г. Москва
08.04.2011
|
N КА-А40/1507-11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 7 апреля 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 8 апреля 2011 г
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Летягиной В.А.,
судей Буяновой И.В., Егоровой Т.А.
при участии в заседании:
от заявителя - Чулкова Л.А. по дов. от 22.03.2011;
от ответчика - Андреев Ю.А. по дов. от 1.03.2011; Малков К.В. по дов. от 18.02.2011; Макарян М.М. по дов. от 11.01.2011, Кочеткова Л.А. по дов. от 31.12.2010,
рассмотрев "7" апреля 2011 года в судебном заседании кассационную жалобу Управления федерального казначейства по г. Москве (УФК по г. Москве) на решение от "6" сентября 2010 года Арбитражного суда г. Москвы, принятое судьей Фатеевой Н.В., на постановление от "6" декабря 2010 года Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Кольцовой Н.Н., Окуловой Н.О., Голобородько В.Я. по заявлению ОАО "Газпром нефть" о признании незаконным бездействий к ИФНС по г. Мытищи Московской области, ИФНС по г. Одинцово Московской области, Управлению федерального казначейства по г. Москве 3е лицо - УФНС по Московской области установил:
ОАО "Газпром нефть" (далее - налогоплательщик, заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ИФНС России по г. Мытищи Московской области, ИФНС России по г. Одинцово Московской области, Управлению федерального казначейства по г. Москве о признании незаконным бездействия ИФНС по г. Мытищи Московской области, выразившегося в отсутствии письменного обращения в Управление федерального казначейства по г. Москве о возврате суммы налога обществу в размере 157 827 руб., и обязании устранить допущенное нарушение путем письменного обращения в Управление федерального казначейства по г. Москве; бездействия ИФНС по г. Одинцово Московской области, выразившегося в отсутствии письменного обращения в Управление федерального казначейства по г. Москве о возврате суммы налога обществу в размере 221 265 руб., обязании устранить допущенное нарушение путем письменного обращения в Управление федерального казначейства по г. Москве; бездействия Управления федерального казначейства по г. Москве, выразившегося в не возврате денежных средств заявителю; обязании Управления федерального казначейства по г. Москве возвратить обществу 379 092 руб. (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Состоявшимися по делу судебными актами признано незаконным бездействие ИФНС России по г. Одинцово Московской области, выразившееся в отсутствии письменного обращения в Управление федерального казначейства по г. Москве о возврате суммы налога ОАО "Газпром нефть" в размере 221 265 руб.
Суд обязал ИФНС России по г. Одинцово Московской области устранить допущенное нарушение путем направления письменного обращения в Управление федерального казначейства по г. Москве.
Признано незаконным бездействие Управления федерального казначейства по г. Москве, выразившееся в не возврате денежных средств ОАО "Газпром нефть";
Суд обязал Управление федерального казначейства по г. Москве возвратить ОАО "Газпром нефть" денежные средства в размере 379 092,0 руб.
В удовлетворении остальной части требований заявителю отказано.
Законность состоявшихся по данному делу судебных постановлений проверена в связи с жалобой Управления федерального казначейства по г. Москве. Оснований для их отмены не найдено.
Из материалов дела следует, что налогоплательщик при заполнении платежных поручений от 31.07.2006 N 695 на сумму 73 755 руб.; от 31.07.2006 N 694 на сумму 73 755 руб.; от 27.10.2006 N 830 на сумму 73 755 руб.; от 18.08.2006 N 482 на сумму 52 609 руб.; от 18.08.2006 N 481 на сумму 52 609 руб.; от 27.10.2006 N 829 на сумму 52 609 руб., ошибочно указал расчетный счет Управления федерального казначейства по г. Москве.
В целях возврата денежных средств, ошибочно перечисленных плательщиком на балансовый счет Управления федерального казначейства г. Москвы и предназначенных для уплаты на соответствующий счет органа Федерального казначейства по Московской области, общество 04.12.2008 обратилось в УФК по г. Москве с письмом N НК02/27128.
Данное письмо обществом также было направлено в Управление ФНС России по г. Москве.
УФК по г. Москве в письме от 12.01.2009 N 02-30/38 указало, что с учетом нормативных актов Минфина России и Федерального казначейства, возврат средств может быть осуществлен в рассматриваемом случае на основании письменного обращения в УФК по субъекту РФ, в которое платеж был ошибочно перечислен, администратору поступлений в бюджет по субъекту РФ, в который данный платеж должен был поступить, с приложением к нему копии заявления плательщика.
Данные разъяснения заявителем были выполнены.
Судами установлено, что ИФНС по г. Мытищи 20 мая 2009 года руководителю УФК по г. Москве (л.д. 94, т. 1) направило письмо, в котором содержалось просьба возвратить обществу ошибочно перечисленные деньги. Однако Управление своей обязанности не выполнило. ИФНС по г.Одинцово такое письмо не направляло.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (п. 1 ст. 166.1) наделил Федеральное казначейство бюджетными полномочиями.
В соответствии с п. 12 Порядка учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ, утвержденным Приказом Минфина РФ от 05.09.2008 N 92Н, невыясненные поступления, ошибочно поступившие на счет органа Федерального казначейства и предназначенные для уплаты на соответствующий счет другого органа Федерального казначейства, возвращаются плательщику органом Федерального казначейства по месту зачисления платежа при поступлении письменного обращения от администратора поступлений в бюджет, которому предназначался платеж, с приложением заявления плательщика и копии нормативного правового акта главного администратора поступлений в бюджет, наделяющего его соответствующими полномочиями, и в случае отсутствия на территории данного субъекта Российской Федерации администратора поступлений в бюджет, подведомственного тому же главному администратору поступлений в бюджет.
Таким образом, запрета на возврат данных средств ни указанным положением, ни бюджетным законодательством не предусмотрено. Напротив, предусматривается возможность их возврата при условии наличия волеизъявления налогоплательщика и обращения администратора поступлений в бюджет, обладающего бюджетными полномочиями в отношении данных платежей.
При этом пунктом 12 Порядка установлен общий порядок возврата платежей.
Возврат осуществляется на основании заявления плательщика, банка или администратора поступлений в бюджет и оформленной в соответствии с ними органом Федерального казначейства заявки на возврат не позднее 3-х рабочих дней со дня поступления в орган Федерального казначейства соответствующего заявления.
При таких обстоятельствах суды правомерно указали, что ИФНС России по г. Одинцово Московской области, допущено незаконное бездействие выразившееся в отсутствии письменного обращения в Управление федерального казначейства по г. Москве о возврате суммы налога ОАО "Газпром нефть" в размере 221 265 руб.; Управлением федерального казначейства по г. Москве, допущено незаконное бездействие, выразившееся в не возврате денежных средств ОАО "Газпром нефть", в связи с обращением к нему ИФНС России по г. Мытищи.
Суды правильно указали, что бездействие должностных лиц нарушает право общества на возврат ошибочно перечисленных в 2006 году денежных средств.
С учетом изложенных обстоятельств, суды обоснованно отклонили довод УФК по г. Москве о том, что без получения поручения налогового органа УФК по г. Москве осуществить возврат на расчетный счет заявителя суммы налога не представляется возможным, поскольку с получением заявления (поручения) от ИФНС России по г. Мытищи - препятствий на возврат денежных средств налогоплательщику не было.
В кассационной инстанции представитель казначейства пояснил, что поручение ИФНС России по г. Мытищи составлено не по форме.
Этот довод заявлен впервые, однако никаких писем в адрес ИФНС России по г. Мытищи переоформить поручение не было и не представлено.
Также не может быть принят во внимание и довод представителя казначейства о неисполнимости решения, поскольку суд признал бездействие ИФНС России по г. Одинцово (в настоящее время - ИФНС России N 15 по Московской области) и обязал инспекцию устранить допущенные нарушения, а также обязал казначейство после этого осуществить возврат денежных средств ООО "Газпром нефть".
С учетом того, что с 2006 года общество не может возвратить ошибочно перечисленные денежные средства, суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов и оставляет в силе судебные акты.
Суд удовлетворяет ходатайство ИФНС России по г. Одинцово о правопреемстве. Документы на этот счет приняты и приобщены к делу.
Руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
установить правопреемство Одинцовской ИФНС по Московской области в Межрайонную ИФНС N 15 по Московской области.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 6 сентября 2010 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 6 декабря 2010 года по делу N А40-52140/10-129-280 - оставить без изменения, кассационную жалобу Управления федерального казначейства по г. Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.А. Летягина |
Судьи |
И.В. Буянова |
|
Т.А. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.