебоксаров Ярослав Александрович, ОГРНИП 304352834500033, ИНН 352800297139.
Решением суда первой инстанции от 16.08.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 27.12.2023, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Комитет просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять по делу новый судебный акт - об отказе в заявленных требованиях, указывая, что целевым назначением информации, размещенной на спорных конструкциях, является не информирование о наименовании организации, месте входа в организацию или месте нахождения организации, а именно привлечение внимания к объекту рекламирования, продвижение его на рынке. О рекламном назначении конструкций можно сделать вывод исходя из их количества, внешнего вида, привлекающего внимание потребителей, наличия у входа в магазин значительно меньшей по размеру таблички, отвечающей признакам вывески. Кроме того, по спорному адресу находятся два здания, соединенные переходом, и одна из конструкций размещена на той части здания, которая не является местом нахождения организации. Положения Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) не предполагают осуществление органами местного самоуправления (далее - ОМСУ) муниципального контроля в сфере рекламы. Комитет считает необоснованными выводы судов относительно того, что выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций должна осуществляться исключительно в рамках проведения контрольных мероприятий. Комитет полагает, что судами неправильно применены к спорным правоотношениям положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Стороны и третье лицо о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 03.02.2023 Комитетом выявлен факт установки и эксплуатации на фасаде здания, расположенного по адресу: г. Череповец, ул. М. Горького, д. 26, ул. М. Горького, д. 26, стр. 1, трех конструкций, содержащих, соответственно, следующую информацию:
"Сковородкино ХОЗТОРГ В хозяйстве все пригодится";
"Сковородкино ХОЗТОРГ В хозяйстве все пригодится";
"Сковородкино ХОЗТОРГ В хозяйстве все пригодится Посуда, хозтовары ул. Архангельская, 100, пр. Октябрьский, 69, ул. М. Горького, 26 8(8202)503952".
Комитет пришел к выводу о том, что данные конструкции являются рекламными, установлены и эксплуатируются без разрешения на их установку и эксплуатацию; лицом, имеющим права на недвижимое имущество, к которому присоединены рекламные конструкции, является Чебоксаров Я.А.
В связи с этим Чебоксарову Я.А. Комитетом выдано предписание от 09.03.2023 N 08-01-28-3/168 о демонтаже в срок до 07.04.2023 следующих рекламных конструкций, расположенных по адресу: г. Череповец, ул. М. Горького, д. 26, ул. М. Горького, д. 26, стр. 1:
"Сковородкино ХОЗТОРГ В хозяйстве все пригодится" (пункт 1 предписания);
"Сковородкино ХОЗТОРГ В хозяйстве все пригодится" (пункт 2 предписания);
"Сковородкино ХОЗТОРГ В хозяйстве все пригодится Посуда, хозтовары ул. Архангельская, 100, пр.Октябрьский, 69, ул. М. Горького, 26 8(8202)503952" (пункт 3 предписания).
В предписании указано, что поскольку владелец рекламных конструкций Комитету неизвестен, обязанность по демонтажу возлагается на правообладателя недвижимого имущества.
При этом в тексте предписания не отражено, при каких обстоятельствах и в рамках каких именно проверочных (контрольных) мероприятий выявлен факт установки и эксплуатации рекламных, по мнению Комитета, конструкций без разрешения на их установку и эксплуатацию.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости Чебоксарову А.Я. на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером 35621:0401009:3095, площадью 1839,8 кв. м, расположенное по адресу: Вологодская обл., г. Череповец, ул. М. Горького, д. 26, стр. 1.
ИП Чебоксаровым А.Я. (арендодатель) и ИП Румянцевым С.А. (арендатор) заключен договор от 01.09.2022, по условиям пункта 1.1 которого арендодатель обязуется передать арендатору за плату во временное владение и пользование (аренду) часть нежилого помещения с кадастровым номером 35621:0401009:3095, общей площадью 600 кв. м, расположенное по адресу: Вологодская обл., г. Череповец, ул. М. Горького, д. 26, стр. 1, первый этаж (далее - помещение), для использования под организацию торговой точки - магазина розничной торговли хозяйственными товарами "Хозторг. Сковородкино", а арендатор обязуется принять помещение и уплачивать арендодателю арендную плату.
Согласно пункту 2.1 договора последний заключен на срок 11 месяцев с момента подписания сторонами.
ИП Румянцев С.А., обращаясь с заявлением об оспаривании предписания, указал, что спорные конструкции принадлежат ему, что подтверждается актом от 23.10.2018 N 144, Румянцев С.А. является их владельцем (фактическим владельцем), непосредственно осуществляет деятельность магазина розничной торговли хозяйственными товарами "Хозторг. Сковородкино".
В связи с добровольным демонтажем одной из конструкций Комитет в письме от 18.04.2023 сообщил, что предписание считается исполненным только в части пункта 3.
Настаивая на том, что спорные конструкции, отраженные в предписании, принадлежат именно заявителю, посчитав, что данным предписанием нарушаются его права и законные интересы, ИП Румянцев С.А. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным предписания в части пунктов 1, 2.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, поскольку пришел к выводу о том, что информация, содержащаяся на спорных конструкциях, не отвечает признакам рекламы.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения, приведя иную мотивировочную часть, сделав вывод о существенном нарушении процедуры вынесения предписания, являющимся самостоятельным основанием для признания его незаконным.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
При рассмотрении вопроса о законности оспариваемого ненормативного правового акта, независимо от доводов заявителя, судебной проверке подлежит вопрос о соблюдении органом, вынесшим такой оспариваемый акт, процедуры его принятия.
В данном случае оспариваемое предписание вынесено ответчиком в ходе реализации Комитетом полномочий по выдаче предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций, предусмотренных пунктом 4.72 Положения о комитете по управлению имуществом города Череповца, принятого решением Череповецкой городской Думы от 06.05.2015 N 74 (далее - Положение).
К числу полномочий Комитета отнесены в том числе:
принятие решения о выдаче (отказе в выдаче, аннулировании) разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (пункт 4.68 Положения);
ведение реестра выданных разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (пункт 4.69 Положения);
заключение договоров на право размещения рекламной конструкции для ее установки и эксплуатации (пункт 4.70 Положения);
осуществление проверок правомочности установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города, принятие мер по устранению выявленных нарушений (пункт 4.71 Положения);
выдача предписания о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций (пункт 4.72 Положения).
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ, Закон о рекламе) под рекламными конструкциями, на которых размещается наружная реклама, понимаются щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, проекционное и иное предназначенное для проекции рекламы на любые поверхности оборудование, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта.
Как предусмотрено статьей 3 этого же Закона, под рекламой понимается информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1); объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2).
В соответствии с частью 9 статьи 19 Закона N 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции ОМСУ муниципального района, органом местного самоуправления муниципального округа или ОМСУ городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В силу части 10 статьи 19 Закона N 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания ОМСУ муниципального района, ОМСУ муниципального округа или ОМСУ городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
На основании части 21 статьи 19 Закона N 38-ФЗ владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания ОМСУ муниципального района, ОМСУ муниципального округа или ОМСУ городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.
В силу пункта 4 статьи 2 Закона N 294-ФЗ муниципальный контроль - деятельность ОМСУ, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований.
Согласно пункту 26.1 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе.
Осуществление уполномоченными государственными органами (антимонопольными органами) государственного контроля (надзора) в сфере рекламы не исключает проведение ОМСУ контроля в указанной сфере в целях решения вопросов местного значения, в том числе благоустройства.
Как отмечено апелляционным судом, в тексте оспариваемого предписания не отражено, при каких обстоятельствах и в рамках каких именно проверочных (контрольных) мероприятий выявлен факт установки и эксплуатации рекламных, по мнению Комитета, конструкций без разрешения на их установку и эксплуатацию.
На предложение определения апелляционного суда от 27.11.2023 представить соответствующие пояснения и документы Комитет сослался на пункт 4.72 названного выше Положения о своей деятельности.
Между тем, как указал апелляционный суд, Комитет не представил документов, подтверждающих обстоятельства, при которых выявлено нарушение, и отражающих результаты осмотра и контроля в день проведения (к примеру, акт осмотра с фототаблицей и т.д.).
Так, предписание выдано 09.03.2023, однако в отзыве на заявление Комитет указал, что факт незаконной установки и эксплуатации спорных конструкций выявил 03.02.2023. Какие-либо документы от 03.02.2023 в материалы дела не представлены.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд апелляционной инстанции учел судебную практику по аналогичным вопросам (постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.06.2023 по делу N А44-5051/2022, от 23.01.2024 по делу N А13-5805/2023).
Указанное не лишает Комитет права выдачи нового предписания после устранения недостатков правового и документального подтверждения. Кроме того, настаивая в суде на законности предписания (пункты 1 и 2), Комитет принял последующий самостоятельный документ - распоряжение от 27.04.2023 N 419р "О демонтаже рекламных конструкций" с размещением информации о нем на сайте в сети "Интернет".
Таким образом, с учетом приведенной выше мотивировочной части оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется (статья 288 АПК РФ).
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности и достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 16.08.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2023 по делу N А13-4940/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом города Череповца - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 4 статьи 2 Закона N 294-ФЗ муниципальный контроль - деятельность ОМСУ, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований.
Согласно пункту 26.1 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе.
...
Суд апелляционной инстанции учел судебную практику по аналогичным вопросам (постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.06.2023 по делу N А44-5051/2022, от 23.01.2024 по делу N А13-5805/2023)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 мая 2024 г. N Ф07-4060/24 по делу N А13-4940/2023