Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 16 июля 2012 г. N Ф05-6286/12 по делу N А40-76941/2011

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Обоснованно отклонены и доводы истца о ничтожности оспариваемого договора в связи с его несоответствием положениям ст. 64 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве), поскольку в соответствии с определением Арбитражного суда г. Москвы от 25.03.2010 г. по делу N А40-53898/09-103-182"Б", производство по делу о банкротстве ОАО "Московский шинный завод" было прекращено (т. 2 л.д. 72 - 73).

Также суд кассационной инстанции соглашается с выводом суда о том, что оспариваемый договор содержит все условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия основного договора, учитывая, что предметом договора указано нежилое здание (с обозначением адреса, площади, кадастрового номера), а не земельные участки.

Вместе с тем, вывод суда о том, что предварительный договор от 05.03.2010 является ничтожным в части п. 3.5, содержащегося в нем соглашения о задатке, как противоречащее положениям ст. 429 Гражданского кодекса Российской Федерации, также является обоснованным, поскольку предварительный договор порождает обязательство заключить в будущем основной договор, т.е. не денежное обязательство. Денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения (п. 3.5 предварительного договора от 05.03.2010), в соответствии с ч. 1 ст. 380 Гражданского кодекса Российской Федерации признается задатком. При этом согласно положениям статей 380 и 381 Гражданского кодекса Российской Федерации задаток не может обеспечивать не денежное обязательство, поэтому обеспечительная функция задатка в рамках предварительного договора не может быть реализована, как противоречащая закону. Отсюда полномочие по принятию денег в рамках предварительного договора является ничтожным как противоречащее закону независимо от признания его таковым судом (ст. 168, 166 ГК РФ). При этом ничтожность данного обязательства (по уплате задатка) влечет недействительность предварительного договора, как сделки, в части уплаты истцом задатка, в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, и обязанность возвратить уплаченную сумму в соответствии со статьей 167 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве применения последствий недействительности ничтожной сделки. Вместе с тем, согласно ст. 180 Гражданского кодекса Российской Федерации, недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части (данная правовая позиция совпадает в позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 19.01.2010 N 13331/09).

Также судом сделан правильный и обоснованный вывод о недоказанности истцом факта осведомленности ответчика ООО "МДЦ" о наличии ограничений в Уставе, что может являться основанием для признания предварительного договора недействительным в силу положений ст. 174 Гражданского кодекса Российской Федерации, если истцом будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об этих ограничениях, поскольку, как разъяснено в п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.1998 N 9 "О некоторых вопросах применения ст. 174 Гражданского кодекса Российской Федерации при реализации органами юридических лиц полномочий на совершение сделок", истец не представил доказательств того, что поставил в известность ООО "МДЦ" о наличии указанного ограничения в Уставе, а, следовательно, не доказал, что ООО "МДЦ" знало или заведомо должно было знать об ограничениях полномочий юридического лица, заключившего сделку.

...

В соответствии с ч. 6 ст. 429 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства, предусмотренные предварительным договором, прекращаются, если до окончания срока, в который стороны должны заключить основной договор, он не будет заключен либо одна из сторон не направит другой стороне предложение заключить этот договор."


Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 16 июля 2012 г. N Ф05-6286/12 по делу N А40-76941/2011