г. Москва |
|
26 августа 2014 г. |
Дело N А40-132223/12-84-1367 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В. А.,
судей Кузнецова А. М., Туболец И. В.,
при участии в заседании:
от заявителя ОАО "Второй Московский приборостроительный завод" - Шарова С.А. - дов. от 21.04.2014 г. N 30/43Д/14, Буторина О.А. - дов. от 13.08.2014 г. N 30-76Д-14, Ковынева М.А. - дов. от 22.04.2014 г. N 30-44Д-14
от ответчика ДГИ г.Москвы - Титова А.А. - дов. от 27.12.2013 г. N 33-Д-936/13
от третьего лица: ФГБУ "ФКП Росреестра" по г. Москве - не явился (извещен надлежаще)
рассмотрев 19 августа 2014 г. в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на постановление от 22 апреля 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Якутовым Э.В., Каменецким Д.В., Свиридовым В.А.,
по заявлению ОАО "Второй Московский приборостроительный завод" (ОГРН 1027700129720)
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании незаконным решения, обязании,
третье лицо: ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2014 г. отменено решение Арбитражного суда города Москвы от 26.12.2013 г. по заявлению ОАО "Второй московский приборостроительный завод" (далее - общество, заявитель) к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - Департамент) о признании незаконным решения, оформленного письмом от 04.07.2012 г. N 33-5-10000/12-(0)-1 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка размером 6635+/-29 кв.м. с кадастровым номером 77:07:0012007:19, по адресу: г. Москва, Очаковское ш., вл.20; об обязании подготовить и направить для подписания надлежащего оформления проект договора купли-продажи земельного участка с определением выкупной цены в размере 20 процентов от кадастровой стоимости, предоставить земельный участок.
Законность и обоснованность постановления проверена судом кассационной инстанции в порядке статей 284, 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой Департамента, в которой просит отменить постановление апелляционной инстанции, оставив в силе решение суда. Изучив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, отзыв общества на кассационную жалобу, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, а также соответствия выводов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции полагает, что обжалованное постановление подлежит оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда города Москвы от 17.01.2013, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2013, Обществу было отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным решения ДЗР, оформленного письмом от 04.07.2012 N 33-5-10000/12-(0)-1 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка размером 6 635 кв.м с кадастровым номером 77/07/0012007/19 по адресу: г. Москва, Очаковское шоссе, владение 20; обязании подготовить и направить для подписания проект договора купли-продажи земельного участка в сумме 20% от кадастровой стоимости, предоставить земельный участок.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 12.08.2013 решение Арбитражного суда города Москвы от 17.01.2013, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2013 по делу N А40-132223/12-84- 1367 были отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал на то, что суды не исследовали обстоятельства, которые имеют существенное значение для решения вопроса о возможности заключения договора купли-продажи спорного участка, в частности:
согласно Перечню земельных участков улично-дорожной сети города Москвы, расположенных в границах существующей улично-дорожной сети и относящихся к землям общего пользования, утвержденного Законом города Москвы от 21.03.2007 N 8, спорный земельный участок не входит в состав земельных участков улично-дорожной сети; из кадастрового паспорта и кадастровой выписки земельного участка следует, что он не относится к землям общего пользования и не пересекается с землями общего пользования;
суды не приняли во внимание и то обстоятельство, что согласно заключению архитектурно-планировочного объединения ЗАО города Москвы от 14.12.2004 N 370/57, решения комиссии по вопросам земельных отношений в ЗАО города Москвы (протокол от 17.03.2005) Обществу установлено право пользования земельным участком общей площадью 0,8333 га.
Повторно рассмотрев заявленные требования, суд первой инстанции вынес решение об отказе в удовлетворении заявления общества, ссылаясь на то, что обжалуемым письмом права и законные интересы общества не были нарушены, общество не представило доказательств того, что для эксплуатации зданий заявителя согласно статьи 33 (п.3) Земельного кодекса РФ ему необходима площадь в 7 раз превышающая площадь, занятую зданиями.
Отменяя решение суда, Девятый арбитражный апелляционный суд обоснованно исходил из следующего.
Общество является собственником объектов недвижимости:
нежилого здания по адресу: Очаковское шоссе, д.20, стр.1, общей площадью 432,8 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права 77-АН 667617);
нежилого здания по адресу: Очаковское шоссе, д.20, стр.2, общей площадью 473 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права 77-АН 667618).
Объекты недвижимого имущества расположены на земельном участке площадью 6 933,51 кв.м с кадастровым номером 77:07:0012007:19, имеющего адресные ориентиры г. Москва, Очаковское ш., вл.20.
Согласно выписке из кадастрового паспорта земельного участка от 13.06.2012 разрешенное использование - эксплуатация складских сооружений транспортного хозяйства завода.
28.06.2012 г. общество обратилось в службу "одного окна" Департамента с заявлением о приобретении в собственность данного земельного участка.
Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка явилось то, что земельный участок имеет пересечение с землями общего пользования, границы пересечения требуют уточнения и после получения кадастрового паспорта на земельный участок с уточненными границами общество вправе вновь обратиться в службу "одного окна" по вопросу предоставления в собственность земельного участка.
Обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.
В подпункте 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения регламентируются ЗК РФ.
На основании пункта 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пункту 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В пункте 2 статьи 35 ЗК РФ предусмотрено, что площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 33 ЗК РФ предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
В соответствии с пунктом 7 статьи 37 ЗК РФ границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства; границы устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии0, естественных границ земельного участка.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что земельный участок был сформирован именно для обслуживания объектов недвижимости общества в установленном законом порядке и в испрашиваемом размере, суд апелляционной инстанции верно констатировал, что отказ, изложенный в письме Департамента, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно Перечню земельных участков улично-дорожной сети города Москвы, расположенных в границах существующей улично-дорожной сети и относящихся к землям общего пользования, утвержденного Законом города Москвы от 21.03.2007 N 8, спорный земельный участок не входит в состав земельных участков улично-дорожной сети; из кадастрового паспорта и кадастровой выписки земельного участка следует, что он не относится к землям общего пользования и не пересекается с землями общего пользования.
Поэтому, указанные в оспариваемом решении Департамента основания для отказа в предоставлении Обществу земельного участка не могут быть признаны соответствующими закону.
Согласно заключению архитектурно-планировочного объединения Западного административного округа города Москвы от 14.12.2004 N 370/57, решения комиссии по вопросам земельных отношений в ЗАО города Москвы (протокол от 17.03.2005) обществу установлено право пользования земельным участком общей площадью 0,8333 га.
В связи с этими обстоятельствами был заключен договор аренды земельного участка от 30.09.2005 N М-07-507368.
В соответствии с п.1.1 предметом Договора являются два земельных участка (кадастровые номера 77:07:0012007:19 и 77:07:0012007:52) общей площадью 8 333 кв.м, предоставляемые в пользование для эксплуатации складских сооружений транспортного хозяйства завода.
Из выписки кадастрового паспорта земельного участка следует, что по состоянию на дату выдачи выписки - 13.06.2012 разрешенное использование земельного участка не изменилось - эксплуатация складских сооружений транспортного хозяйства завода.
Суд принял во внимание и то, что согласно свидетельствам о праве собственности 77-АН 667617 и 77-АН 667618 общество приобрело находящиеся на земельном участке объекты недвижимого имущества в порядке приватизации, где в пункте 16 плана приватизации указано об оформлении земельно-правовых отношений на земельные участки.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии постановления суда апелляционной инстанции не допущено нарушения норм права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства. Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2014 года по делу N А40-132223/12 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.А.Долгашева |
Судьи |
А.М.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.