28 августа 2024 г. |
Дело N А05-10721/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Лущаева С.В., Родина Ю.А.,
рассмотрев 28.08.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17.01.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2024 по делу N А05-10721/2023,
УСТАНОВИЛ:
отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, адрес: 163069, город Архангельск, набережная Северной Двины, дом 28, ОГРН 1022900514515, ИНН 2901038317; далее - отделение, фонд) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Миазмет", адрес: 163017, город Архангельск, улица Октябрьская, дом 3, строение 2, ОГРН 1202900000742, ИНН 2901300236 (далее - Общество), о взыскании 3 500 руб. финансовых санкций за непредставление в установленный законом срок сведений за март-май и ноябрь 2022 года.
Решением суда от 17.01.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.04.2024, в удовлетворении заявления Фонда отказано.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить состоявшиеся судебные акты в части отказа в удовлетворении требования о взыскании 2 000 руб. санкции за несвоевременное представление сведений за ноябрь 2022 года и удовлетворить заявление в данной части.
Податель жалобы считает, что оснований для отказа во взыскании с Общества 2 000 руб. финансовых санкций за непредставление в установленный законом срок сведений по форме СЗВ-М за ноябрь 2022 года у судов не имелось, так как с 1 января 2023 года изменился лишь порядок предоставления страхователями сведений индивидуального персонифицированного учета, их обязанность по предоставлению данных сведений не отменена, улучшения положения субъекта правонарушения не произошло, поскольку мера ответственности за неисполнение данной обязанности не отменена и не смягчена.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество в силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Ответчик 13.04.2022 представил в Фонд сведения по форме СЗВ-М с типом "исх" (исходная форма) за март 2022 года на 4 застрахованных лица, 11.05.2022 - за апрель 2022 года на 3 застрахованных лица, 14.06.2022 - за май 2023 года на 3 застрахованных лица.
В дальнейшем, самостоятельно выявив ошибки в ранее представленных сведениях, страхователь 11.07.2022 дополнительно представил сведения по форме СЗВ-М (дополняющие) за март-май 2022 года на одно застрахованное лицо; 09.01.2023 Общество представило в Фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М в отношении 4 застрахованных лиц за ноябрь 2022 года.
В связи с нарушением страхователем сроков представления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за март-май и ноябрь 2022 года Фонд провел проверку, по результатам которой составил акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 27.09.2022 N 039S18220004861, 039S18220004865, 039S18220004866 (по сведениям за март-май), от 16.02.2023 N 039S18230000580 (по сведениям за ноябрь).
Общество привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, за май-март 2022 года в сумме 1 500 руб. - решениями Фонда от 07.09.2022 N 039S19220005573, 039S19220005574, 039S19220005575, штрафа за непредставление в установленный срок сведений за ноябрь 2022 года в сумме 2000 руб. (500 руб. * 4) - решением от 30.03.2023 N 039S19230001363.
На основании указанных решений фонд направил в адрес Общества требования от 18.10.2022 N 039S01220006525, 039S01220006526, 039S01220006527 (по сведениям за март-май), требование от 03.05.2023 N 039S01230001783 (по сведениям за ноябрь), которыми предложил уплатить финансовые санкции.
Поскольку ответчик в добровольном порядке требования об уплате финансовых санкций не исполнил, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды, отказывая Фонду в удовлетворении заявления, учли представление Обществом до момента обнаружения ошибки Фондом дополнительных сведений за март-май 2022 года, а в отношении нарушения срока предоставления сведений СЗВ-М за ноябрь 2022 года исходили из того, что с 01.01.2023 частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ не предусмотрена ответственность страхователя за непредставление сведений, установленных пунктом 2.2 статьи 11 данного Закона.
В части отказа в удовлетворении требования о взыскании со страхователя 1 500 руб. финансовой санкции за непредставление в установленный срок сведений за май-март 2022 года судебные акты Фондом в кассационном порядке не обжалуются.
Суд округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене исходя из следующего.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, вопросы исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в связи с чем при установлении ответственности и назначении наказания следует руководствоваться главой 15 данного Кодекса.
В силу статьи 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое данным Кодексом установлена ответственность.
Пунктом 1 статьи 108 НК РФ определено, что никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом.
Как верно отметили суды, согласно правовым позициям, выработанным Конституционным Судом Российской Федерации (постановления от 15 июля 1999 года N 11-П, от 25 января 2001 года N 1-П, от 17 июля 2002 года N 13-П, от 19 марта 2003 года N 3-П, от 13 марта 2008 года N 5-П, от 27 мая 2008 года N 8-П, от 13 июля 2010 года N 15-П, от 18 мая 2012 года N 12-П, от 17 января 2013 года N 1-П, от 14 февраля 2013 года N 4-П, от 25 февраля 2014 года N 4-П, от 19 января 2016 года N 2-П и от 29 ноября 2016 года N 26-П), любой законодательный механизм претерпевания лицом неблагоприятных последствий совершения им тех или иных противоправных действий (бездействия) должен отвечать следующим требованиям: юридическая ответственность может наступать только за те деяния, которые законом, действующим на момент их совершения, признаются правонарушениями; ее регулирование должно согласовываться с конституционными принципами демократического правового государства, включая требование справедливости, в его взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами как субъектами ответственности; общепризнанным принципом привлечения к ответственности во всех отраслях права является наличие вины - либо доказанной, либо презюмируемой, но опровержимой - как элемента субъективной стороны состава правонарушения, а всякое исключение из него должно быть выражено прямо и недвусмысленно, т.е. предусмотрено непосредственно в законе.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2023, страхователь был обязан ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представлять о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) сведения по форме СВЗ-М, содержащие страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Для подачи рассматриваемых сведений использовалась форма "Сведения о застрахованных лицах" (форма СЗВ-М), утвержденная постановлением Правления ПФ РФ от 15.04.2021 N 103п.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 14.07.2022 N 237-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года, сведения для индивидуального (персонифицированного) учета представляются страхователями в соответствующие органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В данном случае сведения по форме СВЗ-М за ноябрь 2022 года подлежали представлению не позднее 15-го декабря 2022 года, тогда как Общество представило таковые 09.01.2023, то есть с нарушением установленного срока.
Между тем, как следует из пунктов 1 и 2 сохраняющего свою силу Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения", в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
В случае непринятия привлекающим к ответственности органом необходимых мер вопрос о неприменении ответственности может быть решен в арбитражном суде по заявлению лица, в отношении которого вынесено решение (постановление) о привлечении к ответственности.
Вопреки утверждению Фонда о неизменности санкции за допущенное Обществом правонарушение норма части третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей с 01.01.2023, не предусматривает ответственности страхователя за несвоевременное представление им сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, который в редакции данной статьи, действующей с указанной даты отсутствует.
С учетом изложенного суды правомерно отказали Фонду в удовлетворении требования о взыскании 2 000 руб. финансовых санкций по решению от 30.03.2023 N 039S19230001363.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судебными инстанциями при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебных актов по существу, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов.
Направленность доводов жалобы на оценку доказательств и установление иных фактических обстоятельств не может быть признана допустимой на стадии кассационного обжалования судебных актов в силу статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ и пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", поскольку исследование доказательственной стороны спора к полномочиям суда округа не относится.
Учитывая, что дело рассмотрено судами полно и всесторонне при правильном применении норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 17.01.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2024 по делу N А05-10721/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил кассационную жалобу на решение о взыскании финансовых санкций за непредставление сведений по форме СЗВ-М, установив, что с 1 января 2023 года ответственность за несвоевременное представление сведений не предусмотрена. Суд признал, что ранее установленные сроки и санкции не действуют в новых условиях, что обосновало отказ в удовлетворении требований Фонда.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 августа 2024 г. N Ф07-8137/24 по делу N А05-10721/2023