11 июня 2024 г. |
Дело N А05-12433/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Трощенко Е.И., рассмотрев 11.06.2024 в порядке упрощенного производства без проведения судебного заседания и вызова сторон кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 11.01.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2024 по делу N А05-12433/2023,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, адрес: 163069, г. Архангельск, наб. Северной Двины, д. 28, ОГРН 1022900514515, ИНН 2901038317 (далее - Отделение, фонд), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Рыбалка спорт", адрес: 163002, Архангельск, Нагорная ул., д. 56, корп. 2, ОГРН 1082901004350, ИНН 2901177399 (далее - Общество), о взыскании 4 000 руб. финансовых санкций, в том числе 3 500 руб. финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за август-декабрь 2021 года, июль, декабрь 2022 года, 500 руб. финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2022 года.
Дело рассмотрено по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда в виде резолютивной части от 25.12.2023 (мотивированное решение изготовлено 11.01.2024) иск удовлетворен в части взыскания 1000 руб. штрафа за непредставление сведений по форме СЗВ-М за июль 2022 года и по форме СЗВ-СТАЖ за 2022 год.
Постановлением апелляционной инстанции от 02.04.2024 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Отделение, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение от 11.01.2024 и постановление от 02.04.2024 отменить в части отказа во взыскании финансовой санкции за декабрь 2022 года в сумме 500 руб., в указанной части заявление удовлетворить.
По мнению подателя жалобы, неправомерен отказ в иске о взыскании финансовой санкции за декабрь 2022 года в сумме 500 руб., так как Обществом был нарушен срок представления этой отчетности, соответственно, имелись основания для взыскания штрафа.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Как следует из материалов дела, Общество в силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Общество представило в фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М с типом "исх" (исходная форма) за август 2021 года 15.09.2021, за сентябрь 2021 года - 14.10.2021, за октябрь 2021 года - 15.11.2021, за ноябрь 2021 года - 15.12.2021, за декабрь 2021 года - 17.01.2022, то есть в установленные сроки.
В дальнейшем, выявив ошибки в ранее представленных сведениях, страхователь 28.02.2022 дополнительно представил сведения по форме СЗВ-М за август-декабрь 2021 года на одно застрахованное лицо.
В связи с нарушением страхователем сроков представления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за август-декабрь 2021 года фонд провел проверку, по результатам которой составил акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 16.03.2022 N 039S18220000870, 039S18220000871, 039S18220000872, 039S18220000873, 039S18220000877.
Решениями фонда от 27.04.2022 N 039S19220001537, 039S19220001538, 039S19220001539, 039S19220001540, 039S19220001541 Общество привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, август-декабрь 2021 года в сумме 2 500 руб.
На основании указанного решения фонд направил в адрес Общества требования от 02.06.2022 N 039S01220002427, 039S01220002428, 039S01220002429, 039S01220002430, 039S01220002431, которыми предложил уплатить финансовые санкции.
Кроме того, Общество 15.09.2022 представило в фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М в отношении 1 застрахованного лица за июль 2022 года, а 17.01.2023 - за декабрь 2022 года.
В связи с нарушением страхователем сроков представления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль, декабрь 2022 года фонд провел проверку, по результатам которой составил акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 28.09.2022 N 039S18220005763, от 21.02.2023 N 039S18230000618 (соответственно).
Решениями фонда от 02.11.2022 N 039S19220006426, от 05.04.2023 N 039S19230001422 Общество привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, за июль, декабрь 2022 года в общей сумме 1 000 руб.
На основании указанных решений фонд направил в адрес Общества требования от 13.12.2022 N 039S01220007490, от 18.05.2023 N 039S01230002009, которыми предложил уплатить финансовые санкции.
Кроме того, фонд вынес решение от 22.06.2023 N 039S19230002866, которым Общество привлечено к ответственности в виде штрафа в сумме 500 руб. за непредставление страхователем в установленный срок сведений по форме СЗВ-СТАЖ, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, за 2022 год.
На основании названного решения фонд направил Обществу требование от 07.08.2023 N 039S01230003668 об уплате финансовой санкции.
Поскольку Общество в добровольном порядке требования об уплате финансовых санкций не исполнило, фонд обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил требования в части взыскания 1 000 руб. финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за июль 2022 года, СЗВ-СТАЖ за 2022 год, в удовлетворении заявления в остальной части отказал, поскольку установил, что Общество до момента обнаружения ошибки фондом представило дополнительные сведения за август-декабрь 2021 года, а также учел, что с 01.01.2023 частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ не предусмотрена ответственность страхователя за непредставление сведений, установленных пунктом 2.2 статьи 11 данного Закона.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, вопросы исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в связи с чем при установлении ответственности и назначении наказания следует руководствоваться главой 15 данного Кодекса.
В силу статьи 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое данным Кодексом установлена ответственность.
Пунктом 1 статьи 108 НК РФ определено, что никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом.
Согласно правовым позициям, выработанным Конституционным Судом Российской Федерации (постановления от 15 июля 1999 года N 11-П, от 25 января 2001 года N 1-П, от 17 июля 2002 года N 13-П, от 19 марта 2003 года N 3-П, от 13 марта 2008 года N 5-П, от 27 мая 2008 года N 8-П, от 13 июля 2010 года N 15-П, от 18 мая 2012 года N 12-П, от 17 января 2013 года N 1-П, от 14 февраля 2013 года N 4-П, от 25 февраля 2014 года N 4-П, от 19 января 2016 года N 2-П и от 29 ноября 2016 года N 26-П), любой законодательный механизм претерпевания лицом неблагоприятных последствий совершения им тех или иных противоправных действий (бездействия) должен отвечать следующим требованиям: юридическая ответственность может наступать только за те деяния, которые законом, действующим на момент их совершения, признаются правонарушениями; ее регулирование должно согласовываться с конституционными принципами демократического правового государства, включая требование справедливости, в его взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами как субъектами ответственности; общепризнанным принципом привлечения к ответственности во всех отраслях права является наличие вины - либо доказанной, либо презюмируемой, но опровержимой - как элемента субъективной стороны состава правонарушения, а всякое исключение из него должно быть выражено прямо и недвусмысленно, т.е. предусмотрено непосредственно в законе.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2023, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) сведения по форме СВЗ-М, содержащие страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Для подачи рассматриваемых сведений использовалась форма "Сведения о застрахованных лицах" (форма СЗВ-М), утвержденная постановлением Правления ПФ РФ от 15.04.2021 N 103п.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 14.07.2022 N 237-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года, сведения для индивидуального (персонифицированного) учета представляются страхователями в соответствующие органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу этого Федерального закона.
Как следует из материалов дела, сведения по форме СВЗ-М за декабрь 2022 года подлежали представлению Обществом не позднее 16.01.2023, а представлены им 17.01.2023, то есть с нарушением установленного срока, что заявителем не оспаривалось и не опровергалось.
Между тем, как следует из пунктов 1 и 2 сохраняющего свою силу Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения", в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
В случае непринятия привлекающим к ответственности органом необходимых мер вопрос о неприменении ответственности может быть решен в арбитражном суде по заявлению лица, в отношении которого вынесено решение (постановление) о привлечении к ответственности.
В данном случае норма части третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей с 01.01.2023, не предусматривала ответственность страхователя за несвоевременное представление им сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, который в редакции данной статьи, действующей с указанной даты, отсутствовал.
Следовательно, суды сделали правильный вывод, поскольку на момент принятия фондом решения от 05.04.2023 часть 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ не предусматривала ответственность за несоблюдение страхователем требований о предоставлении таких сведений, у фонда отсутствовали основания для привлечения Общества к ответственности и взыскания финансовой санкции.
На основании изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении заявления в части взыскания 500 руб. финансовых санкций по решению от 05.04.2023.
Суды правильно применили нормы материального и процессуального права, их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов судов, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшихся судебных актов.
В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки представленных сторонами доказательств и обстоятельств, установленных судами, а также сделанных ими выводов.
Таким образом, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 11.01.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2024 по делу N А05-12433/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Судья |
Е.И. Трощенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд установил, что организация была привлечена к ответственности за непредставление сведений в установленный срок, однако часть требований о взыскании санкций была отклонена. Суд указал на отсутствие оснований для привлечения к ответственности за несвоевременное представление сведений, поскольку действующее законодательство не предусматривало такой ответственности на момент принятия решения.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 июня 2024 г. N Ф07-8160/24 по делу N А05-12433/2023