г. Москва |
|
10 мая 2012 г. |
Дело N А40-126206/09-55-965 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 мая 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Нечаева С.В.
судей: Федосеевой Т.В., Новоселова А.Л.
при участии в заседании:
от истца - не явился, извещен
от ответчика - не явился, извещен
от третьих лиц - не явились, извещены
рассмотрев 03 мая 2012 года в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации
на решение от 09 ноября 2011 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Высокинской О.А.
и постановление от 31 января 2012 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Баниным И.Н., Юрковой Н.В., Яремчук Л.А.
по иску Муниципального унитарного предприятия "Бежецкие автобусные перевозки" (Тверская обл., г. Бежецк, ОГРН 1046902004115)
к Министерству финансов Российской Федерации (Москва, ОГРН 1037739085636)
третьи лица: Тверская область в лице Департамента социальной защиты населения Тверской области, Департамент финансов Тверской области
о взыскании 3 188 052 руб. 42 коп.
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Бежецкие автобусные перевозки" (истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании за счет казны Российской Федерации убытков в размере 3 249 368 руб. 47 коп., связанных с перевозкой льготных категорий граждан федерального регистра на основании единых социальных проездных билетов в Тверской области в 2006 году на основании ст.ст. 8, 12, 15, 16, 125, 790, 1064, 1069, 1071, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерацией (с учетом уточнения исковых требований в порядке стать 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05 марта 2010 года, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 11 августа 2010 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определением от 21 марта 2011 года N ВАС-15974/10 отказал истцу в передаче настоящего дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, указав на возможность пересмотра оспариваемых судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам.
Решением от 09 ноября 2011 года Арбитражный суд города Москвы отменил решение от 08 апреля 2010 года по новым обстоятельствам.
Истец поддержал исковые требования в размере 3 164 896 руб. 23 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09 ноября 2011 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 января 2012 года, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанными судебными актами, ответчик обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции отменить, как принятые с нарушением норм материального права, при несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению ответчика, расчет истца не подтвержден документально, вывод суда о том, что компенсация не привела к полному возмещению понесенных расходов, является необоснованным.
В заседании суда кассационной инстанции представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил оставить обжалуемые судебные акты в силе.
Истец, ответчик, третьи лица, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемого решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец является коммерческим транспортным предприятием, целью и предметом деятельности которого является организация перевозки городским автомобильным транспортом и получение прибыли.
В 2006 году во исполнение Постановления Правительства Тверской области от 16.02.2005 г. N 32-па истец осуществлял перевозку отдельных категорий граждан, включенных в федеральный регистр льготников по единым социальным проездным билетам.
Обращаясь в суд с иском, истец указал, что понес расходы в размере 3 164 896 руб. 23 коп., размер которых определён расчётным методом, подлежащие возмещению за счет казны Российской Федерации.
При рассмотрении суд исходил из положений статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3, 44, 63 Федерального закона N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Удовлетворяя требования по иску, суд пришел к обоснованному выводу о правомерности возмещения расходов истца в соответствии с нормативными актами Тверской области.
При этом суд признал представленный истцом расчет убытков обоснованным и соответствующим единообразной судебной практикой по данной категории дел.
Ввиду отсутствия на законодательном уровне, в том числе в конкретном субъекте Российской Федерации, способа расчёта размера неполученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества, возможно использование расчётного метода, в том числе на основании методики федерального органа государственной статистики (постановления Президиума ВАС РФ от 23.04.2007 г.. N 1476/07, от 05.02.2008 г.. N 16069/07, от 25.01.2011 г.. N 9621/10, от 26.04.2011 г.. N17828/10, от 25.07.2011 г.. N5481/11).
В расчёте убытков истца использованы следующие показатели: количество проданных федеральным и региональным льготникам единых социальных проездных билетов, утверждённые в установленном порядке тарифы на проезд, удельный вес истца среди автобусных предприятий муниципального образования, количество поездок, совершаемых по каждому ЕСПБ, их распределение между внутригородским и пригородным сообщением, длина средней поездки в пригородном сообщении.
Все показатели расчёта подтверждены документами уполномоченных органов.
Полученная на основании Постановления N 32-па компенсация учтена в качестве частичного возмещения убытков.
Разрешая спор, суд правильно применил нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют постановлениям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июня 2009 года N 2992/09, от 25 января 2011 года N 9621/10, от 26 апреля 2011 года N 17828/10, от 25 июля 2011 года N 5481/11.
Суд кассационной инстанции находит правильным применение судом положений статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации при недостаточности выделенных средств за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях Президиума от 23.04.2007 г. N 1476/07, от 05.02.2008 г. N 16069/07, от 05.02.2008 г. N 12479/07, от 23.06.2009 г. N 2992/09, от 25.01.2011 г. N 9621/10, от 26.04.2011 г. N 17828/10, под расходами предприятий общественного транспорта понимается не полученная с пассажиров, которым предоставлены льготы, провозная плата; предъявляемые транспортными предприятиями расходы в связи с перевозкой отдельных категорий граждан, в соответствии со статьями 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации являются реальным ущербом и должны быть подтверждены документально; наличие либо отсутствие договора не лишает транспортную организацию права требовать полного возмещения расходов в соответствии со ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации; ввиду отсутствия на законодательном уровне, в том числе в конкретном субъекте Российской Федерации, способа расчета размера неполученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества, возможно использование расчетного метода; при определении публично-правового образования, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот, учитываются сведения федерального и регионального регистра льготников; финансирование льготы для льготников федерального регистра является расходным обязательством Российской Федерации; согласно установленным для предприятия тарифам на перевозку компенсация ему расходов исходя из цены указанных льготных билетов не приводит к полному возмещению понесенных расходов.
Кассационная инстанция полагает, что суд первой и апелляционной инстанции правомерно признал расчеты истца обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09 ноября 2011 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 января 2012 года по делу N А40-126206/09-55-965 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Нечаев |
Судьи |
Т.В.Федосеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.