• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 июля 2012 г. N Ф05-6522/12 по делу N А41-12174/2011

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Как видно из материалов дела, в соответствии с постановлением Главы г. Троицка Московской области от 25.10.2000 г. N 791 "О предоставлении в аренду земельного участка ООО "Кристалл-Б" во временное владение и пользование общества был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 50:54:020101:0002 площадью 10.206 кв. м, расположенный в районе городской свалки для организации рынка стройматериалов контейнерного типа до 31.12.2010 г. Во исполнение указанного постановления 27.10.2000 г. между Комитетом по управлению имуществом г. Троицка (арендодателем) и ООО "Кристалл-Б" (арендатором) был заключен договор аренды N 28 земельного участка площадью 10.206 кв. м, с кадастровым номером 50:54:020101:0002, расположенного по адресу: Московская область, г. Троицк, в районе городской свалки г. Троицка для организации рынка строительных материалов контейнерного типа сроком до 31.12.2010 г. (том 1 л.д. 7 - 9). Впоследствии кадастровый номер участка 50:54:020101:0002 был изменен на 50:54:010101:4. В период действия названного договора из выписки из Единого государственного реестра прав N 54/006/2010-183 от 13.11.2010 г. Комитету по управлению имуществом г. Троицка стало известно о наличии в реестре прав записи о Российской Федерации как правообладателе земельным участком с кадастровым номером 50:54:010101:4 (том 1 л.д. 167). Полагая, что право собственности на земельный участок было зарегистрировано за Российской Федерацией незаконно, в нарушение норм действующего законодательства, а также прав и законных интересов органа местного самоуправления, Администрация города Троицка Московской области обратилась в суд с настоящим иском, который был удовлетворен в полном объеме, что подтверждается постановлением суда апелляционной инстанции (решением суда первой инстанции в иске было отказано, при этом в обоснование отказа в иске суд первой инстанции сослался на неправомерность заявленных требований ввиду доказанности обстоятельств отнесения спорного земельного участка к федеральной собственностью в соответствии с положениями, содержащимся в ст. 3.1 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"). Причем, апелляционная инстанция, удовлетворяя требования истца, признала недоказанным обстоятельства вхождения земельного участка площадью 10.206 кв.м. с кадастровым номером 50:54:010101:4 в границы земельного участка площадью 776.100 кв.м. с кадастровым номером 50:54:010101:0002, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование ФГУП "ППЗ "Птичное" на основании постановления Администрации Наро-Фоминского района за N 115 от 29 января 1993 года.

Однако судебная коллегия не может в настоящее время согласиться с указанными решением и постановлением по следующим основаниям.

Так, в соответствии со ст. 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые арбитражным судом решение и постановление должны быть законными, обоснованными и мотивированными. Из ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вытекает, что в мотивировочной части решения должны быть указаны фактические и иные обстоятельства дела, установленные арбитражным судом, а также доказательства, на которых были основаны выводы суда об обстоятельствах дела, и доводы в пользу принятого решения, в том числе мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле, включая законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле. Из ст. 3, 3.1 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" вытекает, что права на землю, не предусмотренные статьями 15, 20 - 24 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. При этом в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли. В ст. 17 Земельного кодекса Российской Федерации действовавшей на момент внесения записи, указано что, право собственности у Российской Федерации на земельные участки могло возникнуть в связи с признанием собственности Российской Федерации на земельные участки федеральными законами, право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, а также в случае приобретения земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю". В пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), то оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими."