06 июня 2024 г. |
Дело N А56-21024/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Бобарыкиной О.А., Жуковой Т.В.,
при участии от Министерства обороны Российской Федерации представителя Минеевой А.С. (доверенность от 25.09.2023 N 207/4/51д),
рассмотрев 06.06.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2024 по делу N А56-21024/2022,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Инженерно-энергетический комплекс", адрес: 188502, Ленинградская область, Ломоносовский район, деревня Горбунки, дом 29, ОГРН 1184704015759, ИНН 4725005187 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны, адрес: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская улица, дом 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547 (далее - Учреждение), а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - с Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 119019, Москва, улица Знаменка, дом 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Министерство), 98 985 руб. 02 коп. задолженности за поставленную в сентябре и октябре 2021 года тепловую энергию по договору теплоснабжения и поставки горячей воды N БФ-637-21-12Т и 27 000 руб. расходов по оплате услуг представителя.
Вступившим в законную силу решением от 02.09.2022 иск удовлетворен в полном объеме.
Общество 02.10.2023 обратилось в порядке статьи 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об индексации присужденной судом денежной суммы на 4865 руб. 01 коп.
Определением суда от 14.11.2023 заявление удовлетворено частично: с Учреждения, а при недостаточности денежных средств - с Министерства, в пользу Общества взыскано 698 руб. 73 коп. в качестве индексации присужденных денежных сумм.
Постановлением апелляционного суда от 22.02.2024 определение изменено: с Учреждения, а при недостаточности денежных средств - с Министерства, в пользу Общества взыскано 3316 руб. 14 коп. в качестве индексации присужденных денежных сумм. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить определение от 14.11.2023 и постановление от 22.02.2024, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявления.
По мнению подателя жалобы, основания для взыскания спорной суммы отсутствуют; в силу пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение, в связи с чем в период исполнения судебного акта не сможет производиться индексация присужденных денежных сумм; суды при присуждении индексации не учли, что, поскольку местом нахождения Общества является Ленинградская область, в расчете должна использоваться статистическая информация об индексе потребительских цен на товары и услуги в Ленинградской области, а не Российской Федерации в целом.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Согласно статье 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную названным Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 183 АПК РФ установлен порядок рассмотрения заявления взыскателя об индексации присужденных денежных сумм.
В соответствии с частью 1 статьи 183 АПК РФ арбитражный суд первой инстанции, рассмотревший дело, производит по заявлению взыскателя индексацию присужденных судом денежных сумм на день исполнения решения суда.
Если иное не предусмотрено федеральным законом, присужденные денежные суммы индексируются со дня вынесения решения суда или, если решением суда предусмотрена выплата присужденной денежной суммы в предстоящем периоде, с момента, когда такая выплата должна была быть произведена.
Если иное не предусмотрено федеральным законом или договором, для индексации используется официальная статистическая информация об индексе потребительских цен (тарифов) на товары и услуги в Российской Федерации, размещаемая на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Индексация выступает гарантией защиты имущественных интересов взыскателя от инфляционных процессов с момента вынесения судебного решения до его реального исполнения и направлена на поддержание покупательской способности присужденных денежных сумм.
По своей правовой природе индексация присужденных денежных сумм представляет собой упрощенный порядок возмещения взыскателю финансовых потерь, вызванных несвоевременным исполнением должником решения суда, когда взысканные суммы обесцениваются в результате экономических явлений. При этом индексация не является мерой гражданско-правовой ответственности должника за ненадлежащее исполнение денежного обязательства, а представляет собой правовой механизм, позволяющий полностью возместить потери взыскателя от длительного неисполнения судебного решения в условиях инфляционных процессов (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20.03.2008 N 244-О-П и от 06.10.2008 N 738-О-О).
Аналогичный подход отражен в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23.07.2018 N 35-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Ивановой Т.В., Митина И.М. и Шкотова Е.В.", где также указано, что механизм индексации взысканных судом денежных сумм направлен на поддержание их покупательной способности.
Таким образом, индексация взысканных судом денежных сумм - это механизм, направленный на защиту имущественных интересов взыскателя от инфляционных процессов.
Целью индексации является восстановление покупательной способности денежной суммы до того уровня, каким он был на момент ее присуждения. Единственным основанием для проведения индексации является сам факт несвоевременной уплаты денежной суммы полностью или в части.
В связи с этим индексация не ставится в зависимость от вины должника и производится с момента присуждения денежных сумм до фактического исполнения решения суда.
Индексация присужденных судом сумм, выступающая в качестве механизма, позволяющего полностью возместить потери взыскателя от длительного неисполнения судебного решения, производится с момента присуждения судом денежных сумм до фактического исполнения решения суда.
Моментом присуждения денежных сумм является день вынесения судебного акта, которым эти суммы были взысканы, поскольку процессуальные аспекты, связанные со вступлением решения суда в силу, лишь служат гарантией соблюдения его законности, не влияя при этом на права участников спора, в отношении которых был вынесен акт правосудия, подтвердивший на дату своего принятии существование соответствующего права (определение Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.2014 N 81-КГ14-17).
Вместе с тем положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрена специальная процедура обращения взыскания на средства бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета) документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 названного Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
В силу пункта 6 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", Минфин России, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют исполнение судебных актов о возмещении вреда в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение в соответствующий финансовый орган с учетом положений, установленных пунктом 3.2 статьи 242.1 и абзацем третьим пункта 6 статьи 242.2 БК РФ.
С учетом того, что процедура исполнения судебного акта о возмещении вреда, предусматривающего взыскание средств за счет соответствующей казны, не может быть начата без непосредственного волеизъявления лица, в чью пользу взыскиваются денежные средства, и предполагает совершение взыскателем активных действий по предъявлению исполнительного листа к исполнению, в течение предусмотренного пунктом 6 статьи 242.2 БК РФ срока, а также за период с момента вступления судебного акта в законную силу и до поступления исполнительного документа в финансовый орган проценты за пользование чужими денежными средствами не начисляются и индексация взысканных судом денежных сумм не производится.
Данная позиция была закреплена и в пункте 7 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016, согласно которой положения Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусматривают добровольного исполнения вступивших в законную силу судебных постановлений по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации до предъявления судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем исполнительного листа к исполнению в соответствии со статьей 242.1 БК РФ и с соблюдением требований, предусмотренных данной нормой. Поэтому в период исполнения судебных постановлений по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по правилам главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации индексация присужденных судом денежных сумм не производится.
В рассматриваемом случае судебные инстанции установили, что исполнительный лист серии ФС N 039437914 выдан истцу 11.11.2022 и направлен в Управление Федерального казначейства по Санкт-Петербургу (далее - казначейство) 02.12.2022; согласно уведомлению от 08.12.2022 исполнительный лист получен казначейством. Решение суда от 02.09.2022 по настоящему делу исполнено Учреждением в полном объеме 05.05.2023. С учетом изложенного с момента поступления исполнительного листа до момента исполнения судебного акта прошло более трех месяцев.
В этой связи суды пришли к правомерному выводу, что поскольку исполнительный лист принят органом казначейства для исполнения 08.12.2022, истец правомерно определил период начисления индексации.
Довод Министерства со ссылкой на пункт 6 статьи 242.2 БК РФ о том, что в период исполнения судебного акта не может производиться индексация присужденных денежных сумм, отклоняется кассационной инстанцией.
Процедура исполнения судебного акта в рамках как гражданского, так и арбитражного процесса, предусматривающая взыскание бюджетных средств с публично-правового образования, не может быть начата без непосредственного волеизъявления лица, в чью пользу взыскиваются денежные суммы, поскольку до момента поступления исполнительного документа на исполнение у должника -публично-правового образования отсутствуют основания для исполнения судебного акта в порядке, отличном от установленного бюджетным законодательством (в том числе в добровольном порядке) (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2023 N 305-ЭС22-16399 по делу N А40-286229/2018).
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 22.06.2023 N 34-П (далее - Постановление N 34-П) признал положения статьи 183 АПК РФ, пунктов 1 и 2 статьи 242.2 и пункта 6 статьи 242.2 БК РФ в их взаимосвязи не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования неопределенность их нормативного содержания порождает неоднозначное решение вопроса о дне, начиная с которого должен исчисляться срок индексации присужденных судом денежных сумм при обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и предписал федеральному законодателю незамедлительно принять меры по устранению неопределенности содержания указанных норм в их взаимосвязи.
Конституционный Суд Российской Федерации постановил, что впредь до внесения федеральным законодателем в действующее правовое регулирование изменений, вытекающих из Постановления N 34-П, исчисление срока индексации присужденных судом денежных сумм при обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации должно осуществляться начиная со дня поступления исполнительных документов, названных в статье 242.1 БК РФ, на исполнение.
Как обоснованно отметил апелляционный суд, определяя период индексации с 09.03.2023 по 05.05.2023, суд первой инстанции не принял во внимание приведенные выше разъяснения, данные Конституционным судом Российской Федерации в Постановлении N 34-П.
С учетом изложенного апелляционный суд, проверив расчет истца, согласно которому сумма индексации за период с 22.12.2022 по 05.05.2023 составит 3316 руб. 14 коп., признал его правильным и удовлетворил заявление в указанном размере.
Апелляционный суд также обоснованно отклонил довод Министерства о том, что в расчете должна была использована статистическая информация об индексе потребительских цен на товары и услуги в Ленинградской области, а не Российской Федерации в целом.
В силу прямого указания, содержащегося в абзаце третьем части 1 статьи 183 АПК РФ, для индексации используется индекс потребительских цен (тарифов) на товары и услуги в Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Из буквального толкования пункта 4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22.07.2021 N 40-П также следует, что при расчете индексации надлежит использовать официальную статистическую информацию об индексе потребительских цен (тарифов) на товары и услуги в Российской Федерации, которая размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно удовлетворил заявление Общества в сумме 3316 руб. 14 коп.
Иное толкование подателями жалобы действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы апелляционного суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам. Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судом не допущено. В связи с этим основания для отмены постановления апелляционной инстанции и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2024 по делу N А56-21024/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
А.А. Кустов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил правомерность индексации присужденных денежных сумм за поставленную тепловую энергию, отклонив доводы о невозможности индексации в период исполнения судебного акта. Суд установил, что индексация должна производиться с момента поступления исполнительного документа на исполнение, а не с момента исполнения решения. Сумма индексации была определена на основе статистики по России.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 июня 2024 г. N Ф07-5354/24 по делу N А56-21024/2022
Хронология рассмотрения дела:
06.06.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5354/2024
22.02.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-43088/2023
22.02.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-42714/2023
04.05.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1090/2023
09.11.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-33352/2022
02.09.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-21024/2022