21 августа 2024 г. |
Дело N А05-9835/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Журавлевой О.Р., Родина Ю.А.,
рассмотрев 21.08.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.12.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2023 по делу N А05-9835/2023,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1022900514515, ИНН 2901038317; адрес: 163000, город Архангельск, набережная Северной Двины, дом 28; далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к муниципальному казенному учреждению городского округа "Город Архангельск" "Городской центр гражданской защиты" (ОГРН 1072901005748, ИНН 2901162730; адрес: 163002, город Архангельск, улица Нагорная, дом 56; далее - Учреждение) о взыскании финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), по форме СЗВ-М за декабрь 2022 года в сумме 25 500 руб.
Решением суды от 25.12.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.03.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить состоявшиеся судебные акты и удовлетворить иск.
Как указывает податель жалобы, в связи с внесением с 01.01.2023 изменений в Закон N 27-ФЗ мера ответственности за несвоевременное предоставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета у страхователей не отменена и не изменена, в связи с чем оснований для освобождения Учреждения от уплаты финансовых санкций не имеется.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Учреждение 20.01.2023 представило в Фонд исходные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2022 года (в отношении 51 застрахованного лица), при установленном сроке их представления - не позднее 16.01.2023.
По факту нарушения Фондом составлен акт от 02.02.2023 N 039S18230000232, а также принято решение от 15.03.2023 N 039S19230000919 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования по части третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 указанного Закона, за декабрь 2022 года в размере 25 500 руб. (500 руб. * 51 застрахованное лицо).
На основании указанного решения Фонд направил ответчику требование от 10.04.2023 N 039S1230001398 об уплате финансовых санкций. При этом срок для добровольного исполнения в требовании, представленном Фондом в материалы судебного дела, не устанавливался.
Указывая на то, что Учреждение требование об уплате финансовой санкции в добровольном порядке не исполнило, Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовых санкций.
По результатам исследования материалов дела, суды не усмотрели оснований доя удовлетворения требований Фонда, ссылаясь на отсутствие с 01.01.2023 в части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ ответственности страхователя за нарушение, установленное пунктом 2.2 статьи 11 данного Закона
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, считает принятые судебные акты не подлежащими отмене исходя из следующего.
В соответствии со статьей 1 Закона N 27-ФЗ, статьей 6 и пункта 2 статьи 14 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 167-ФЗ (далее - Закон N 167-ФЗ) Учреждение, являясь страхователем, обязано своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно статье 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, вопросы исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в связи с чем при установлении ответственности и назначении наказания следует руководствоваться главой 15 данного Кодекса.
В силу статьи 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое данным Кодексом установлена ответственность.
Пунктом 1 статьи 108 НК РФ определено, что никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом.
Согласно правовым позициям, выработанным Конституционным Судом Российской Федерации (постановления от 15 июля 1999 года N 11-П, от 25 января 2001 года N 1-П, от 17 июля 2002 года N 13-П, от 19 марта 2003 года N 3-П, от 13 марта 2008 года N 5-П, от 27 мая 2008 года N 8-П, от 13 июля 2010 года N 15-П, от 18 мая 2012 года N 12-П, от 17 января 2013 года N 1-П, от 14 февраля 2013 года N 4-П, от 25 февраля 2014 года N 4-П, от 19 января 2016 года N 2-П и от 29 ноября 2016 года N 26-П), любой законодательный механизм претерпевания лицом неблагоприятных последствий совершения им тех или иных противоправных действий (бездействия) должен отвечать следующим требованиям: юридическая ответственность может наступать только за те деяния, которые законом, действующим на момент их совершения, признаются правонарушениями; ее регулирование должно согласовываться с конституционными принципами демократического правового государства, включая требование справедливости, в его взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами как субъектами ответственности; общепризнанным принципом привлечения к ответственности во всех отраслях права является наличие вины - либо доказанной, либо презюмируемой, но опровержимой - как элемента субъективной стороны состава правонарушения, а всякое исключение из него должно быть выражено прямо и недвусмысленно, т.е. предусмотрено непосредственно в законе.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2023, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) сведения по форме СВЗ-М, содержащие страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Для подачи рассматриваемых сведений использовалась форма "Сведения о застрахованных лицах" (форма СЗВ-М), утвержденная постановлением Правления ПФ РФ от 15.04.2021 N 103п.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 этого Закона частью третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2023) предусматривалась ответственность в виде применения финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Переходными положениями части 1 статьи 15 Федерального закона от 14.07.2022 N 237-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 237-ФЗ) предусматривалось, что за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года, сведения для индивидуального (персонифицированного) учета представляются страхователями в соответствующие органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как указывал Фонд, сведения по форме СВЗ-М за декабрь 2022 года подлежали представлению Учреждением не позднее 16.01.2023, а представлены 20.01.2023, что послужило достаточным основанием для привлечения страхователя к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 этого Закона.
Вместе с тем суды верно указали на то, что с 01.01.2023 статья 11 Закона N 27-ФЗ изложена в новой редакции, в которой пункт 2.2 отсутствует.
Кроме того, частью третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ (в редакции Закона N 237-ФЗ) определено, что финансовые санкции в размере 500 рублей применяются в отношении каждого застрахованного лица за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных только пунктами 2 и 2.1 статьи 11 данного Федерального закона (за исключением сведений, предусмотренных подпунктом 4 указанного пункта).
Как следует из пунктов 1 и 2 сохраняющего свою силу Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения", в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
В случае непринятия привлекающим к ответственности органом необходимых мер вопрос о неприменении ответственности может быть решен в арбитражном суде по заявлению лица, в отношении которого вынесено решение (постановление) о привлечении к ответственности.
Поскольку в данном случае норма части третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей с 01.01.2023, на момент предоставления Учреждением сведений индивидуального (персонифицированного) учета за декабрь 2022 года и вынесения Фондом решения от 15.03.2023 N 039S19230000919 о наложении на страхователя финансовых санкций не предусматривала ответственность страхователя за несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, суды обоснованно указали, что основания для привлечения Учреждения к названной ответственности у Фонда отсутствовали.
Доводы, изложенные Фондом в кассационной жалобе, не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судебными инстанциями при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов.
Учитывая, что дело рассмотрено судами полно и всесторонне при правильном применении норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.12.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2024 по делу N А05-9835/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил кассационную жалобу на решение о взыскании штрафа за непредставление сведений по форме СЗВ-М, указав, что с 01.01.2023 ответственность за несвоевременное предоставление таких сведений была отменена. Суд установил, что на момент нарушения действовали новые нормы, не предусматривающие санкции за указанное правонарушение.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 августа 2024 г. N Ф07-8597/24 по делу N А05-9835/2023